«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского.
Владимир Маяковский – убеждённый коммунист по своим взглядам, а значит выступает против богатых эксплуататоров, поэтому он настойчиво демонстрирует неприязнь, граничащую с ненависть, по отношению к частным собственникам (в короткий период Новой Экономической Политики в СССР в середине 20-х годов было разрешено мелкое предпринимательство).
Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера персонажей, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:
Петин папа
был преважным:
в доме жил пятиэтажном
и, как важный господин,
в целом доме
жил один.
Здесь нужно дать уместные цитаты (а не какие попадутся), которые насыщены деталями гиперболическими и гротескными, которые характеризуют жадных, а также их оценку окружающими. Например:
Очень толстый, очень лысый, злее самой злющей крысы. В лавке сластью торговал, даром сласти не давал. Сам себе под вечер в дом 20 сто пакетов нес с трудом, а за папой, друг за другом, сто корзин несет прислуга. Ест он, с Петею деля, мармелад и кренделя. Съест и ручкой маме машет: - Положи еще, мамаша! - 30 Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.
Петя явлен как патологический жадина: он грубо расправляется с бедным щенком, попросившим поделиться (краткая цитата), его презрительно характеризуют окружающие (животные, милиционер и пр – цитата)
В дальнейшее развитие событий (каких событий дальнейшее развитие?? Текст нужно составлять так, чтобы было понятно людям, не читавшим стихотворение) в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», невоспитанным жадиной, «угнетателем зверей»:
|
Петя,
выйдя на балкончик,
жадно лопал сладкий пончик:
словно дождик по трубе,
льет варенье по губе.
Четверней лохматых ног
шел мохнатенький щенок.
Сел.
Глаза на Петю вскинул:
— Дай мне, Петя, половину!
При моем щенячьем росте
не угрызть мне толстой кости.
Я сильнее прочих блюд
эти пончики люблю.
Да никак не купишь их:
заработков никаких. —
Но у Пети
грозный вид.
Отвернуться норовит.
Не упросишь этой злюни.
Щен сидит,
глотает слюни.
Невтерпеж,
поднялся —
скок,
впился в пончиковый бок.
Петя,
посинев от злости,
отшвырнул щенка за хвостик.
Нос
и четверо колен
об земь в кровь расквасил щен.
Омочив слезами садик,
сел щенок на битый задик.
Изо всех щенячьих сил
нищий щен заголосил:
— Ну, и жизнь —
не пей, не жуй!
Обижает нас буржуй.
Выйди, зверь и птичка!
Накажи обидчика! -
Вдруг,
откуда ни возьмись,
сто ворон слетают вниз.
Весь оскаленный, шакал
из-за леса пришагал.
За шакалом
волочится
разужасная волчица.
А за ней,
на три версты
распустив свои хвосты,
два огромных крокодила.
Как их мама уродила?!
Ощетинивши затылки,
выставляя зубы-вилки
и подняв хвостища-плети,
подступают звери к Пете.
- Ах, жадаба!
Ах ты, злюка!
Уязви тебя гадюка!
Ах ты, злюка!
Ах, жадаба!
Чтоб тебя сожрала жаба!
Мы
тебя
сию минутку,
как поджаренную утку,
так съедим
или иначе.
Угнетатель ты зверячий! -
И шакал,
|
как только мог,
хвать пузана
за пупок!
Тут
на Петю
понемногу
крокодил нацелил ногу
и брыкнул,
как футболист.
- Уходи!
Катись!
Вались! -
Плохо Пете.
Пете больно.
Петя мчит,
как мяч футбольный.
Долетел,
от шишек страшный,
аж
до Сухаревой башни.
Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. (краткие цитаты!!)
По контрасту с Петей показана рабочая семья Симы – средоточие всех достоинств.
Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, алчного и жадного. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не изуродованы жадностью могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».
|
Завершается сказка обращением поэта к детям:
Полюбите, дети, труд - как написано тут.
Защищайте
всех, кто слаб, от буржуевых лап.
Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).
Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Согласно советской идеологии, такое отрицательное качество как жадность есть один из так называемых пережитков капитализма, которые нужно активно преодолевать. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает, как полагалось согласно политической доктрине большевизма, то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.
Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию.
Сказка сказкою,
а вы вот
сделайте из сказки вывод.
полюбите, дети, труд –
как написано тут.
Защищайте
всех, кто слаб,
от буржуевых лап.
Вот и вырастете
- истыми
силачами-коммунистами.
Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескной литературы. Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство.
Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. (Большая советская энциклопедия)
Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.
Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.
Буржуй - Презрительное или бранное обозначение буржуа. Буржуази́я - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности
Начнем с произведения Н. Носова «Незнайка на Луне».
«Незнайка на Луне» — роман-сказка Николая Носова из серии о приключениях Незнайки с элементами научной фантастики и социальной сатиры и антиутопии. Это заключительная часть трилогии романов Носова, состоящей из произведений: Сначала о том (очень кратко), что герои романа попадают из мира абсолютного взаимного доверия между людьми, бескорыстия и коммунистического равенства, где даже не знают, что такое деньги, в мир капитализма, описанный советским писателем как мир жестокости, лжи и беспредельной жадности.
Мне кажется, что на эту книгу надо обратить особое внимание. Трудно назвать какое-нибудь детское литературное произведение, где так рельефно было бы показано непримиримое идеологическое противоборство капитализма и социализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостояния однозначна - иного и не могло быть в советской литературе того периода). Любимый всеми детьми герой Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных отношений, общества, где святыми являются институты частной собственности и свободы предпринимательства, где мерилом достоинств и качеств человека является его капитал, где царит жадность и алчность. Здесь действуют иные законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального коммунизма.
Книга чрезвычайно идеологизирована. Писатель яркими красками расцвечивает ужасы алчного («Лунного») мира: нищету, безработицу, безнравственность, жадность, стремление к наживе.
Здесь немного расписать, т.е. привести примеры того, как жадность правит миром Луны: Мига и Жулио, Большой бредлам, Скуперфильд, ну, и цитату ввернуть с указанием актуальности в современной России.
«- К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть?
- «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
- Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.
- Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить»
Но это маловато и поэтому мало понятно. Поискать более убедительную.
"Незнайка на Луне" - отражение современной действительности в России. В мире, в котором правит только жажда денег, наживы и развлечений, превращающих людей в баранов. Фрагменты сказки 1964 года звучат как никогда актуально...
В эпоху холодной войны Николай Носов написал замечательную детскую книжку - "Незнайка на Луне". Она поражает вдумчивого читателя размахом затронутых проблем, скрытых под маской детской сказки.
В его книге доводятся до гротеска все недостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа предстает перед читателем как Давилонская баржа, монополистические объединения - в виде больших бредламов. Карикатурно изображается полиция, которая, по Носову, совершенно не следит за соблюдением порядка в государстве. На фоне всего этого резким контрастом выступает общественное устройство земных коротышек. Юный читатель не может устоять перед силой носовских аргументов. Он твердо становится на сторону земных коротышек – предвестников "светлого будущего".
Даже окончательная победа социализма над капитализмом осуществляется не в результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами и "вселунной" революции (что соответствовало бы догмам учебников марксизма-ленинизма), а совершенно фантастическим образом. Коротышкам удается разрешить проблему редкости экономических благ (по крайней мере, бесконечно раздвинуть границы области производственных возможностей) за счет резкого увеличения КПД всех отраслей промышленности в результате использования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских земных растений. Решение неразрешимой, с точки зрения современной экономической теории, проблемы редкости автоматически приводит к смене формаций.
Проанализировав данные произведения можно сделать вывод, о том что писатели, изображая алчных, жадных взрослых людей, показывают как эти пороки оказывают разрушительное действие на них самих и на их детей. Алчные люди, их облик и поступки, изображаются отталкивающими как с этической, так и эстетической стороны. Проблемы алчности и наживы поднимаются как в реалистической, так и в сказочно-фантастической литературе.