Ответьте устно на вопрос: Какие на ваш взгляд проблемы человечества можно считать глобальными?




Изучи материал лекции

Краткое содержание лекции

Основные понятия и термины лекции

1. Глобальные – глобалистика – наука.

2. Ойкумена – населенная и освоенная человеком часть Земли.

3. Экологическая проблема – проблема взаимоотношения общества и природы, сохранения окружающей среды – так можно определить эту проблему с географической
точки зрения.

4. Ключевая – проблема мира и разоружения.

5. Экологическая

6. Демографическая

7. Насущная – проблема дефицита сырья, топлива и продовольствия.

8. Освоение Космоса и Мирового океана.

Введение в тему лекции

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете — прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами, перед Варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и, надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.

Про глобальные проблемы человечества слышал, пожалуй, каждый человек. Но не каждый понимает, что эти проблемы не являются заботой будущих поколений, а уже мы ощущаем последствия от необдуманного влияния человека на природу. Постоянные засухи, или, наоборот, наводнения, землетрясения и цунами, кислотные дожди и озоновые дыры – все эти проблемы человечества подробно будут рассматриваться в ходе нашей встречи.

Развитие технологий и постоянно возрастающее количество людей на земле поставило перед человечеством ряд острых проблем в сфере экономики и экологии, многие из которых требуют принятия незамедлительных мер. К сожалению, большая часть населения планеты до си пор не осознает опасности сложившейся ситуации.

«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять,— горестно восклицает современный русский писатель В. Астафьев,— что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые» слова, вдумайтесь в них.

Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации. Человечество сможет выжить только в том случае, если осознает всю пагубность своих нынешних деяний и найдет верный путь к «вратам истины». (слайды презентации «Глобальные проблемы)

Много нас – людей на белом свете.
Маются серьезные умы:
В этой жизни, в этой круговерти,
Сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы,
Сохнут реки, и чернеет наст,
Города вступают, как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас. Ученый бомбу хвалит.
Много нас. Эсминец рвет волну.
Много!..
Только все-таки не хватит
Нас – людей на новую войну. Р. Рождественский

ЛЗ. Как вы понимаете стихотворные строки? Является ли сегодня человек властелином природы?

 

Краткая характеристика глобальных проблем

Посмотрите видео материал по теме лекции «Глобальные проблемы человечества»

Ответьте устно на вопрос: Какие на ваш взгляд проблемы человечества можно считать глобальными?

Существуют различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди основных выделяют следующие:

1. Проблемы гонки вооружений и угроза войны, терроризм (все современные войны в состоянии оказать роковое влияние на природу нашей планеты)

 

2. Энергетическая и сырьевая проблема (главным направлением является переход от энергозатратной к энергосберегающей экономике внутри стран)

 

3.Демографическая проблема

Существуют три стадии демографического перехода:

характерно высокие показатели рождаемости и смертности (она уже пройдена практически всем человечеством)

характерно развитие экономики, прогресс здравоохранения; при этом рождаемость остается высокой, а смертность резко снижается; в результате численность населения быстро увеличивается (на этой стадии сейчас находится большая часть стран «третьего мира»); характерно снижение показателей рождаемости (стремление иметь много детей уменьшается и потому, что снижается детская смертность, и потому, что общество имеет другие экономические и социальные цели и задачи). Для этой стадии характерно примерное выравнивание показателей рождаемости и смертности. Она характерна для развитых стран Европы и Америки, а также для Японии.

 

4.Продовольственная проблема

Нехватка продовольствия в современном мире объясняется неприродными, а социально-экономическими причинами. В развивающихся странах преобладает нерациональное, хищническое природопользование. В результате эрозии почв, засоления орошаемых земель, неумеренного выпаса скота, примитивной агротехники, возделывания одних и техже культур в условиях большой плотности населения происходит деградация (ухудшение) почв и снижение плодородия. В результате эрозии развивающиеся страны ежегодно теряют 4-5 млн. га сельскохозяйственных земель. Поэтому доля сельскохозяйственного производства развивающихся Стран в мире составляет 53%, а доля населения - 77%. Отсюда недоедание, что сказывается на здоровье, работоспособности, умственном развитии людей.

 

5.Экологическая проблема

Экологическая драма разворачивается на наших глазах: выбывают из оборота плодородные почвы, увеличивается площадь пустынь, иссякают пригодные для питья пресные воды, вырастают горы отбросов. «Озоновая дыра» и кислотные дожди. Чернобыль и Тримайл (трехмильный остров в США — место размещения одной из АЭС. В 70-е годы там произошла серьезная катастрофа на станции, загрязненный Мировой океан и трагедия Амазонии...) Одна американская газета писала, что третья мировая война уже фактически началась, она ведется против природы.

Разорванность человека и окружающего мира сквозит в творчестве Иннокентия Анненского, проникнутом трагизмом. Городские пейзажи вытесняют живую природу из мыслей, из чувств, из переживаний: «На меня вообще природа действует не так сильно…», - читаем в дорожном письме И.Анненского- воспринимается только окультуренная даже не природа, а «окружающая среда»: парки, сады с прудами, аллеи с фонарями, часто из-за оконного стекла.

Хищническое уничтожение лесов вызывало тревогу у лучшей части русской интеллигенции. Устами пьесы «Дядя Ваня» доктора Астрова А.П.Чехов говорил: «… леса трещат под топором, гибнут миллионы деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее».

Дополни материал лекции, посмотри презентации:

    1. Проблемы войны и мира
    2. Демографическая проблема
    3. Продовольственная проблема

 

Поработайте с учебником география 10-11 класс. Авт. Гладкий Ю.Н., Николина В.В.

§ 55 – Экологическая проблема. Прочитайте содержание параграфа и устно ответьте на вопрос:

«Почему экологическая проблема выдвинулась среди других проблем на первое место?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: