Хроматическая гамма и ее правописание




Родство тональностей

В тональной музыке в качестве основных (или главных) используются, как известно, тридцать различных тональностей (24 + 6 тональностей энгармонически равных) и все они находятся в определенных связях или соотношениях друг с другом. Наиболее близкими по отношению к данной являются тональности, имеющие с ней много общих звуков, общих аккордов и обнаруживающих непосредственное ладо функциональное соподчинение их тонических трезвучий, как главных трезвучий лада. На этих основаниях все тональности подразделяются на родственные и неродственные

Для каждого мажора родственными будут те шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

тональность параллельного минора (то есть VI ступени);

тональности доминанты и субдоминанты и параллельные им минорные тональности (то есть, соответственно, III и II ступеней);

тональность минорной субдоминанты (IVг) — от гармонического вида данного мажора:

Для каждого минора родственными будут тоже шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

тональность параллельного мажора (то есть III натуральной ступени);

тональности натуральной доминанты (dн) и субдоминанты и параллельные им мажорные тональности (то есть, соответственно, VIIн и VI ступеней);

тональность мажорной доминанты(Dг) — от гармонического вида данного минора:

Примечание: В схемах сплошными линиями и стрелками показаны тональности, находящиеся в диатоническом родстве с данной главной тональностью (в том числе и параллельные между собой побочные тональности).

Пунктирными линиями (без стрелок) обозначены непосредственные родственные связи между остальными побочными тональностями данной ладовой системы.

Итак, в диатоническом родстве с данным мажором находятся две мажорные и четыре минорные тональности, а с данным минором—две минорные и четыре мажорные тональности.

Разница в ключевых знаках при этом бывает различной и потому не может служить единственным достоверным признаком близости или отдаленности сравниваемых тональностей. Так, у параллельных тональностей ключевые обозначения всегда одни и те же, потому что звуковой состав, их натуральных видов идентичен.

Тональности доминанты и субдоминанты и их параллельные тональности всегда отличаются от данной мажорной или минорной тональности на один ключевой знак: доминантовые — в сторону увеличения диезов, субдоминантовые — в сторону увеличения бемолей. А вот тональности гармонической (минорной) субдоминанты для мажора и гармонической (мажорной) доминанты для минора разнятся с основной тональностью сразу на четыре ключевых знака: первая — в сторону увеличения бемолей, вторая — в сторону увеличения диезов. Кстати, это обстоятельство широко используется в модуляционной технике для ускорения переходов в далекие тональности.

 

Тональности 1 степени родства для C dur Тональности 1 степени родства для a moll
a -moll параллельная тональность C -dur параллельная тональность
F- dur тональность субдоминанты d - moll тональность субдоминанты s
d - moll тональность параллельная S F- dur тональность параллельная s
G- dur тональность доминанты D e - moll тональность доминанты d
e -moll тональность параллельная D G- dur тональность параллельная d
f moll тональность гармонической sг E- dur тональность гармонической D

 

Хроматическая гамма и ее правописание

Хроматической называется гамма, строящаяся только по полутонам. Сама по себе она не выражает какой-либо самостоятельной ладовой системы, хотя и возникла в результате заполнения хроматическими полутонами всех большесекундовых соотношений диатонической семиступенной гаммы мажорного или минорного лада. Если не подчеркивать ладотональную первооснову хроматической гаммы соответствующими гармоническими средствами или хотя бы метроритмическим выделением опорных диатонических ступеней лада, то на слух ладовое наклонение и тональность хроматической гаммы определить практически невозможно. Визуально это можно сделать лишь по нотации, которая производится по следующим правилам:

1) хроматическая гамма нотируется с учетом лежащего в ее основе звукоряда диатонического мажора или минора, ступени которого всегда сохраняют свою орфографию в неизменности;

2) в восходящем движении повышаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон, исключение составляет VI ступень в мажоре и

I ступень в миноре, вместо повышения которых соответственно понижаются на хроматический полутон VII ступень в мажоре и II ступень в миноре;

3) в нисходящем движении в мажоре понижаются на полтона все диатонические ступени, которые отстоят от следующих за ними ступеней на целый тон; исключение составляет V ступень, вместо понижения которой повышается IV ступень.

Орфография нисходящего хроматического звукоряда в миноре (где не понижаются I и V ступени) совпадает с нотацией такого же звукоряда в одноименном мажоре (разумеется, с учетом ключевых знаков альтерации).

В C-dur (хроматический)

Как видно из приведенного выше примера, различие в записи мажорной и минорной хроматических гамм обусловливается прежде всего тем, какие именно из двенадцати звуков принимаются за семиступенную диатоническую основу лада, а уже в соответствии с этим нотируются и остальные звуки (или добавляются необходимые знаки альтерации у диатонических ступеней).

В восходящем движении всякая повышенная ступень воспринимается как напряженное вводнотоновое тяготение (то есть как терция доминантсептаккорда или прима вводного септаккорда) к следующему за ней полутоном выше диатоническому звуку, на котором может быть построено мажорное или минорное трезвучие, то есть аккорд, могущий стать тоническим устоем. Именно потому, что в мажоре на VII ступени встречается уменьшенное трезвучие, являющееся неустойчивым аккордом, к которому, естественно, не может быть и тяготения, в мажорной хроматической гамме не производится и повышение VI ступени.

В нисходящем движении всякая пониженная ступень рассматривается либо как септима доминантсептаккорда (то есть как IV ступень лада), либо как септима уменьшенного вводного септаккорда или же нона малого доминантнонаккорда (то есть как VI ступень лада) в соответствующей родственной тональности. Как известно, этот звук должен разрешаться ходом на полтона вниз: в первом случае — в терцию, а во втором — в квинту соответствующего тонического трезвучия. Однако поскольку уменьшенное трезвучие ни при каких обстоятельствах не является устойчивым аккордом, к нему не может быть тяготений ни снизу, ни сверху, поэтому V ступень в хроматической гамме и не понижается.

В миноре уменьшенное трезвучие строится на II ступени натурального вида лада, и именно по этой причине в нотации хроматической гаммы в миноре отсутствуют звуки, имеющие восходящее и нисходящее полутоновые тяготения соответственно к приме и квинте этого трезвучия:

В C-dur (хроматическом)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: