Практические рекомендации по развитию режиссерской игры у детей в дошкольном учреждении




 

Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальным общением участников игрового процесса.

Освоение ребёнком старшего дошкольного возраста позиции субъекта игровой деятельности, по мнению Солнцевой О.В., может быть охарактеризовано, как:

· Интерес к режиссерской игре.

· Активность и избирательность, проявляемые в разных формах режиссерских игр.

· Самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими действиями).

· Владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнёру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры.

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируется:

· преобладающие виды игр, в которые играют дети;

· тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

· организация детьми игровой деятельности - сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;

· наличие и характер действий, направленных на построение игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета;

· наличие и характер действий, направленных на создание образа игрового персонажа в режиссёрской игре;

· особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;

· продолжительность игры.

Регистрация полученных данных может вестись при помощи фотозаписи или с использованием диагностической карты по режиссерской игре:

 

Таблица

Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
  дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре сказочные сюжеты          
Использует в игре игрушки          
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки          
Разговаривает за игрушки          
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки          
Рассказывает о происходящем в игре          
Использует звукоподражания          
Сюжетные действия взаимосвязаны          
Примерная продолжительность игры (в мин.)          

 

Оценив уровень развития режиссерской игры у дошкольников мы можем разработать план мероприятий по целенаправленному формированию игровых навыков. Обычно воспитатели не ставят перед собой задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное свое внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни (о которой детям предварительно даются знания), и организует игру по заранее спланированному сюжету, включающему соответствующие роли, которые необходимо выполнять «до конца игры». Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей (персонажей) в сюжете, каждому предписываются вполне определенные действия. Периодически повторяя игру по одному сюжету, воспитатель распределяет роли между детьми иначе, добиваясь того, чтобы каждый ребенок «научился» выполнять разные конкретные роли в сюжете. Такой план действий не подходит для режиссерской игры, которая по определению является индивидуальной игровой деятельностью ребенка, здесь мы можем говорить о целенаправленном развитии только в рамках опосредованного влияния педагога. Воспитатель может выступать как:

. Инициатор игровой деятельности. Например, парная режиссерская игра. Дети включаются в моделирование сюжетов известных им сказок (таких, как, например, "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Далее дети самостоятельно подбирают игровые атрибуты (куклы, фигурки зверей, игрушечные кубики, обручи и тому подобное). Широко используют замещение отсутствующих атрибутов как на предметном (коврик становится лесом, обруч - озером). Фактически с самого начала игры партнеры побуждают друг друга к продолжению сюжета, введению в него новых элементов, игнорируют искажение партнером образа героя: распространенным является стремление детей смягчить отрицательные черты своего персонажа. Участники игры могут также выходить из временных рамок сюжета, совмещать в сюжете различные сказочные и реальные события. Наблюдалось ярко выраженное стремление участников игры к развернутым речевым высказываниям, разнообразию средств обозначения роли. Интересен, на наш взгляд, и тот факт, что в "живой" игре-драматизации участники более жестко придерживаются игровых правил, чем в подобного рода режиссерской игре, которая позволяет ребенку как бы со стороны наблюдать за действиями персонажей, непосредственно участвуя при этом в обыгрывании сюжета, предоставляя ему тем самым большую внутреннюю свободу.

. Педагог, управляющий становлением режиссерской игры с помощью других видов игровой деятельности, в которых ведущая роль воспитателя необходима. Например, для становления режиссерской игры у детей-дошкольников можно использовать в работе развивающие игры, такие как:

· Пиктограммы - повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Они воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, дополнять сказанное, высказывать суждения. В работе можно использовать различные варианты пиктограмм.

· «Сказки-загадки». В основе этой игры лежит проверка знаний сказок, находчивости. Игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, развивает устойчивость внимания. Для проведения игры необходим набор схем «Сказки-загадки». Педагог показывает детям сказки-загадки. Обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их.

· Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике. Позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций. Учит детей самим изображать различные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, злость). Обогащает и активизирует словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.

Обучение ребенка режиссерской игре должно способствовать развитию умения самостоятельно играть с разными предметами и продолжительное время. У ребенка должна появиться индивидуальная игра.

Приведем конкретный пример по организации режиссерской игры на основе педагогического опыта Пура Ж.Н.

Режиссерская игра «Мы - журналисты»

Цели:

· Развитие связной диалогической речи.

· Развитие коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом.

Задачи:

· Расширение и активизация словарного запаса.

· Закрепление навыков ведения диалога.

· Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Оборудование и атрибутика:

Детские компьютеры, печатная машинка, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.

Игра - занятие серьезное, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры, прочитать произведение о данном персонаже. И только после того, как дети получат достаточное количество сведений о данной профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Поэтому значительная часть предварительной речевой работы ложится на плечи воспитателей и родителей.

Алгоритм организации игры:

. Подготовительная работа:

· Изготовление атрибутов

· Предварительная речевая подготовка:

Чтение произведений

Тематические беседы

Обогащение словарного запаса

Дидактические игры

. Творческие задания, командировки

. Творческие отчеты:

· Выпуск газеты с репортажами и рисунками

· «Радиоэфир»

· «Телерепортажи»

· Оформление фотоальбомов

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными образами - значительно облегчает обучение. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с педагогом ребята обговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на данную картинку. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок-корреспондент имеет возможность строить диалог, имея зрительную опору в виде плана из картинок-символов. Как видно из алгоритма, такого рода занятия представляют собой лишь часть игры, а именно творческую командировку. Приведенная игра предполагает и составление творческих отчетов в виде издания стенгазет различной тематики, пополнения фотоальбома, а также проведения детских «теле- и радиорепортажей».

Набрав очередной материал для газеты, журналисты собираются в пресс-центре и отбирают материал для будущей газеты. В составе пресс-центра газеты действует детское жюри, которое принимает нелегкие решения по оценке различных детских работ. К оформлению газеты сотрудники пресс-центра привлекают талантливых родителей и педагогов, поскольку богатое содержание должно иметь достойную форму.

Детско-педагого-родительская газета издается ежемесячно. Ребята с удовольствием «читают» ее с помощью воспитателя, рассматривают рисунки, обсуждают.

Работа пресс-центра позволяет успешно развивать у детей диалогическую и монологическую речь, в ходе игры преодолевается детская застенчивость, повышается самооценка, осознание собственной значимости. Презентацией стенгазеты и ее ежемесячным выпуском деятельность пресс-центра не завершается. Напротив, анализ выполнения первого проекта, а также параллельное накопление нового материала приводят к совместному решению начать новый творческий проект - создание журнала детского словотворчества, в котором будут публиковаться сочиненные детьми произведения: сказки, рассказы, стихотворения, а также иллюстрации к ним.

Журнал интересен тем, что он «рукотворный», то есть состоит из написанных от руки страниц и детских рисунков. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска журнала для избранного круга читателей, поскольку это издание существует в единственном экземпляре, пресс-центром было принято решение проводить в группах поочередно читательские конференции, на которых бы обсуждалось содержание и качество материалов. Это позволило привлечь большее количество детей и родителей к сотрудничеству, что, в свою очередь, открыло новые горизонты для работы пресс-центра.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу нашего внимания, когда мы обращается к проблеме развития ребенка в ходе режиссерской игры. И трудно определить ту грань, которая разделяет работу и игру. Здесь можно с уверенностью вести речь о многообразной совместной деятельности взрослых и детей, объединенной общим названием «Мы - журналисты».


Заключение

 

В данной контрольной работе мы рассмотрели особенности игровой деятельности дошкольников, выполнили поставленные задачи, а именно определили практические рекомендации по развитию индивидуальной игровой деятельности детей дошкольного возраста в результате анализа литературных работ по данной теме.

В работе мы выделили режиссерскую игру, как наивысший этап развития детской игровой деятельности. Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых (6). Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Основная задача педагога в развитии режиссерской игры - направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.

Режиссерская игра имеет решающее значение для развития творческого развития личности ребенка. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Игровая деятельность ребенка всегда является обобщенной, так как мотив есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данная контрольная работа показала, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы предлагаем осуществлять с помощью творческих упражнений и заданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: