В 1980-е годы перед экономикой ЕС появились другие задачи: снижение уровня инфляции, достижения устойчивых темпов экономического роста, уменьшения безработицы, стабилизация платежных балансов. Соответствии с этими задачами Комиссия ЕС определила основные направления в бюджетной политике: сокращение дефицитов госбюджета, увеличение доли бюджетных средств, направляемых на инвестиции, переквалификация рабочей силы и снижение производственных затрат, повышение уровня контроля за использованием средств на социальные мероприятия.
Следует заметить, что задача гармонизации бюджетной политики оказалось достаточно сложным процессом с определенными внутренними противоречиями. С одной стороны, формально уменьшился уровень самостоятельности отдельных государств в бюджетном регулировании, страны обязались представлять руководству ЕС проекты своих бюджетов и отчетов об их выполнении, информировать органы ЕС о проведении соответствующих бюджетных мер. С другой стороны, хозяйственные механизмы стран-участников остаются автономными, хотя растет уровень их взаимозависимости; государства имеют различный уровень экономического развития, неодинаковую социально-политическую ситуацию внутри страны, соответственно обусловливает противоречивость интересов как в бюджетной, так и в целом в экономической политике.
Во-вторых, не менее важным аспектом, с точки зрения организации финансов ЕС, является синхронизация налоговых систем и гармонизация налоговой политики стран-участниц. Еще Римский договор 1967 г., который стал правовой и организационной основой европейской экономической интеграции, поставил задачу постепенной гармонизации всех налогов, заложив концептуальные основы межгосударственной налоговой унификации. В целом синхронизация налоговых систем стран ЕС предусматривает не только сближение налоговой структуры, механизма взыскания, величины основных налоговых ставок, но и проведение странами-участницами согласованной налоговой политики при решении как конъюнктурных, так и долгосрочных структурных проблем. Гармонизированная налоговая политика означает, что автономное использование налоговых инструментов отдельными странами ЕС должны находиться под контролем наднациональных руководящих органов Евросоюза, которые, основываясь на общих интересах всех партнеров, определяют налоговую политику каждого участника ЕС.
|
Оборонная политика ЕС
Началом проведения Европейским Союзом политики в области безопасности и обороны можно считать 1998 год, когда Франция и Соединенное Королевство в Сен-Мало подписали соответствующую декларацию.
К сегодняшнему дню европейская политика в области безопасности и обороны превратилась в несомненную составляющую североатлантического пространства безопасности.
1 декабря 2009 г. в действие вступил Лиссабонский договор, который превратил европейскую политику в области безопасности и обороны в единую политику союза в области безопасности и обороны.
Единая политика Европейского Союза в области безопасности и обороны (CSDP, от английского термина Common Security and Defence Policy) – неотъемлемая часть единой политики Европейского Союза в области внешней политики и политики безопасности (CFSP, от Common Foreign and Security Policy). Единая политика в области безопасности и обороны обеспечивает союзу способность к оперативным действиям с использованием для этой цели как гражданских, так и военных средств стран-членов. Цель Европейского Союза в управлении кризисами – предотвращение конфликтов, обеспечение мира и усиление международной безопасности.
|
В марте 2000 года начали работу комитет Европейского Союза по политике и безопасности, военный комитет, военный штаб и военно-политическая группа. Задача данных военных и политических структур – дальнейшее развитие единой политики в области безопасности и обороны, а также политический контроль над операциями Европейского Союза по урегулированию кризисов и стратегическое управление ими.
.
Основой европейской политики в области безопасности является действенное партнерство Европейского Союза и НАТО. Ответственность за коллективную военную оборону Европы несет НАТО. Таким образом, Европейский Союз и НАТО имеют взаимодополняющие задачи.
Началом развития военного потенциала Европы можно считать 1999 год, когда на Верховном Совете Европы в Хельсинки была одобрена первая главная военная задача Европейского Союза 2003.
Сейчас основой развития военного потенциала Европейского Союза является стратегия безопасности Европы, согласно которой основную опасность для Европы представляют распространение оружия массового поражения, терроризм и международная преступность, энергобезопасность и изменение климата. Чтобы обеспечить защищенность европейского пространства безопасности от вышеперечисленных видов опасности, в развитии своего военного потенциала Евросоюз сосредоточился, главным образом, на обеспечении стабильности в близлежащих регионах и обеспечении международной безопасности и порядка в дальних регионах.
|
В рамках главной военной задачи на 2010 г. идет развитие необходимого потенциала и готовности к действиям, а также создание готовности к сотрудничеству различных политических и военных структур.
Развитие военного потенциала – постоянный процесс, важно быть завтра готовым к завтрашней опасности, а не сегодня к вчерашней. В сфере развития военного потенциала важным шагом стал план развития потенциала, одобренный летом 2008 года. Это документ, который создает основу для процесса развития потенциала в области политики безопасности и обороны, предоставляет возможности для сотрудничества и оценивает изменение опасности в течение 25 лет.
Сотрудничество ЕС и РФ.
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС.
24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима.
12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание.
31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону.
1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.
21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.
23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе.
13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений».
25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС.
23 апреля 2012 года Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами ЕС и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн евро», — указывается в документе.
На следующий день с требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров и промышленности. Они указали, что визы тормозят деловые контакты и приводят к ненужным расходам.
В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Единое экономическое пространство
На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[17]
25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона[18]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:
Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.
С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
• предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
• неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
• ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
• попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
• нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
• сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
• заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
• взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.
10 Совет Европы: история становления, структура, основные направления деятельности.
Совет Европы (Council of Europe) ‑ старейшая на континенте международная политическая организация.
Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании Совета Европы и Устав СЕ.
Членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Белоруссия. Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.
Российская Федерация стала 39‑м государством‑членом Совета Европы 28 февраля 1996 года.
Согласно Уставу организации, "целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод".
Нынешние политические полномочия Советы Европы были определены на Третьей встрече глав государств и правительств в мае 2005 года в Варшаве, где были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства‑члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы. Это: продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.
В рамках СЕ принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. Некоторые из этих договорно‑правовых актов открыты для присоединения неевропейских государств. Россия является участником (подписала и ратифицировала) 56‑ти правовых документов Совета Европы, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Структура Совета Европы:
В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года - КМРВЕ.) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Комитет министров (КМСЕ) - директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств‑членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).
Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.
Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.
КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества - специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).
Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.
Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.
Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).
В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.
Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. "Частичные соглашения". В настоящее время Россия участвует в семи из них.
Бюджет организации формируется из взносов стран‑участниц. Регулярный бюджет Совета Европы на 2012 год составляет 240 миллионов евро. Взносы государств - 233,5 миллионов евро.
Штаб‑квартира Организации находится в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации - английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.
11 ОБСЕ: история становления, структура, основные направления деятельности.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
В 1954 году на встрече министров иностранных дел четырех великих держав (США, Великобритании, Франции и СССР) СССР впервые предложил провести совещание по безопасности в Европе. США и их союзники отвергли это предложение, поскольку оно было выдвинуто в качестве альтернативы НАТО и не предусматривало участия США. Однако при улучшении политического климата в конце 60-х, государства НАТО приступили к рассмотрению вопроса о расширении процесса разрядки международной напряженности в Европе.
Ключевая предпосылка НАТО для проведения совещания по безопасности в Европе возникла несколько лет спустя, в 1971 году, при подписании Четырехстороннего соглашения между США, Великобританией, Францией и СССР. После проведения предварительных консультаций, зимой 1972-73 гг., в Хельсинки состоялось первое Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в котором приняли участие 35 государств. Совещание завершилось подписанием Заключительного акта совещания в 1975 году. Заключительный акт Хельсинкского совещания устанавливает принципы поведения в трех измерениях (областях): военно-политическом, экономическом и экологическом, а также по правам человека и носит политический характер, но не является юридически обязательным документом.
С 1975 по 1990 гг. СБСЕ функционировало, как серия совещаний и встреч, на которых обсуждались новые обязательства, а также регулярно рассматривалась их реализация.
Парижский саммит (Встреча на высшем уровне) 1990 года ознаменовал начало создания учреждений (институтов), направленных на решение проблем периода окончания холодной войны. Парижская хартия для новой Европы установила постоянную административную инфраструктуру, включающую в себя Секретариат, Центр по предотвращению конфликтов и Бюро по свободным выборам. На Парижском саммите было также заключено основное соглашение по контролю за вооружениями: Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Развитие ситуации с безопасностью в Европе в 90-х годах и, что особенно важно, распад Югославии и Советского Союза привели к фундаментальным изменениям в СБСЕ: процесс создания учреждений был ускорен и расширен для того, чтобы иметь возможность справляться с новыми задачами; были созданы новые механизмы, улучшены оперативные возможности и усилен контроль за выполнением обязательств. Эти изменения нашли свое отражение на Будапештском саммите 1994 г., где название организации было изменено с СБСЕ на Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Лиссабонский саммит 1996 г. укрепил ключевую роль ОБСЕ в деле содействия безопасности и стабильности во всех трех измерениях (областях). Он также содействовал выработке Хартии Европейской безопасности ОБСЕ, которая была принята на Стамбульском саммите в ноябре 1999 г. Ее принятие сыграло важную роль в улучшении оперативных возможностей организации и в укреплении сотрудничества с партнерами. Там же, на Стамбульском саммите, тридцатью государствами-участниками был подписан адаптированный ДОВСЕ.
На сегодняшний день ОБСЕ является крупнейшей в мире региональной организацией по безопасности, насчитывая 57 государств-участников.
Структура.
Основными органами организации являются:
· Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
· Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
· Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
· Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается вВене).
· Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
· Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
· Парламентская ассамблея ОБСЕ
· Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
Цели и задачи.
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
· «Первая корзина», или политико-военное измерение:
· контроль над распространением вооружений;
· дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
· меры по построению доверительных отношений и безопасности;
· «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерениея
· экономическая и экологическая безопасность.
· «Третья корзина», или человеческое измерение:
· защита прав человека;
· развитие демократических институтов
· мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
12 НАТО: история становления, структура, основные направления деятельности.
Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции.
В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.
В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.
Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.
Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:
– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;
– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.
Состоит из постоянных представителей всех государств-членов, заседание которого проводится не реже одного раза в неделю. Совет является единственным органом, созданным в соответствии с положениями Североатлантического договора и наделенным полномочиями устанавливать «необходимое количество вспомогательных органов» в целях реализации договора.
Решения принимаются на основе принципа единогласия и взаимного согласия. В зависимости от рассматриваемого вопроса, главный комитет, ответственный в той или иной области, берет на себя ведущую роль в подготовке заседаний Совета и в исполнении принятых Советом решений.
Секретариат Совета располагает специализированными отделами и бюро Международного Секретариата, который выполняет координирующую роль в распространении принятых решений и обеспечении соблюдения мандатов Совета.
Комитет военного планирования состоит из постоянных представителей, заседания которого проводятся на уровне министров обороны по меньшей мере два раза в год, обсуждая большинство проблем и вопросов, связанных с планированием коллективной обороны. За исключением Франции, все страны – члены представлены в этом форуме. Комитет военного планирования НАТО дает рекомендации военным властям НАТО, и в пределах своей ответственности, располагает теми же функциями и полномочиями, как и Совет, по вопросам, находящимся в его компетенции.
Работа Комитета военного планирования подготавливается рядом других более низших комитетов с определенными полномочиями, в частности Комитет Военного Наблюбдения, который следит за процессом планирования сил в НАТО и рассматривает другие вопросы, связанные со всей военной структурой. Также как и Совет, Комитет Военного Планирования обращается к высшему комитету по вопросам подготовки работы и исполнения принятых решений.
Группа ядерного планирования (ГЯП) собирается несколько раз в год на уровне министров обороны стран, входящих в состав Комитета НАТО военного планирования. Здесь они обсуждает конкретные вопросы, связанные с ядерными силами, которые включают в себя охрану, безопасность и устойчивость ядерного оружия, информационных систем и коммуникаций, вопросы по развертыванию сил и другие вопросы, представляющие общий интерес, таких как, контроль над ядерным оружием и распространением ядерного оружия.
Работа Группы ядерного планирования подготавливается Исполнительным комитетом ГЯП, который состоит из членов национальных делегаций стран, входящих в состав ГЯП. Исполнительный комитет осуществляет детальную работу от имени потоянных представителей ГЯК. Члены комитета встречаются еженедельно и даже чаще, если есть необходимость.
Группа ГЯП высокого уровня была учреждена в качестве высшего консультативного органа по политическим вопросам и по вопросам ядерного планирования. Группа высокого планирования возглавляется США и состоит из политиков и национальных экспертов.
Парламентская Ассамблея НАТО является межпарламентским институтом, который с 1955г. предоставляет парламентариям Северной Америки и Западной Европы возможность совместного изучения проблем, которые являются предметом общего интереса.
Ассамблея в своей деятельности полностью независима от НАТО, но является связующим звеном между национальными парламентами и Североатлантическим Союзом, она призывает правительства учитывать ее решения при разработке собственных законов.
Функции ПА НАТО:
· - Формулировка рекомендаций для национальных правительств;
· - Является связующим звеном между национальными парламентами и Альянсом;
· - Изучение содержания межправительственных решений, принятых в НАТО, учитывая национальные интересы;
· - Сбор данных и информирование по важным вопросам, представляющим общий интерес;
· -Консультативный форум, который косвенно играет важную роль в формировании политики Альянса.
Важность работы Ассамблеи заключается и в том, что она позволяет изучить мнение парламентариев и общественное мнение касательно вопросов, связанных с Альянсом, а также обеспечивает точную формулировку ожидаемого теми или иными участниками, благодаря проводимым внутри обсуждениям, относительно направлений деятельности Ассамблеи.
В этой связи Ассамблея может играть косвенную, но важную роль в развитии политики Североатлантического Альянса. Рекомендации и резолюции передаются национальным правительствам и парламентам, важным организациям и генеральному секретарю НАТО, который освещает свою позицию после консультаций с Североатлантическим Советом.
Когда решения членов – государств касаются вопросов военного характера, в их обсуждение вовлекаются военные структуры НАТО. В целях поддержания коллетивной безопасности в евроатлантической зоне были созданы два института с полномочиями Генерального Штаба, один расположен в Монсе, Бельгия, отвечая за европейский регион, доругой – в Норфолке, США, ответственный за американское пространство.
Данные институты представляют собой основу деятельности Комитета военного планирования, они управляются данным комитетом по тому же принципу, что и Генеральный Секретарь руководит Североатлантический Советом.
Все решения в структурах НАТО принимаются на основе консенсуса. Это предполагает высокую степень участия всех государств – членов в процессе принятия решений в рамках организации. Этот принцип используется на всех уровнях сотрудничества в пределах НАТО. Из 4200 сотрудников Верховного Командования НАТО более 2100 являются представителями гражданской и военной служб членов-государств.
13 Организация американских государств (ОАГ): история становления, структура, основные направления деятельности.