Медицинские основы логопедии.




Философские основы логопедии.

В конце 19 начале 20 века получила развитие в философии и психологии теория сознания. Раньше феномен сознание считался неприкосновенным и относился исключительно к делам божественным, а значит – для человеческого разума недосягаемый. Вокруг категории сознания в основном разворачивалась политическая борьба в философии между сторонниками идеализма и материализма. Идеали́зм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи в сфере бытия. Материали́зм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное— вторичным. Образовалось новое направление в философии – феноменология, которая изучает внутреннюю определенность сознания и то, что его отличает от внешнего мира. Отношение материального и идеального – один из важнейших вопросов философии, от понимания которого зависит понимание природы человеческой деятельности. Сознание функционирует и развивается в рамках человеческой культуры. Суть культуры – постоянное усилие, в котором сознание играет ведущую роль. Это непрестанный труд (деятельность). Развитие человека невозможно представить без труда по улучшению окружающего пространства и труда по совершенствованию самого себя. Суть любой деятельности сводится к овладению способами деятельности, приобретению навыков. Собственно воспитание и обучение, особенно коррекционное – это специально организованный труд ребенка по самосовершенствованию, самовоспитанию.

Из материального объяснения философских понятий: сознания и культуры, деятельности развились важнейшие научные теории:

- история происхождения высших психических функций (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) в 1931 году;

- теория происхождения мышления и речи (Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым) в 1934 году;

- учение о высшей нервной деятельности человека (И. П Павлов. И. М. Сеченов) в 1829 – 1905 год.

Категория деятельности на научном уровне была полностью разработана в 20 веке и стала одной из самых ведущих и определяющих закономерности развития человека и фило- и онтогенезе.

Онтология – философское учение о бытие. Суть его состоит в том, что мировое бытие может быть понято только через бытие индивида. Их философского понимания бытия выросли такие важнейшие психические теории, как теория онтогенеза (Л. С. Выготский), а в последствии – и теория дизонтогенеза (В. В. Лебединский).

Важнейшая философская категория – личность и ее понимание с точки зрения социального подхода, который предполагает целостное понимание человека и личности легла в основу многих теорий в общей и специальной психологии.

Медицинские основы логопедии.

Несмотря на то, что с древних времен вплоть до 19 века логопедия, вернее ее предпосылки, развивались в рамках медицины, научных основ медицинских знаний оформились лишь к началу 20 века.

В исторической ретроспективе людей изначально интересовали не только внешние ее симптомы речевых отклонений, но и анатомо - физиологические механизмы речи. Еще в древности люди заметили, что речевая функция тесно связана с устройством головного мозга, а точнее с центральной нервной системой. В ходе эволюций этих представлений к 19 веку в науке сложилась довольно четкие представления о том, что речевой аппарат человека может быть условно разделен на два тесно связанных между собой отдела: центральный, который выполняет регулирующую функцию и находится в головном мозге; и периферический, который несет исполнительную функцию. К нему относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции звуков. Тесное взаимодействие этих отделов обеспечивает членораздельную человеческую речь. Но дальше медиков интересовали механизмы, организующие деятельность центрального речевого аппарата, то есть какие участки мозга собственно отвечают за речевую деятельность. В 19 веке в связи с изучением афазий возникла концепция локализации речевых функций в мозге. Важным событием явилось открытие Брока в 1861 году участка мозга в третьей лобной извилине, которую он назвал «моторным центром» речи. Появились сторонники теории об участии в речи всей мозговой корковой массы. Борьба мнений по вопросу о локализации функций, разгоревшаяся на рубеже 19 – 20 века, почти зашла в тупик, если бы не появилось принципиально новое учение о рефлекторных законах работы коры больших полушарий головного мозга И. М. Сеченов (60-е годы 19 века), а следом за ним И. П. Павлов (начало 20 века) открыли новое направление в физиологии.

Рефлекторная теория нашла свое продолжение в идее известного русского врача С. П. Боткин (1832 – 1889), который так обосновал причины заболеваний: организм – целостная система, деятельность которой руководит нервная система, и если она дает сбой, могут возникнуть различные заболевания. Согласно открытиям С. П. Боткина И. П. Павлова, нервная система регулирует деятельностью всех внутренних систем и органов человека, в том числе и органными речи. Рефлекторная теория позволила И. П. Павлову в дальнейшем создать учение о двух сигнальных системах у человека, которое имело революционное значение не только для медицины, но и для психологии, педагогики.

Другое важное открытие российского ученого – медика П. К. Анохина (1898 -1974) позволило в корне изменить представление о человеческом организме как наборе отдельных функций и систем. П. К. Анохин предложил мультипараметрический принцип взаимодействия функциональных систем организма человека. Его суть состоит в том, что функциональная структура организма человека представляет собой динамическую модель, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата. Этот принцип проливает свет на многие вопросы касающиеся нарушений в развитии ребенка, то есть вопросов дефектологии.

Медицина к 20 веку значительно продвинулась в объяснении работы внутренних органов и систем человека, чему немало способствовали открытия в других естественных науках, в частности – химии. периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева объяснил свойство газов, входящих в состав воздуха. Ученые объяснили те обменные процессы, которые происходит при нормальном и нарушенном развитии, обусловливающие многие синдромы

Комплекс естественные наук, бурно развивающихся в 20 столетию позволили продвинутся медицине а – следовательно, и связанным с нею другим наукам.

Логопедия не может изолированно рассматривать проблемы нарушения речи в отрыве от психофизического здоровья ребенка. Соматический фактор – (телесный, понятие относится к явлениям и болезням, связанным с телом) имеет большое значение для диагностики и коррекции речевых расстройств. нервно – психическое состояние ребенка прямо или косвенно влияет на его речевое развитие.

Таким образом, современная логопедия не мыслима без комплексного подхода, включающего и педагогические мероприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: