Принятие правил групповой работы




Сценарий тренинга для старшеклассников

Введение в профессию психолога, столь заманчивую для многих современных подростков, подразумевает знакомство с основами общей психологии, смыслом и формами психологической помощи, требованиями профессии к человеку, со спецификой тренинговой работы.

Тренинг предназначен для старшеклассников, желающих познакомиться с профессией психолога, абитуриентов и студентов психологических вузов.

Тренинг состоит из пяти двухчасовых занятий, которые рекомендуется проводить один-два раза в неделю в течение одного-двух месяцев. Оптимальное количество участников программы — 10–15 человек. Продолжительность и содержание тренинга может корректироваться ведущими в зависимости от количества участников и групповой динамики.

Занятие 1. «Будем знакомы!»

Цели: знакомство участников, создание доброжелательной и рабочей атмосферы, уточнение цели тренинга, принятие правил поведения в группе.

Представление ведущего и участников «Имя + главное»

Время работы: 10 минут. Ведущие здороваются с участниками и предлагают познакомиться таким образом, чтобы каждый по очереди назвал свое имя и продолжил фразу: «Главное, что я хочу сказать о себе, это…»

Ведущие задают темп и расставляют необходимые содержательные акценты знакомства (например, говоря о своем интересе к работе в сфере «Человек— человек», об опыте участия в тренингах и ведения тренингов и т.д.).

Игра-разминка

Время работы: 5–7 минут. Все участники сидят в кругу и вместе выполняют следующие движения: один хлопок по коленям, один хлопок в ладоши, один щелчок пальцами левой руки, один щелчок пальцами правой руки. Какое-то время все настраиваются на один общий ритм, а затем тренер на щелчок левой руки называет свое имя, а на щелчок правой руки — имя кого-нибудь из круга. Тот человек, чье имя назвали, на щелчок левой руки называет свое имя, а на щелчок правой руки — имя следующего участника, и так далее.

Упражнение «Дерево ожиданий»

Время работы: 30 минут.

Материалы: стикеры в форме листиков, заранее нарисованное и прикрепленное на стену большое дерево, ручки, ватман, маркеры, скотч, ножницы.

Участники пишут на стикерах в форме листиков свои ожидания, продолжая две фразы: «Я надеюсь… я опасаюсь…», озвучивают, а затем приклеивают на заранее подготовленное «дерево».

Один из ведущих группирует все надежды и все опасения, записывая их на ватман. Сразу после каждого высказывания идет обсуждение: что нужно сделать, чтобы опасения остались лишь опасениями, а надежды оправдались.

Ведущие комментируют ожидания участников и рассказывают о целях и задачах тренинга, знакомят с расписанием занятий.

Принятие правил групповой работы

Время работы: 20 минут. Материалы: «свод законов», написанный на большом листе или выведенный на экран, листы и ручки.

Участникам предлагается подумать и записать 3–4 правила, которые, по их мнению, важны для эффективного тренинга. Затем участники обсуждают все варианты, приходят к единым формулировкам и пониманию сути каждого правила.

После того как будет готов общий список правил, ведущий показывает «свод законов». Группе дается возможность доработать свой список с учетом этих правил, которые ведущий может прокомментировать.

· Правило пунктуальности. Если мы начинаем вовремя, то время тренинга не будет тратиться на ожидание опоздавших.

· Правило работы От и До. Предполагает активное участие каждого во всех упражнениях и на всех занятиях, без пропуска по неуважительным причинам, которые можно обсудить отдельно.

· Правило обращения. Участники тренинга договариваются обращаться друг к другу, как правило, по имени и на «ты». Обращение к тренерам возможно (и даже желательно) на «ты».

· Здесь-и-теперь. Предметом обсуждения должно быть только то, что происходит в группе (процессы, чувства и мысли участников, за исключением взгляда в прошлое или будущее, если этого требует инструкция).

· Правило искренности и открытости. Способствует получению участниками тренинга честной обратной связи, запускает механизмы самосознания и эффективного межличностного взаимодействия в группе.

· Принцип Я. Высказываться следует от первого лица.

· Слушать и слышать. Всё происходит не ради процесса, а для результата, соответственно, слушать и слышать — это право и обязанность каждого участника тренинга.

· Правило конфиденциальности. Всё, что затрагивает личность и интересы участников, должно остаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности, доверия и открытости. Даже если участники рассказывают своим близким о том, что происходит в группе, «герои» историй не должны быть названы и узнаваемы.

· Критикуешь — предлагай! Обязывает участников высказывать альтернативные предложения и решения каких-либо групповых задач, если они не согласны с предложением кого-то из участников или тренера, а также помнить об ответственности за общие групповые процессы.

Упражнение «Футболка»

Время работы: 25–30 минут.
Материалы: белые футболки, нитки, иголки, клей, степлер, водостойкие маркеры, наклейки, стразы, бисер, куски лент, аппликации и др.

Ведущие. Сейчас мы подарим вам по футболке. За 15–20 минут вы можете по своему вкусу украсить ее девизами, символами или рисунками.

По окончании задания участники комментируют результаты своей работы: что означает рисунок, символ или девиз, чем он привлекателен, что говорит футболка о своем хозяине.

Вопросы для обсуждения

· Смогли бы вы носить свою футболку?

· Какая из чужих футболок вам понравилась больше всего? Почему?

· Кому из присутствующих вы хотели бы подарить свою футболку? Сделайте это.

Игра «Любим не любим»

Время работы: 15 минут. Участники тренинга сидят, вытянув руки ладонями вверх. Каждый по очереди называет то, что он любит или не любит. Тот, кто разделяет его предпочтения, загибает палец. Тот, кто загнул все десять пальцев, заканчивает игру и внимательно слушает других. В качестве сопровождения можно использовать запись песни В. Высоцкого «Я не люблю». Подведение итогов. Ведущие обращают внимание участников тренинга на то, как много у них общего, подчеркивая единство группы.

Упражнение «Звездопад»

Время работы: 10–15 минут.
Материалы: карточки в форме звездочек с афоризмами или цитатами по теме занятия, которые заранее раскладываются в помещении текстом вниз.

Ведущий. Иногда мы не замечаем, как с неба падают звезды, а ведь могли бы загадать желание! Часто то, что может принести нам радость, находится рядом. Сейчас именно такой случай — у вас есть шанс увидеть свою звезду, которая, возможно, принесет вам радость. Оглянитесь по сторонам и найдите свою собственную «звезду» из числа тех, что есть в помещении!

После того как участники сели на места, ведущий предлагает по очереди зачитать слова, написанные на звездах, и сказать, насколько они созвучны каждому, какие они вызывают мысли и ассоциации. Возможен краткий анализ: что ценного для себя вы нашли в упавшей звезде? Что ценного и примечательного для себя вы нашли в послании звезд у других участников? Как можно использовать послания звезд в нашей дальнейшей работе в рамках тренинга?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: