Методика обучения литературе
ЗБ-Р-Л-41
Горох А.А.
Тема: А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжение ознакомленияс лирическими произведениями А.А. Фета, формирование полноты, осознанности, прочности знаний; совершенствование речевых навыков, овладение навыками анализа художественного текста.
Задачи:
Обучающая.
· прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;
· показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.
Развивающая.
· развивать интерес к творчеству поэта;
· развивать навык анализа поэтического текста;
· обогащать духовный опыт детей;
· развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
Воспитывающая.
· воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;
· воспитывать интерес к стихотворениям поэта.
Планируемые результаты:
1. Предметные: Иметь представление о жизни и творчестве Фета; о связи человека с природой.
2. Метапредметные УУД:
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Регулятивные: планировать необходимые действия; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах
3. Личностные: Расширить понимание красоты и мира природы в целом.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки.
Литература: Литература. 6 класс. Коровина В. Я., Полухина В. П. Часть 1, Москва «Просвещение» 2012
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация и актуализация знаний.
4. Постановка учебной задачи.
5. Слово о писателе.
6. Чтение и анализ стихотворения.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересный урок. Он посвящен творчеству Афанасия Афанасьевича Фета. Открывайте тетради, запишите число и тему урока.
Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о русских поэтах – певцах родной природы. На прошлом занятии мы познакомились с лирическими произведениями Ф.И. Тютчева и выяснили, что природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы продолжим учиться видеть, слышать и понимать красоту природы, поэзии и живописи. Но начнём с проверки домашнего задания.
Выборочный опрос учеников: выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.
Мотивация и актуализация знаний.
- Теперь вспомним, что нам уже известно об А.А. Фете (сведения из биографии).
Ответы: Фамилия правильно произносится Фёт;
Фамилия по отцу Шеншин;
Родился в Орловской губернии;
Представитель «чистой поэзии»….
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, что будет целью нашего урока? (продолжим изучение биографии и творчества А.А.Фета)
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Афанасия Афанасьевича Фета - одного из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Стихи А. Фета - это чистая поэзия, там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы: о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. А.А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Познакомимся с биографией поэта.
Слово о писателе.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.) родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда в ноябре 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.
Это дом, в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, когда был студентом.
Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.
В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
Чтение и анализ стихотворения.
Фет А. А. - «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
- Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь? (лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….)
- Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали? (страх, радость, тревогу, спокойствие….)
- А теперь посмотрим, как А.А. Фет передаёт состояние человека в осеннем лесу, его переживания, настроения. Прочитаем внимательно первую строфу:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.
- Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? (ему жутко, грустно, но в то же время весело)
- Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Не потому ли чувство смешанное, что Фет этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать?
-Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? А ветка ели – рукав её платья. Теперь мы видим, как много А.А. Фет смог передать всего лишь одной строкой.
- А теперь прочитайте 2-4 строчки:
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
- Какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука? (повторяется звук «у», который является ударным. Он вызывает шум ветра.)
- Читаем 2-ю строфу:
Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
- С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему? (со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя)
- Какие согласные звуки в 3-6 строках передают шум ветра? (согласные «ж», «ш»)
- Правильно. Молодцы! А как вы понимаете значение глагола гудёт? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудёт от смысла глагола гудит? («гудёт» диалектное, мало употребляется. «Гудит» - звук длительный однотонный, а «гудёт» - издаёт гул, урчание (клокочущие, рычащие звуки), поэтому «гудёт» не такое однотонное действие)
- На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? (строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук рога. Разделяет строфу слово «чу»)
- Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? (Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Междометие носит просторечный характер.)
- А каким словом можно заменить это просторечное междометие? (вдруг, слышишь….)
- И что же герой неожиданно слышит? (взывающий рог)
- Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
- С помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека. Как вы понимаете значение слова «взывающий»? (взывающий – обращаться с призывом, звать)
- Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы. (Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий…)
- Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу:
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мёртвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
- Рассмотрим первую строку 3-ей строфы:
«Сладостен зов мне глашатая медного!».
- Какова полная форма слова «сладостен»? (сладостный)
- Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? (Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.)
- Герой слышит сладостный зов. Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному «зов». Давайте попробуем подобрать ещё несколько однокоренных слов. (взывающий, зовущий, звать….)
- Кто такой глашатай? И какой предмет автор называет глашатаем медным? (рог – глашатай медный)
Глашатай - в старину: вестник, всенародно объявляющий, возвещающий что-н.
- Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы – «мертвым листам». А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
-К кому или к чему обращается герой в этих строчках? (к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.)
- Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?
- Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»? (несчастный, одинокий)
- Правильно. Молодцы! Мы с вами разобрали всё стихотворение: теперь каждое слово нам понятно, а если у вас есть вопросы, задавайте.
- Если нет вопросов, то посмотрим: Каким размером написано стихотворение? (Дактиль)
- Дактиль – трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов – ударный и два безударных (- '--).
Рифма – (от греч. соразмерность) созвучие окончаний стихотворных строк.
- Каков способ рифмовки (какая рифма)? (перекрёстная рифма, так как первая строка рифмуется с третей, а вторая с четвертой и т.д.)
- Хорошо. Теперь обратим внимание на длину строк. Как высчитаете, они напоминают вам порывы ветра? (Да, они похожи на порывы ветра.)
Итог урока.
- Теперь давайте сделаем выводы – о чём стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?
- Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
- Фет в стихотворении создает образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину.
- В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами.
Итак, мы видим, что в этом стихотворении А.А. Фета состояние природы сливается с человеческими эмоциями. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя стремятся отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности.
В заключение нашего урока предлагаю послушать песню на стихи А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
Рефлексия.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Если вам было интересно на уроке, вы все поняли, поднимите левую руку. Если вам было скучно и непонятно, поднимите правую руку.
Домашнее задание.
1. Опираясь на статью учебника, подготовить рассказ о жизненном пути А. А. Фета.
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…».