Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями




Таинство покаяния

Исповедь – это церковное Таинство, посредством которого благодать Духа Святого очищает сердце человека от грехов и страстей. Исповедь помогает христианину приобщиться вечной жизни, при условии, когда человек правильно участвует в этом таинстве.

О правильности исповеди

1. Живая вера в Бога. Бывает, что исповедь превращается в длительный диалог со священником. Важно помнить, что священник просто свидетель таинства. Исповедь – это Таинство обращения человека к Богу – Источнику всех благ.

Правильно исповедание своих грехов предполагает молитвенное предстояние перед Богом. Поэтому первое условие исповеди – благоговейное желание обратиться к Господу с просьбой об исцелении души.

2. Видение своих грехов. Когда мы приходим на прием к врачу, то подробно рассказываем о своих болезненных ощущениях. Странно видеть, если бы человек говорил, что у него болит тело вообще. Во время исповеди мы обращаемся к Небесному Врачу, но очень часто бывает, что участие в Таинстве ограничивается исповеданием грехов «делом, словом, помышлением» и не более. Это все равно, что сказать: «у меня болит душа вообще». Правильно на исповеди обличить свои личные, осознанные грехи, обличить себя с покаянным чувством, в надежде на милость Божью.

Покаяние – это живое чувство того, что грех разлучил меня с Богом, что сделанное мною не приятно Господу, я этим огорчил, обидел, оскорбил Его. Покаяние – это не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение того, что грех препятствует приближению к Богу. У кого такого чувства нет, тот в опасности формализировать свою внутреннюю жизнь.

Обычно люди, не опытные в духовной жизни, не видят не множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: «Ничего особенного я не совершил, у меня только мелкие грехи, как у всех, - не украл, не убивал». Так многие часто начинают исповедь. А самолюбие? Не перенесение укоров? Черствость? Человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему? Малодушие, духовная леность? Разве все это не важные грехи? Разве можно утверждать, что мы достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Разве каждого человека мы любим так, как заповедано Спасителем? Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Чем объяснить нашу безучастность на исповеди, наше самомнение, как не окамененным нечувствием, как не мертвостью сердечной, душевной смертью? Люди, погруженные во мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос для них закрыт пеленой их грехов.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от произвольных, симптомы от более глубоких причин. Например, мы замечаем – и это очень важно – рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения; отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство; но гораздо важнее открыть и понять их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе постоянное стремление быть в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то надо внимательно исследовать эти страсти, потому что чаще всего так проявляются наше тщеславие и гордыня. Если мы слишком близко принимаем житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об ушедших, то не кроится ли в силе и глубине этих наших искренних чувств неверие в благой промысел Божий?

3. Укорение и осуждение себя. Бывает, что на исповеди мы рассказывая о личных грехах, повествуем о немощах ближних. Таким образом проявляется скрытая гордость. Очень важно осудить только себя, свои действия, поступки, не обращая внимания на поведение ближних. Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь – это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Довольно трудно, но необходимо, на исповеди избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», отказаться от ссылок на других, как бы введших в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствие глубокого покаяния, продолжающегося укоренением в грехе. Иногда ссылаются на слабую память, не дающую будто вспомнить все грехи. И действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения.

Есть еще вспомогательные средства, ведущие нас к познанию своих грехов, перед исповедью вспомнить то, в чем обычно нас обвиняют другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие очень часто их обвинения укоры, нападки, справедливы.

4. Необходимо избегать мнительности. На исповеди необходимо повествовать о грехах, которые осознаны душой, при этом важно различать действительные грехи от простых повседневных поступков. Здесь большое значение имеет подготовка к Таинству. Приготовление к исповеди заключается не только в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех (хотя это тоже важно) но, чтобы достичь того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при котором, как при свете, станут видны ясно наши грехи. Духовнику исповедник должен принести не только список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи – это еще не значит – каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание – искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. И все же, сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь.

5. Решение изменить свою жизнь. Нужно положить решение сопротивляться греху, не возвращаться к нему, чего бы это нам е стоило. Без этого покаяние не будет покаянием, а превратится просто в некую лицемерную, по сути, констатацию факта. Нужно обязательно настроить себя на сопротивление греху. Этот момент важен в отношении тяжелых смертных грехов (убийство, воровство, блуд, аборты и т. д.). Правильная исповедь – это искреннее обещание не повторять смертные грехи, а повседневные страсти постепенно искоренять, испрашивая помощи Божьей.

6. Прощение обид и примирение с ближним. « И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». (Мк.11:25-26)

Просить прощения у Бога мы можем только тогда, если сами будем прощать ближним. Милость Божью и благодать Святого Духа может воспринять сердце, в котором нет места злобе и ненависти. В состоянии непримиримости исповедь как Таинство может не совершиться, поэтому важно приложить максимум усилий, чтобы чистосердечно попросить прощение у тех людей, которых мы могли обидеть и простить личных обидчиков.

Подготовка к таинству

Очень желательно готовиться к таинству заранее. Некоторые христиане выписывают свои грехи на листе бумаги, но перед этим молятся, испрашивая у Бога вразумления и помощи. Это начало Таинства. Распознать личные грехи помогут писания святых отцов.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

Чревообъядение

Объедение, пьянство, не соблюдение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания в пищи и питии (беспорядочность в питании). Неправильное и излишнее любление плоти, ее повседневной жизни и покоя (чрезмерный отдых, сон, леность, праздность), из чего составляется самолюбие, от которого не хранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные (рукоблудие и другие постыдные извращения). Особенно тяжелые последствия блудной страсти – аборты.

Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Взяточничество. Жестокосердие к ближним и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой. К сребролюбию относится пристрастие к телевидению и к другим предметам повседневного пользования.

Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение, нанесение обид и обида на ближнего.

Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него (состояние, когда отсутствует желание терпеть повседневные скорби, лишения, болезни).

Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и домашнего правила. Нерадение в трудах непрестанной молитвы и душеполезного чтения (Евангелие и писания святых отцов). Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Бесполезные прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощунство. Забывчивость своих грехов. Нерадение в изучении заповедей Христовых. Нерадение ко всякому доброму делу. Пленение всевозможными грехами. Лишение страха Божья (особенно во время молитвы). Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд и вещей из повседневного быта. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Страстное расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и во время исповеди перед священнослужителем. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Превозношение своих умственных способностей. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство немощам ближних и духу времени. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пристрастие их к земному. Хула. Неверие. Лицемерный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: