В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»




«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского.

Владимир Маяковский – убеждённый коммунист по своим взглядам, а значит выступает против богатых эксплуататоров, поэтому он настойчиво демонстрирует неприязнь, граничащую с ненависть, по отношению к частным собственникам (в короткий период Новой Экономической Политики в СССР в середине 20-х годов было разрешено мелкое предпринимательство).

Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера персонажей, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

Петин папа

был преважным:

в доме жил пятиэтажном

и, как важный господин,

в целом доме

жил один.

Здесь нужно дать уместные цитаты (а не какие попадутся), которые насыщены деталями гиперболическими и гротескными, которые характеризуют жадных, а также их оценку окружающими. Например:

Очень толстый, очень лысый, злее самой злющей крысы. В лавке сластью торговал, даром сласти не давал. Сам себе под вечер в дом 20 сто пакетов нес с трудом, а за папой, друг за другом, сто корзин несет прислуга. Ест он, с Петею деля, мармелад и кренделя. Съест и ручкой маме машет: - Положи еще, мамаша! - 30 Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.

 

Петя явлен как патологический жадина: он грубо расправляется с бедным щенком, попросившим поделиться (краткая цитата), его презрительно характеризуют окружающие (животные, милиционер и пр – цитата)


В дальнейшее развитие событий (каких событий дальнейшее развитие?? Текст нужно составлять так, чтобы было понятно людям, не читавшим стихотворение) в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», невоспитанным жадиной, «угнетателем зверей»:

Петя,

выйдя на балкончик,

жадно лопал сладкий пончик:

словно дождик по трубе,

льет варенье по губе.

Четверней лохматых ног

шел мохнатенький щенок.

Сел.

Глаза на Петю вскинул:

— Дай мне, Петя, половину!

При моем щенячьем росте

не угрызть мне толстой кости.

Я сильнее прочих блюд

эти пончики люблю.

Да никак не купишь их:

заработков никаких. —

Но у Пети

грозный вид.

Отвернуться норовит.

Не упросишь этой злюни.

Щен сидит,

глотает слюни.

Невтерпеж,

поднялся —

скок,

впился в пончиковый бок.

Петя,

посинев от злости,

отшвырнул щенка за хвостик.

Нос

и четверо колен

об земь в кровь расквасил щен.

Омочив слезами садик,

сел щенок на битый задик.

Изо всех щенячьих сил

нищий щен заголосил:

— Ну, и жизнь —

не пей, не жуй!

Обижает нас буржуй.

Выйди, зверь и птичка!

Накажи обидчика! -

Вдруг,

откуда ни возьмись,

сто ворон слетают вниз.

Весь оскаленный, шакал

из-за леса пришагал.

За шакалом

волочится

разужасная волчица.

А за ней,

на три версты

распустив свои хвосты,

два огромных крокодила.

Как их мама уродила?!

Ощетинивши затылки,

выставляя зубы-вилки

и подняв хвостища-плети,

подступают звери к Пете.

- Ах, жадаба!

Ах ты, злюка!

Уязви тебя гадюка!

Ах ты, злюка!

Ах, жадаба!

Чтоб тебя сожрала жаба!

Мы

тебя

сию минутку,

как поджаренную утку,

так съедим

или иначе.

Угнетатель ты зверячий! -

И шакал,

как только мог,

хвать пузана

за пупок!

Тут

на Петю

понемногу

крокодил нацелил ногу

и брыкнул,

как футболист.

- Уходи!

Катись!

Вались! -

Плохо Пете.

Пете больно.

Петя мчит,

как мяч футбольный.

Долетел,

от шишек страшный,

аж

до Сухаревой башни.

 

Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. (краткие цитаты!!)

По контрасту с Петей показана рабочая семья Симы – средоточие всех достоинств.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, алчного и жадного. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не изуродованы жадностью могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

 

Завершается сказка обращением поэта к детям:

 

Полюбите, дети, труд - как написано тут.

Защищайте

всех, кто слаб, от буржуевых лап.

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Согласно советской идеологии, такое отрицательное качество как жадность есть один из так называемых пережитков капитализма, которые нужно активно преодолевать. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает, как полагалось согласно политической доктрине большевизма, то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.

 

Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию.

 

Сказка сказкою,

а вы вот

сделайте из сказки вывод.

полюбите, дети, труд –

как написано тут.

Защищайте

всех, кто слаб,

от буржуевых лап.

Вот и вырастете

- истыми

силачами-коммунистами.

 

Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескной литературы. Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство.

 

Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. (Большая советская энциклопедия)

Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Буржуй - Презрительное или бранное обозначение буржуа. Буржуази́я - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности

 

Начнем с произведения Н. Носова «Незнайка на Луне».

«Незнайка на Луне» — роман-сказка Николая Носова из серии о приключениях Незнайки с элементами научной фантастики и социальной сатиры и антиутопии. Это заключительная часть трилогии романов Носова, состоящей из произведений: Сначала о том (очень кратко), что герои романа попадают из мира абсолютного взаимного доверия между людьми, бескорыстия и коммунистического равенства, где даже не знают, что такое деньги, в мир капитализма, описанный советским писателем как мир жестокости, лжи и беспредельной жадности.

 

Мне кажется, что на эту книгу надо обратить особое внимание. Трудно назвать какое-нибудь детское литературное произведение, где так рельефно было бы показано непримиримое идеологическое противоборство капитализма и социализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостояния однозначна - иного и не могло быть в советской литературе того периода). Любимый всеми детьми герой Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных отношений, общества, где святыми являются институты частной собственности и свободы предпринимательства, где мерилом достоинств и качеств человека является его капитал, где царит жадность и алчность. Здесь действуют иные законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального коммунизма.

Книга чрезвычайно идеологизирована. Писатель яркими красками расцвечивает ужасы алчного («Лунного») мира: нищету, безработицу, безнравственность, жадность, стремление к наживе.

Здесь немного расписать, т.е. привести примеры того, как жадность правит миром Луны: Мига и Жулио, Большой бредлам, Скуперфильд, ну, и цитату ввернуть с указанием актуальности в современной России.

«- К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть?

- «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.

- Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.

- Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить»

Но это маловато и поэтому мало понятно. Поискать более убедительную.

 

"Незнайка на Луне" - отражение современной действительности в России. В мире, в котором правит только жажда денег, наживы и развлечений, превращающих людей в баранов. Фрагменты сказки 1964 года звучат как никогда актуально...

В эпоху холодной войны Николай Носов написал замечательную детскую книжку - "Незнайка на Луне". Она поражает вдумчивого читателя размахом затронутых проблем, скрытых под маской детской сказки.

В его книге доводятся до гротеска все недостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа предстает перед читателем как Давилонская баржа, монополистические объединения - в виде больших бредламов. Карикатурно изображается полиция, которая, по Носову, совершенно не следит за соблюдением порядка в государстве. На фоне всего этого резким контрастом выступает общественное устройство земных коротышек. Юный читатель не может устоять перед силой носовских аргументов. Он твердо становится на сторону земных коротышек – предвестников "светлого будущего".

Даже окончательная победа социализма над капитализмом осуществляется не в результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами и "вселунной" революции (что соответствовало бы догмам учебников марксизма-ленинизма), а совершенно фантастическим образом. Коротышкам удается разрешить проблему редкости экономических благ (по крайней мере, бесконечно раздвинуть границы области производственных возможностей) за счет резкого увеличения КПД всех отраслей промышленности в результате использования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских земных растений. Решение неразрешимой, с точки зрения современной экономической теории, проблемы редкости автоматически приводит к смене формаций.

 

Проанализировав данные произведения можно сделать вывод, о том что писатели, изображая алчных, жадных взрослых людей, показывают как эти пороки оказывают разрушительное действие на них самих и на их детей. Алчные люди, их облик и поступки, изображаются отталкивающими как с этической, так и эстетической стороны. Проблемы алчности и наживы поднимаются как в реалистической, так и в сказочно-фантастической литературе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: