ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ




 

С каждым днем количество изделий, выполненных руками человека, растет, появляются все новые и новые сферы услуг, не известные ранее материалы, ориги­нальные технологии их изготовления. Многие из новшеств удивляют своей рациональностью, простотой, радуют глаз, а порой даже открывают перед нами новые горизонты воз­можностей.

Для того, чтобы стать товаром, предмет материальной культуры должен отвечать сразу нескольким требова­ниям:

· быть нужным,

· относительно простым и дешевым в из­готовлении,

· обладать экологической безопасностью,

· быть эстетичным и т. д.

 

Ответ на этот непростой вопрос - Как совместить все эти качества в одном предмете - мог бы дать дизайнер.

 

Дизайнер должен отличаться широтой и глубиной взгляда на вещи, ведь смотрит он одновременно глазами не­скольких специалистов: социолога и инженера, художника и экономиста, психолога и эргономиста, да еще собственны­ми глазами человека, имеющего неповторимые опыт, вкус, психику и даже предубеждения и заблуждения.

 

А вместе с тем дизайнер создает предметы, качество которых оцениваем мы — со всем спектром наших оценок и подходов, пристра­стий, опыта и заблуждений.

Таким образом, сам акт потребления (оценки, покупки) будет полно­ценным, если есть конструктивное общение (через предмет) между создате­лем и потребителем. Однако для полноценного общения нужен набор понятий, чтобы в предмете видеть то, что есть, а не толь­ко то, что бросилось в глаза с первого (а может, и десятого) взгляда.

 

Что же такое дизайн? Дизайн от англ. — «замысел», «чертеж», «проект».

Это термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельнос­ти имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, то есть окружающих нас вещей.

 

Особенности современного

проектирования

 

Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда из­вестные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом все­гда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптималь­ный, с минимизацией затрат.

Можно сказать, что любая деятельность чело­века (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако раз­ных масштабов, ответственности, стоимости, последствий.

 

Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск ар­гументированных и доказательных решений применительно к данным ус­ловиям и выбранным целям.

При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.

 

Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятель­ности людей (технической, социальной, экономической, военной, педаго­гической, художественной).

 

Примеры различных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, про­цедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация пита­ния детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памят­ник, кинофильм...

 

Проектирование опирается на такие выработанные практикой и нау­кой требования:

□ не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуа­ции;

□ не считать метод проб и ошибок рациональным;

□ расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

□ стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;

□ подходить к любому вопросу разносторонне и системно;

□ считать, что все предлагаемые решения имеют право на существо­вание, однако среди них имеются такие, которые наилучшим обра­зом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.

 

Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект.

Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, яв­ляется интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обосно­вание этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия.

Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.

 

Не имеет отношения к проектированию репродуктивное использо­вание найденных ранее решений, повторение известного.

Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовле­творяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.

Если раньше проекты укладывались в рамки узкой специализации, то в последние 30—40 лет (вероятно, с появлением дизайна) проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным, когда при решении основной задачи — улучшения технико-экономических и социаль­ных показателей продуктивной деятельности учитываются технико-техноло­гические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы и даже последствия внедрения новшеств. Более того, многие проек­ты (в биологии, медицине, военной технике, компьютеризации, средствах массовой информации — СМИ) должны включать морально-этические аспек­ты и быть «прозрачными» для широкой общественности, а не становиться частным делом профессионалов.

В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функциониро­вание которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.

Существенной тенденцией современного проектирования является учет «человеческого фактора», т. е. осознание адресованное™ любого про­екта именно человеку, с его уникальными психологическими, антропомет­рическими, социальными и индивидуальными характеристиками.

 

Законы художественного конструирования

 

В современном проектировании и конструировании изделий все боль­шее значение приобретает эстетика. Этому способствуют и развитие техно­логий, и конкуренция на рынке товаров, и возросшее благосостояние людей. Сегодня человеку важно, чтобы предметы, окружающие его, были эстетич­ны, красивы. Человек в своем художественном творчестве учится у природы, он так же стремится к красоте.

 

По каким же критериям оцениваем мы красивое? В данном случае мы говорим о законах гармонии, одним из которых является закон единства формы и содержания.

Форма и содержание взаимодополняют друг друга. Применительно к художественному конструированию

· форма — это внешнее проявление изделия, а

· содержание — его устройство и внутреннее, функцио­нальное наполнение.

 

В любом изделии что-то является и должно быть выражено главным, а что-то — второстепенным.

· Главное изображается во внешнем виде изделия бо­лее крупно, а

· второстепенное — мелкими, но взаимосвязанными элементами.

 

Изделие надо сконструировать так, чтобы все его элементы были пропор­циональны, изделие выглядело красивым и представляло собой единое целое, чтобы все его составные части и элементы гармонировали друг с другом. Дизайн изделия предусматривает достижение как раз всех этих требований.

Пропорции в основном складываются объективно и связаны с конст­рукцией изделия. Недаром говорится, что «форма содержательна». Пропор­циональность получают делением формы на части, например в вертикальном и горизонтальном направлениях. Качество пропорциональности обязатель­но в строительстве судов, каркасов крыш, балконов, при изготовлении сто­лов, стульев и многих других изделий.

 

Симметрия — одно из наглядных свойств изделия. Говоря о ней, обыч­но подразумевают обеспечение осевой или центральной симметрии.

Наблюдая симметрию в природе на протяжении веков, человек пытал­ся постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Большинство окру­жающих нас предметов имеют симметричную форму: мебель, инструменты, одежда и т. д. Однако абсолютной симметрии в природе не существует. Наря­ду с симметричными изделиями существуют по-своему красивые, но по фор­ме и содержанию несимметричные изделия. В искусстве Японии, например, основой прекрасной формы считается именно асимметрия.

 

Динамичность формы связана с пропорциями ее составных частей. На­пример, крыло планера можно представить себе состоящим из пропорцио­нально уменьшающихся отдельных его поперечных частей.

Динамичной называют односторонне направленную форму изделия, ко­торая как бы вторгается в пространство. «Динамо» в переводе с греческого означает «сила в движении». Динамичными являются формы поездов, легко­вых автомобилей, планеров, самолетов, дельтапланов, лодок.

Статичность обусловлена неподвижностью формы предмета. Статич­ность изделия, в противоположность динамичности, — подчеркнутое состо­яние покоя. Статичны крупные массы объекта, предметы с явным центром, симметричные формы. Статичными представляются тяжелые прессы, стан­ки, столярный верстак, столы.

Контраст — одно из главных средств в композиции изделия. Конт­раст — это противопоставление, выделение различных свойств в изделии, на­пример: черного и белого, простого и сложного, низкого и высокого, гладкого и шероховатого.

Для выразительности и целостности таких изделий, как шкаф, сервант, буфет, большое значение имеет степень контраста. Особенно контрастно, на­пример, смотрятся маленькие черные ручки на белом фоне кухонного шкафа. Но стоит эти ручки сильно увеличить, как эффект контраста ослабевает, вся композиция изделия становится менее выразительной. Это объясняется еще и тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цве­ту, но и по величине. Здесь малое противопоставляется большому.

Равновесие формы изделия — это такое ее состояние, при котором все элементы справа и слева сбалансированы между собой. Оно зависит от распре­деления основных масс составных частей изделия относительно центра.

Цветовое оформление изделия является и средством композиции, и фактором качества. С помощью цвета можно выразительно подчеркнуть особенности формы изделия. Правильное цветовое решение интерьера соз­дает в классе, в мастерских и дома благоприятный психологический климат.

Различные цвета по-разному воспринимаются человеком. Например, синий цвет — холодный; черный — теплый, грязный, тяжелый; белый — чис­тый и легкий. Станки в мастерской окрашивают в основном в цвета холод­ной гаммы.

Теплые цвета древесины естественны и приятны для глаза. Особенно красива текстура ценных пород. Поэтому при изготовлении из нее изделий часто оставляют ее натуральный цвет, порой даже не прибегая к покрытию прозрачными лаками. Тональность древесины подчеркивают, пропитывая ее водными красителями (морилками) под цвет ореха или красного дерева. На­туральная древесина гармонирует с черным, белым и золотистым цветом фурнитуры, с цветом вороненого металла.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: