СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
СТРУКТУРА (ЭТАПЫ) И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебнойй практики составляет:
6 зачетных единицы, 4 недели (216 часов).
Виды учебной работы студентов | Трудоемкость (часы/дни) |
Подготовительный этап | |
Инструктивно-методическая подготовка: 1. Прохождение установочной конференции. 2. Анализ и оценка портфолио (педагогической копилки). 3. Прохождение по технике безопасности, соблюдению правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, соблюдению педагогической этики. 4. Ознакомление с программой практики. 5. Получение допуска к практике. 6. Разработка и утверждение индивидуального плана прохождения практики. | 9 часов /1 день |
Основной этап | |
Ознакомительная работа: 1. Ознакомление с локальными документами образовательного учреждения 2. Ознакомление с рабочим местом, должностными инструкциями, документацией педагога-психолога. 3. Подготовка информационной справки об образовательном учреждении: цели, задачи, особенности организации образовательного процесса, инновационная деятельность, основные достижения, перспективы развития. | 18 часов /2 дня |
Исследовательская работа: Выполнение программы учебно-исследовательской практики в условиях образовательного учреждения, позволяющих применять полученные теоретические знания при решении конкретных профессиональных задач, заполнение необходимой документации. | 162 часа /19 дней |
Итоговый этап | |
Подготовка отчета по практике. Подготовка презентации о деятельности студента-практиканта Итоговая конференция | 18 часов /2 дня |
Всего: | 216 часа / 24 дня |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Содержание учебной практики определяется кафедрой педагогики в соответствии с требованиями ГОС ВПО.
№ п/п | Направления работы | Содержание деятельности студента | Форма отчетности |
Подготовительный этап | |||
1. | Инструктивно-методическая подготовка | 1. Прохождение установочной конференции. 2. Анализ и оценка портфолио (педагогической копилки). 3. Прохождение по технике безопасности, соблюдению правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, соблюдению педагогической этики. 4. Ознакомление с программой практики. 5. Получение допуска к практике. 6. Разработка и утверждение индивидуального плана прохождения практики. | 1. Дневник педагогической практики; 2. Портфолио (педагогическая копилка); 3. Программа практики; 4. Направление на практику; 5. Индивидуальный план прохождения практики. |
Основной этап | |||
1. | Ознакомительная работа | 1. Изучение условий воспитания и обучения школьников. 2. Изучение содержания: - психологического кабинета и психологического инструментария; - нормативной, специальной и организационно-методической документации практического психолога | 1. Сведения о школе 2.Характеристика кабинета психолога и социального педагога, знакомство с инструментарием. 3. Анализ документации на соответствие предъявляемым требованиям |
2. | Исследовательская работа 1. Наблюдение за деятельностью педагога-психолога школы | · Наблюдение за процедурой психолого-педагогического обследования школьников. · Наблюдение за ходом коррекционно-развивающего занятия. · Наблюдение за психологическим консультированием родителей | 1. Протокол наблюдения 2.Анализ наблюдений за деятельностью педагога-психолога |
2. Психолого-педагогическое обследование школьников | 1. Психолого-педагогическая диагностика двоих детей: · Общие сведения об ученике · Физическое развитие · Характеристика условий семейного воспитания · Краткая характеристика класса, членом которого является ученик · Положение ученика в классном коллективе, характеристика его отношений с учителем · Характеристика учебной деятельности · Особенности личности · Особенности эмоционально-волевой сферы · Уровень интеллектуального развития школьника · Индивидуально-типологические особенности 2. Оформление специальной и организационной документации психолога | · Дневник наблюдений · Диагностические методики · Рабочие материалы результатов диагностики (продукты деятельности ребенка, протоколы бесед, наблюдений, экспериментальных исследований, социометрии и др.) · Психолого-педагогическая характеристика класса · Психолого-педагогическая характеристика детей · Психологическое заключение · Рекомендации учителю и родителям по преодолению причин неуспеваемости и организации индивидуального подхода к детям с учетом их психологических особенностей | |
3.Профилактическая, коррекционно-развивающая и воспитательная работа с детьми | 1. Составление для детей коррекционно-развивающей программы с определением типов, видов, форм и средств воздействий по выявленным проблемам. 2. Составление конспектов коррекционно-развивающих занятий для детей и их проведение. 3. Проведение воспитательного мероприятия с детьми | · Программа психокоррекционной (развивающей) работы с обследованными детьми · Конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей (не менее 2) и самоанализ их проведения · Конспект и самоанализ воспитательного мероприятия | |
4. Работа с родителями (психологическое консультирование и просвещение) | 1. Подготовка стендового практического материала рекомендательного характера для родителей (тематика по выбору). 2. Составление плана мероприятий по психологическому просвещению родителей, воспитателей, педагогов. 3. Проведение коллективной консультации для родителей (обработка и удовлетворение запроса) | · Папка-передвижка · План мероприятий по психологическому просвещению родителей, воспитателей, педагогов · Конспект коллективной консультации для родителей (обработка и удовлетворение запроса) | |
5. Психологическое обеспечение педагогического процесса | 1. Проведение психологического анализа одного из уроков. 2. Проведение психологического анализа педагогического взаимодействия учителя с детьми. 3. Психологический анализ воспитательного мероприятия. 4. Составление психологических рекомендаций учителю по результатам психологического анализа. 5. Проведение консультации для учителей по проблемам обучения и воспитания детей в начальной школе | · Программа наблюдения урока · Фотозапись урока · Анализ урока · Программа наблюдения за общением с детьми · Протокол наблюдения · Анализ взаимодействия · Рекомендации по результатам психологического анализа · Конспект консультации для учителей с использованием активных методов обучения | |
Итоговый этап | |||
3. | Итоговая аттестация по практике | 1. Подготовка отчета по практике 2. Подготовка презентации о ходе прохождения учебно- исследовательской практики. 3. Подведение итогов и отчет на итоговой конференции | 1. Отчет по практике 2. Характеристика работы студента практиканта. 3. Портфолио (педагогическая копилка из опыта работы студента – практиканта) 4. Журнал практики с анализом и самоанализом проведенных мероприятий. 5. Презентация Power Point о деятельности студента-практиканта. |
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Вид учебной работы студентов | Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии | Средства обучения |
Подготовительный этап | ||
Лекции, семинарские и практические занятия Установочная конференция | -Лекции-диалоги, проблемные лекции, информативные лекции, семинарские занятия в интерактивной форме. - Дискуссии, тренинги, игры (подвижные, деловые, театрализованные), кейс-технологии, метод «Мозговой штурм», творческие презентации и защиты творческих заданий, коллективный анализ результатов работы, рефлексия. - Распределение в общеобразовательные учреждения, знакомство с условиями работы. -Ознакомление с программой практики, проведение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности и правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения. | - Мультимедийные лекции-презентации, - Нормативно-правовая база организации деятельности психолога, педагога-психолога, - Инструктажи. - Подготовка портфолио: сценарии воспитательных мероприятий (конкурсы, познавательно-развлекательные игры, тематические беседы, тренинги, дискуссии, праздники и развлечения); картотека подвижных, словесных, дидактических игр; психолого-педагогические тренинги; психолого-педагогические диагностики исследования личности учащегося; |
Основной этап | ||
Ознакомление со спецификой работы образовательного учреждения | - Ознакомление с локальными документами образовательного учреждения. - Ознакомление с рабочим местом, должностными инструкциями, документацией педагога-психолога. - Подготовка информационной справки образовательного учреждения: цели, задачи, особенности организации образовательного процесса, инновационная деятельность, основные достижения, перспективы развития | - Документации образовательного учреждения - Информационная справка |
Ознакомление со спецификой работы педагога-психолога | - Посещение воспитательного мероприятия и учебного или развивающего занятия любого уровня, составление отчета о посещении. Заполнение необходимой документации. - Посещение двух мероприятий, организуемые педагогом-психологом (коррекционные занятия, диагностические обследования, консультации и т.п.), с последующим совместным с педагогом, проводившим мероприятие, анализом. Подготовка отчета. | Содержание воспитательных мероприятий, бесед, игр на знакомство, наблюдения. Разработки воспитательных мероприятий. Коррекционные занятия, диагностические обследования, консультации и т.п. Планы работы педагога-психолога, классного руководителя. Диагностические методики педагога-психолога Совместный с педагогом-психологом анализ посещенных воспитательных, коррекционных, диагностических и пр. мероприятий |
Практическая исследовательская деятельность | - Определение и формулирование темы исследовательской деятельности для ее разработки в период прохождения практики. - Проведение теоретического анализа выявленной проблемы, формулирование соответствующих выводов практической направленности, выделение показателей, критериев и процедур оценки эффективности научно-исследовательской деятельности. - Подготовка информационной справки - Разработка программы консультативной деятельности для образовательного учреждения с учетом выявленных проблем. - Разработка и реализация одной развивающей программы с использованием методов социального активного обучения (тренинг). -Подготовка отчета с данной программой и анализом результатов ее реализации и. - Разработка и проведение воспитательного мероприятия. Оформление конспекта мероприятия. - Разработка конспекта и проведение для детей, родителей или педагогов просветительской беседы о профессии педагога-психолога. Подведение итога, анализ. - Описание примеров проблемных ситуаций из практики и пути их решения (не менее 5). | Анализа актуальных проблем педагогики и психологии, анализ основных направлений развития системы образования РФ, анализ актуальных потребностей образовательного учреждения – места прохождения практики, Критерии и процедуры оценки эффективности научно-исследовательской деятельности. Аналоги информационных справок образовательных учреждений. Аналоги программ консультативной деятельности педагога-психолога. Развивающие программы с использованием методов социального активного обучения, тренинги. Методический материал для разработки воспитательного мероприятия, просветительской беседы. Отзыв о проведённом мероприятии от педагога-психолога данного образовательного учреждения. Методический материал с примерами проблемных ситуаций из практики их решения Заполнение журнала практики. |
Итоговый этап | ||
Итоговая аттестация по практике Подготовка отчета по практике Подготовка презентации о ходе прохождения учебно-исследовательской практики. Подведение итогов и отчет на итоговой конференции. | Работа с компьютером в разных программах. Оформление документации. Составление доклада. − анализ участия студентов в учебно-исследовательской практике; − обобщение положительного опыта работы в общеобразовательных учреждениях и подготовка к ней; − анализ трудностей и недостатков, имевших место при проведении практики. − коллективное обсуждение предложенных вопросов; − дискуссии по отдельным вопросам; − индивидуальные впечатления студентов; − выставка лучших разработок воспитательных мероприятий студентов; − сообщение итогов учебно-исследовательской практики. | Отчет в форме портфолио. Мультимедийная презентация Доклад на конференции Журнал практики. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ