Мастичная фактурная отделка




При фактурной окраске жидкую шпаклевку наносят на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее самыми разнообразными приемами и инструментами для придания поверхностям различной фактуры.

Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировочными составами

Применяемая для фактурной окраски шпаклевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку.

Чтобы получить шпаклевку необходимой пластичности, шпаклевочный состав разжижают до такого состояния, чтобы размешивание ее палочкой не представляло затруднений, но образующийся на поверхности шпаклевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму до полного высыхания (рис. 37).

Рис. 37 Проверка пластичности шпаклевки а — нормальная вязкость состава, б — жидкий состав, конус растекается

Чтобы усадка была минимальной, в шпаклевочный состав вводят порошкообразные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрид, мраморную муку и др.). Рецепт состава для фактурной окраски приводится ниже.

50. Состав для фактурной окраски (в кг)

Мел.... 1

Гипс (мраморная мука).... 1

Казеиновый клей 10%-ный.... до 0,5

Способ приготовления. Мел и гипс смешивают в сухом виде и затворяют казеиновым клеем. Если масса недостаточно пластична, в состав вводят небольшое количество масляного лака (0,015— 0,02 кг) и загущают 10%-ным раствором квасцов.

Фактурную окраску по новой штукатурке можно производить только, когда она полностью высохнет. Предварительно необходимо подмазать все дефекты и просушить подмазанные места. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав.

Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Рис. 38. Выполнение фактурных отделок: а — шероховатой, б — дискообразной, в — крупношероховатой, г — под травянистые заросли

Шероховатую фактуру (рис. 38, а) выполняют торцеванием свеженаложенной мастики торцовкой с укрепленными на ней кусочками резиновой губки.

Дискообразная фактура (рис. 38, б) получается при обработке мастики гребенкой. Глубина концентрических борозд зависит от величины зубьев гребенки, которая закладывается в металлическую обойму. Обойма снабжена ножкой с острием для опоры во время выполнения рисунка. Каждый последующий диск должен частично перекрывать предыдущие.

Крупношероховатую фактуру (рис. 38, в) выполняют путем торцевания свеженаложенной мастики ручником с неподвязанным волосом. В процессе торцевания кисть после каждого удара поворачивают на четверть оборота вокруг оси, прежде чем оторвать от поверхности.

Фактуру под травянистые заросли (рис. 38, г) выполняют по свежеотторцованной кистью-ручником поверхности пальцами руки.

Отделку под корзинку (рис. 39, а) выполняют, накладывая шпаклевку с помощью плоской кисти квадратами; размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.

Веерообразную отделку (рис. 39, б) производят по свеженаложенной шпаклевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получается при обработке поверхности гребешком.

Отделку с вертикальной штриховкой (рис. 39, в) выполняют круглой или плоской кистью по свеженаложенной шпаклевке.

Для отделки наклонными штрихами (рис. 39, г) используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях.

При волнообразной отделке (рис. 39, д) делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя отделку рельефными жилками (рис. 39, е) по свежему слою шпаклевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10 см с длинным волосом (кисть-расхлестка).

При воронкообразной отделке (рис. 39, ж) к поверхности прижимают деревянный диск диаметром 15 см и толщиной 2—3 см и поворачивают его на четверть окружности. Диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Рис. 39. Фактурные отделки: а—под корзинку, б —веерообразная, в — вертикальная штриховка, г — наклонными штрихами, д — волнообразная, е — рельефными жилками, ж — воронкообразная,з — завитками, ы — под тростник, к — под заросли тростника, л — под гибкие прутья, м — туповкой,

Рис. 39. Фактурные отделки: н —треугольником, о — под итальянский известняк, п — под бамбук, р — под камень, с — под сосновые иглы, т — под обои

Отделку завитками (рис. 39, з) выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпаклевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка не превышал 18—20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии; при этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник (рис. 39, и) сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежешпаклеванную поверхность для получения фона. Затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника (рис. 39, к) выполняют по свеженанесенной шпаклевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят вертикальные и диагональные линии, тесно переплетающиеся между собой.

Для отделки поверхности под гибкие прутья (рис. 39, л) валиком без рисунка накатывают зашпаклеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой (рис. 39, м) производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником (рис. 39, н) плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпаклевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

Для отделки под итальянский известняк (рис. 39, о) наложенную цветную (светло-желтую) шпаклевку в отдельных местах на расстоянии 10—20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпаклевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни. Окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.

При отделке под бамбук (рис. 39, п) сначала делают туповку свежей шпаклевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпаклевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок.

Для отделки под камень (рис. 39, р) свежезашпаклеванные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой, затем несколько отвердевшую шпаклевку разрезают лезвием ножа на камни.

При отделке под сосновые иглы (рис. 39, с) производят туповку свежей шпаклевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром около 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6—7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои (рис. 39, т), предварительно обрабатывают свежую шпаклевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности, после этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.

Ноздреватую фактуру (рис. 40, а) придают поверхности, обрабатывая свеженаложенную мастику наборной торцовкой.

Для получения волнистой фактуры (рис. 40, б) прочесывают поверхность шеперкой или гребнем.

Фактуру с продольными штрихами (рис. 40, е) получают, прокатывая свеженаложенную мастику валиком, подбитым кожей или резиной.

Штампованную фактуру (рис. 40, г) выполняют, набивая поверхность мастикой через трафарет.

Рис. 40 Выполнение фактурных отделок: а — иоздреаатой, 6 — волнистой в — с продольными штрихами, г — штампованной

Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может значительно расширить количество рисунков и видов отделки.

Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивают поверхность 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.

При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или пистолета-краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают излишек краски; все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.

Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15—20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют небольшое количество 5%-ного раствора мыла.

Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов. Например, старые оштукатуренные поверхности очищают от набелов и обоев до обнажения грунта, а на новые оштукатуренные поверхности наносят грунт, тщательно его разравнивают и затирают. Состав для отделочного слоя готовят по следующему рецепту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: