Тема: Организаторская техника. «Азбука организатора»
Основные элементы организаторской работы
На этом занятии мы познакомимся с таким понятием как организаторская деятельность (техника)
Организаторская техника
Если хочешь быть лидером, надо овладеть организаторской техникой. Организаторская техника – это важное средство успешной деятельности организатора, которая включает в себя ряд способов достижения цели:
1.Умение владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять своим эмоциональным состоянием, владеть техникой речи (дикция, темп)
2.Умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом в процессе решения организаторских задач (бесконфликтное взаимодействие, стимулирование деятельности)
ПОЧЕРК ОРГАНИЗАТОРА
Для того чтобы хорошо организовать какое-либо дело, организаторы пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать собственным примером («делай, как я»), четвертые, прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются.
Есть и такие, которые могут с успехом использовать разные способы воздействия на людей.
В общем, если хорошо приглядеться, наши товарищи-организаторы, да и все мы, стараемся выбирать наиболее удобные для дела способы организации. Частое повторение одних и тех же приемов, способов воздействия выражает стиль работы организатора.
Для того чтобы вам было легче разобраться в стилях руководства, обозначим их символами.
Стили работы лидера. А. Н. Лутошкин выделяет такие стили.
1. | РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ Эффективен в только еще складывающихся коллективах. | Стрелок натянул тетиву, и стрела, вырвавшись из плена сильных пальцев, понеслась к цели. А стрелок достаёт из колчана следующую стрелу. Он торопится, так как целей много и их надо успеть поразить. Рядом находятся другие стрелки, можно бы их тоже включить в дело. Но стреляющий то ли не доверяет им, то ли считает, что самому действовать надежнее — если промахнется, то отвечать будет сам. Есть организаторы, которые действуют таким же образом: единолично принимают решение, настойчиво добиваются его выполнения. И летят их стрелы: приказы, указания, требования в сторону участников дела. |
2 | ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ Эффективен в сложившихся коллективах. | Вы слышали о таком древнем метательном оружии — бумеранге? Пущенный умелой рукой в цель, он пролетает по окружности и возвращается обратно к тому месту, откуда был послан. Метатель может вновь использовать это оружие. Вот так и организатор, прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана дела по кругу, советуясь с помощниками, с участниками организуемого дела. Выслушав мнения участников работы, а они могут быть противоречивыми, учтя эти мнения, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с людьми и в процессе самой работы, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого в общее дело. |
3 | СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Эффективен в зависимости от ситуации. | Организатору бывает порой нелегко работать там, где сами ребята не могут договориться между собой, отказываются действовать дружно. Возникают конфликты, ссоры. Как тут быть, что предпринять? Вот и мечется организатор от одного к другому, от группировки к группировке, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. А это бывает сделать трудно: приходится приспосабливаться, уговаривать, увещевать, просто «выкручиваться» из положения. Такой организатор стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех. |
4 | ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Эффективен только как вспомогательный. | Медленное течение реки несет плот. Его то вынесет на середину, и он горделиво покачивается у всех на виду, то прибьет к берегу, а то и занесет в тихую заводь, и он стоит спокойно и ждет порыва ветра, чтобы вновь его понесло дальше. Мы тоже знаем ребят, которые в своих действиях похожи на этот плот. Они предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет. |
Правила организаторской работы
1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
· Выдели в задаче главное и второстепенное;
· Выясни время выполнения задачи;
· Уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
· Определи место выполнения задачи, материальные средства, которые необходимы для её выполнения.
2. Подготовься к выполнению задания:
- Изучи опыт других, посоветуйся с педагогами;
- Сделай предварительную расстановку людей;
- Составь план, исходя из реальных возможностей.
3. Подготовь к выполнению заданий своих товарищей:
- Обсуди план со всеми участниками;
- Учти поправки и замечания, высказанные товарищами.
4. учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
- Привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
- Осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
- Давай оценку работе своих товарищей только на основе достоверных данных.
5. Будь внимателен в период завершения работы:
- Требуй отчета о работе от своих помощников;
6. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:
· Проанализируй работу со своими помощниками и всеми её участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
· Старайся поощрить работу своих помощников.
· РЕФЛЕКСИЯ
· Ответь на вопросы:
№ вопроса | Содержание вопроса |
1. | Сколько стилей работы лидера выделяет А. Н. Лутошкин: 3, 4, 5, 7 |
2. | Определи стиль работы лидера по предложенной картинке (запиши номер стиля) |
Укажи (запиши)номер стиля работы лидера, который эффективен в уже сложившихся коллективах. | |
4. | В каком из шести правил организаторской работы важно осуществлять учет времени, отведенного на выполнение частей работы |