Алгоритм введения величин (Истомина И.Б.)




I. Понятие величины. Свойства величин.

В начальных классах опираются на так называемое «интуитивное» понятие величины. Под величиной понимают свойство предметов или явлений, по которому эти предметы или явления можно сравнивать с помощью слов «больше» или «меньше».

Позднее дети узнают, что величина – это такое свойство предметов, которое можно измерить.

Измерить величину – это значит, сравнить величину с однородной величиной, принятой за единицу и результат сравнения выразить числом.

Результат измерения записывается с помощью числа и мерки (единицы измерения): 5 см, 3кг, … Эти записи часто называют именованными числами.

Свойства величин:

Однородные величины можно сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить на число.

II. Задачи изучения величин в начальных классах.

В начальных классах изучают следующие величины и единицы их измерения: длина, масса, время, площадь, емкость (объем, вместимость), скорость.

Задачи изучения величин:

  1. Познакомить детей с «интуитивным» понятием величины, с наиболее часто встречающимися величинами.
  2. Познакомить детей с разными способами сравнения величин.
  3. Познакомить детей с процессом измерения величины, записью результата измерения.
  4. Познакомить детей с общепринятыми единицами измерения основных величин. По каждой величине ввести таблицу мер величины.
  5. Научить выполнять операции с именованными числами: преобразовывать, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, и делить на число.
  6. Познакомить детей с измерительными приборами по каждой величине. Формировать навыки измерения величин. Формировать представления о точности измерения. Развивать чувственные представления детей (глазомер, чувство времени и т. д.).
  7. Расширять представления детей об окружающем мире в процессе изучения величин.
  8. Познакомить детей с историей измерения величин, со старинными мерами, с единицами измерения величин, принятыми в разных странах.
  9. Научить решать задачи с использованием связей и зависимостей между величинами.

Все эти задачи реализуются в любой программе обучения детей математике.

III. Этапы формирования представлений о величине и единицах ее измерения.

Петерсон Л. Г., Истомина Н. Б., Аргинская И. И. отмечают, что, несмотря на различия между величинами, при изучении каждой величины можно выделить одни и те же этапы.

Анализ этапов по работе с величиной, предложенный данными авторами, позволяет выделить «обобщенные» этапы по работе с любой величиной (независимо от программы).

 

Этапы Методика
  1. Подготовка к введению величины.
    2. Введение величины (термина).     3. Сравнение величин «непосредственным путем» (без использования мерки): наложением, приложением, «на глаз», ощущением.   4. Введение мерки, введение измерения величины. Сравнение величин с использованием измерения (опосредованный путь).   5. Введение сведений из истории измерения величины.   6. Необходимость введения «единой» мерки при сравнении величин. Введение общепринятой единицы измерения.   7. Знакомство с измерительным прибором. Формирование навыков черчения и измерения.   8. Решение задачи с величиной.   9. Ведение новых единиц измерения величины в тесной связи с изучением нумерации.   10. Преобразование именованных чисел.   11. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.   12. Умножение и деление величины на число.   13. Составление обобщенной таблицы мер величины.
1. Актуализируется опыт детей (дошкольный) по сравнению величин.   2. Используется прием сравнения для выделения нужного свойства (величины). Вводится термин (название) величины.     4. Для введения мерки необходимо создание проблемной ситуации.   5. Возможен перенос этого этапа.     6. Для введения единой мерки необходимо создание проблемной ситуации.   9. Целесообразно объяснить необходимость введения новой единицы измерения.

 

IV. Методика изучения одной из величин.

Разобраться самостоятельно (реализовать каждый этап с учетом требований к нему).

 

Алгоритм введения величин (Истомина И.Б.)

В курсе математики начальных классов дети знакомятся с различными величинами: длина, масса, объем, время, площадь.

При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определенные этапы, в которых нашли свое отражение: математическая трактовка данного понятия, его взаимосвязь с изучением других вопросов начального курса математики, а также психологические особенности младших школьников.

1 этап. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребенка).

2 этап. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путем использования различных мерок).

3 этап. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.

4 этап. Формирование измерительных умений и навыков.

5 этап. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.

6 этап. Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.

7 этап. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.

8 этап. Умножение и деление величин на число.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: