Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и терроризмом




Международное сотрудничество в борьбе с преступностью – это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Объем, основные направления и формы этого сотрудничества определяются содержанием и особенностями преступности как явления конкретного общества, в значительной степени – национальной политикой государства в борьбе с преступностью и терроризмом. Вместе с тем сотрудничество государств в этой сфере тесно связано с определенным историческим уровнем развития международного сотрудничества в целом, в политической, социально-экономической, гуманитарной, культурной, правовой, военной и других областях.

Общепризнанным центром, организующим и координирующим международные связи, является Организация Объединенных Наций – универсальная межправительственная организация, действующая на основе специального договора – Устава.

Основной задачей ООН согласно ее Уставу является обеспечение и поддержание мира на Земле. Вместе с тем ООН содействует сотрудничеству государств и в иных направлениях. Одной из сфер такого сотрудничества является обмен опытом в области предупреждения преступности, борьбы с ней и содействия гуманному обращению с правонарушителями. Эта сфера – сравнительно новое направление деятельности органов ООН, начало которому было положено в 1950 г., когда была упразднена Международная уголовная и пенитенциарная комиссия – МУПК (создана в 1872 г.), а ее функции приняла на себя Организация Объединенных Наций. К борьбе с терроризмом ООН активно подключилась с 1972 г.

Для данной области сотрудничества специфическим является, прежде всего, то, что она затрагивает, как правило, сугубо внутренние аспекты жизни конкретных государств. Причины, порождающие преступность, равно как и меры предупреждения и борьбы с ней, средства перевоспитания лиц, совершивших преступления, формируются и развиваются в каждом государстве по-своему. Они испытывают влияние основных политических и социально-экономических, а также таких конкретных факторов, которые обусловливаются особенностями сложившихся в тех или иных государствах правовых систем, исторических и культурных традиций и т.п.

Здесь, как и в других областях сотрудничества, касающихся проблем экономического, культурного и гуманитарного характера, требуется точное и неуклонное соблюдение норм и принципов, закрепленных в Уставе ООН, составляющих прочный фундамент, на который должна опираться деятельность ООН.

Ряд факторов предопределяет актуальность и развитие международного сотрудничества в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями: существование преступности как объективно обусловленного социального явления конкретного общества вызывает необходимость обмена накопленным государствами опытом борьбы с ней; у международной общественности все большее беспокойство вызывают правонарушения и преступные действия транснациональных преступных объединений; большой ущерб причиняет организованная преступность – неотъемлемая и все увеличивающаяся часть общеуголовной преступности государств; существенной проблемой для государств остается незаконный оборот наркотиков, угон самолетов, пиратство, торговля женщинами и детьми, “отмывание” денег (легализация преступных доходов), акты терроризма и международного терроризма.

В настоящее время сложился ряд направлений международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями, существующих на двустороннем, региональном и универсальном уровнях.

Основными такими направлениями являются следующие:

– выдача преступников (экстрадиция) и оказание правовой помощи по уголовным делам;

– научно-информационное (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований):

– оказание профессионально-технической помощи государствам в их борьбе с уголовной преступностью и терроризмом;

– договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими несколько государств (сотрудничество государств по борьбе с отдельными видами преступлений на основе международных соглашений).

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в двух основных формах: в рамках международных органов и организаций (межправительственных и неправительственных) и на основе международных соглашений.

К основным источникам (формам), составляющим правовую основу сотрудничества государств в рассматриваемой сфере, относятся:

а) многосторонние международные соглашения типа Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г., другие конвенции о борьбе с отдельными видами преступлений (наркотики, терроризм, торговля оружием и т.п.);

б) региональные международные соглашения типа Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г.;

в) договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции типа соглашений, подписанных европейскими государствами;

г) двусторонние соглашения типа Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г.;

д) соглашения – учредительные документы международных органов и организаций, занимающихся вопросами борьбы с преступностью: Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г.; Римский Статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.;

е) межведомственные соглашения типа договоров МВД России с соответствующими ведомствами других государств о сотрудничестве;

ж) национальное законодательство, прежде всего уголовные и уголовно-процессуальные кодексы и иные уголовные законы.

Как представляется, в связи со спецификой таких преступлений и преступных явлений, как терроризм и международный терроризм, особенностями организационно-правовых способов борьбы с ними, настала пора решать вопрос о создании межсистемной (национальное право и международное право) отрасли права – “Антитеррористическое право”

Направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью до принятия Устава ООН. Преступность, требующая принятия специальных мер по борьбе с ней, появляется еще в рабовладельческую эпоху с ее специфическим государственным аппаратом и соответствующей совокупностью правовых норм, обеспечивающих господствующее положение рабовладельцев. Национальные меры при этом, естественно, играют решающую роль, однако уже наблюдается зарождение некоторых международно согласованных и упорядоченных действий государств в борьбе с преступностью. Начинает складываться такое направление международного сотрудничества, как правовая взаимопомощь по уголовным делам (например, в розыске преступников) и институт экстрадиции (выдачи преступников). Хотя развитие международного сотрудничества происходит в условиях разобщенности и постоянного военного соперничества государств при низком уровне развития международных отношений и международного права, выдача преступников получает известное договорное оформление. Так, в ставшем хрестоматийным примером договоре, заключенном царем хеттов Хеттудшлем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 г. до н.э., предусматривалось: “Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну Хеттов, то царь Хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса”. Из текста договора видно, что речь идет о возвращении не только, а если учитывать состояние уголовной преступности в то время, то и не столько уголовных преступников, а всех лиц, которые окажутся в стране хеттов и будут затребованы Египтом. Русский юрист-международник Д.П. Никольский говорит о договорах между греческими городами-государствами, в которых содержались положения о выдаче преступников. Он упоминает также о фактах применения института выдачи к уголовным преступникам и беглым рабам Римской империи и Греции.

Отметим, однако, что в силу уже упоминавшейся разобщенности и соперничества государств в то время, а также неограниченных возможностей государства распоряжаться как своими гражданами, так и беглецами (обратить в раба, изгнать, казнить и т.п.) институт выдачи применялся редко.

В эпоху феодализма растет количество договоров экстрадиции, в которых конкретизируется круг лиц, подлежащих выдаче, определяются ее основания. Институт экстрадиции продолжает совершенствоваться. Он применяется в этот период Россией (например, во взаимоотношениях с Византией), Англией и Францией.

В этот период институт выдачи начинает активно использовать в своих целях и католическая церковь. Еретики рассматриваются как объект выдачи.

Известное ограничение применения экстрадиции идет за счет развития обычных норм, относящихся к институту гостеприимства, который является предшественником и своеобразной первоосновой права убежища.

В период феодализма расширился не только круг участников международного общения, но и сама сфера сотрудничества в борьбе с преступностью. Особенно это стало заметно в позднефеодальный период развития общества, когда, с одной стороны, уголовная преступность стала носить относительно массовый характер, способствуя разработке и применению национальных и международных форм и способов борьбы с нею, с другой – расширилось международное сотрудничество в таких важных областях, как торговое мореплавание, путешествия ради открытия и захвата новых земель. В этот период наметилось активно поддержанное церковью сотрудничество государств в борьбе с конкретными видами преступлений, затрагивающих общие интересы государств, например с морским пиратством. Даже те страны, которые, используя в борьбе за господство на море и направляя на открытие новых владений, тайно снаряжали и поддерживали “джентльменов удачи”, официально вынуждены были признать их врагами рода человеческого.

Таким образом, при феодализме зародилось такое направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью, как договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств. Дальнейшее развитие получил институт выдачи. Начал складываться в связи с этим институт права убежища.

Вполне понятно, что в рабовладельческом и феодальном обществах ставился лишь один вопрос: как бороться с преступлениями? Соответственно, и международное сотрудничество не затрагивало проблем предупреждения преступности и обращения с правонарушителями.

Для капиталистического общества всех времен был характерен постоянный рост преступности, объясняющийся погоней представителей господствующих классов за максимальной прибылью.

Правящие круги были вынуждены уделять все большее внимание борьбе с преступностью, а вместе с тем и международному сотрудничеству в борьбе с ней, тем более что с колоссальным расширением международных связей росло число преступлений с “иностранным элементом”.

В конце XIX-XX в. постепенно расширяются области сотрудничества: кроме собственно вопросов борьбы с преступностью рассматриваются проблемы причин и тенденций преступности, меры предупреждения ее, вопросы ресоциализации правонарушителей и деятельности пенитенциарных систем. Появляются и быстро развиваются новые направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Эволюция как новых, так и старых форм сотрудничества тесно связана со становлением международного права, таких отраслей национального права, как уголовное, уголовно-пенитенциарное и др., с появлением соответствующих наук, включая криминологию.

Дальнейшее развитие получаеют такие направления сотрудничества, как выдача преступников и правовая помощь по уголовным делам. По инициативе Франции институт экстрадиции пополняется важнейшим положением, согласно которому лица, преследовавшиеся по политическим мотивам и покинувшие в связи с этим свою родину, выдаче не подлежат. Соответственно, постепенно утверждается принцип выдачи лишь лиц, совершивших общеуголовные преступления.

В договорной форме закрепляются положения, определяющие экстрадиционные преступления, правила и процедуру переговоров о выдаче, о предварительном задержании. Фиксируются такие важные начала института выдачи, как принцип взаимности и принцип невыдачи собственных граждан.

Заключаются двусторонние и многосторонние соглашения о выдаче преступников в Европе и Америке.

В XIX в. и до конца 1930-х гг. продолжает развиваться такое направление международного сотрудничества, как договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств.

Наряду с международно-правовой договоренностью о координации борьбы с пиратством заключаются соглашения о борьбе со следующими преступлениями: работорговлей (позднее таковым признается и рабство); торговлей женщинами и детьми; фальшивомонетничеством; распространением порнографических изданий; незаконной торговлей и употреблением наркотиков; разрывом или серьезным повреждением подводного кабеля; столкновением морских судов и неоказанием помощи на море.

В конце XIX в. начинает развиваться научно-информационное направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Ряд учен ых-криминалистов выступают с инициативой обсуждения проблем борьбы с преступностью на международном уровне.

Ученые подчеркивали необходимость прежде всего обмена сведениями о национальных нормах уголовного, пенитенциарного и иных отраслей права, а также обмена опытом подготовки международно-правовых норм, объявляющих преступным то или иное деяние и координирующих борьбу государств с уголовной преступностью.

В конце XIX в. и до 1930-х гг. международное сотрудничество в борьбе с преступностью постоянно расширялось не только за счет роста круга участников, но и новых направлений сотрудничества: обсуждения проблем предупреждения преступлений и обращения с правонарушителями; научно-информационного обмена опытом и знаниями в борьбе с преступностью, а также признания необходимости в договорно-правовом порядке координировать борьбу с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств.

В этот период развиваются новые и совершенствуются старые формы сотрудничества: заключаются договоры и создаются международные органы и организации, специально занимающиеся проблемами предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.

В 1872 г. создается Международная уголовная и пенитенциарная комиссия, просуществовавшая до 1950 г., когда ее функции были переданы Организации Объединенных Наций. Решение об образовании МУПК принимается на I Международном пенитенциарном конгрессе, состоявшемся в Лондоне и обсуждавшем проблемы унификации экстрадиционные договоров, а также вопросы уголовной статистики. В дальнейшем МУПК большое внимание уделяла созыву II-XI пенитенциарных конгрессов, обсуждавших различные проблемы борьбы с преступностью: координация деятельности органов полиции в борьбе с преступностью; правовая взаимопомощь, идентификация преступников: выдача государством собственных граждан; уголовное наказание иностранцев. На последних конгрессах обсуждались уже и проблемы предупреждения преступности (в частности, преступности несовершеннолетних).

В 1888 г. по инициативе немецкого криминалиста Франца фон Листа создается Международное криминалистическое общество, которое призывало к изучению и подавлению “международной преступности” и проведению в этих целях международных мероприятий.

Большую активность в плане налаживания информационных контактов в конце XIX – начале XX в. проявляют представители полицейских органов различных стран. В 1905 г. проводится конференция представителей полиции Аргентины, Бразилии, Уругвая и Чили, на которой принимается решение об обмене сведениями и о практической деятельности по делам о преследовании преступников, бежавших из стран, где они совершили преступления.

В 1909, 1912, 1913 и 1914 гг. эти вопросы обсуждаются на конгрессах полиции. В частности, на конгрессе в Монако (1914) принимается решение о централизации информации о внешности преступников, дактилоскопических данных, вещественных доказательствах, обнаруженных на месте совершения преступления. Предлагается также классифицировать эти материалы и организовать регулярный обмен ими между всеми идентификационными службами.

Определенное внимание к такого рода проблемам борьбы с преступностью уделяют в этот период Институт международного права и Ассоциация международного права.

В 1923 г. создается Международная комиссия уголовной полиции, предшественник Интерпола. Лига Наций специального внимания проблемам международного сотрудничества в борьбе с преступностью не уделяла. Ни один из ее органов не был уполномочен на это. Однако в связи с тем, что эта организация взяла на себя некоторые функции в экономической и социальной областях и создала соответствующий механизм, отдельные вопросы борьбы с преступностью ею затрагивались.

По рекомендации состоявшейся в 1921 г. Международной конференции по борьбе с торговлей женщинами и детьми Лига Наций в 1922 г. учредила Совещательный комитет по борьбе с торговлей женщинами и детьми, позже (1936) преобразованный в Совещательный комитет по социальным вопросам. На него был возложен контроль за выполнением и соблюдением международных договоров не только по борьбе с торговлей женщинами и детьми, но и торговлей порнографическими изданиями.

В 1920 г. в соответствии с резолюцией Ассамблеи Лиги Наций создается Совещательный комитет по торговле опиумом и другими наркотиками, нацеленный на оказание соответствующей консультативной помощи Совету Лиги. Кроме этого органа проблемой наркотиков занимались также в рамках Лиги Наций Постоянный центральный комитет по опиуму, учрежденный в соответствии с положениями Международной конвенции о сильнодействующих средствах 1925 г., и Контрольная комиссия, созданная на основании постановлений Международной конвенции по ограничению производства и регламентации распределения наркотиков 1931 г.

В соответствии с требованиями Конвенции относительно рабства 1926 г. и на основании резолюции Ассамблеи Лиги 1932 г. и резолюции Совета Лиги 1934 г. был создан Совещательный комитет экспертов по борьбе с рабством.

Перечисленные органы занимались главным образом исследовательской работой и обобщениями но соответствующим вопросам, например Совещательный комитет экспертов по борьбе с рабством исследовал влияние рабства на “социальную систему”.

В период с 1927 по 1935 г. было проведено пять международных конференций по унификации уголовного законодательства. В период Второй мировой войны международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью приостановилось. Вместе с тем в процессе формирования антигитлеровской коалиции Объединенных Наций не только закладывались моральные и юридические основания борьбы с фашизмом, но и зарождались определенные предпосылки для послевоенного международного сотрудничества.

ООН и развитие направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью и терроризмом. После победы государств – членов антигитлеровской коалиции над фашизмом и милитаризмом, решающий вклад в разгром которых внес Советский Союз, международное общение приобрело качественно новые характер и масштабы.

Быстро увеличивалось число межправительственных и неправительственных международных организаций, среди которых центральное место по праву заняла созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций.

Положения Устава ООН дали хорошую юридическую основу для развития всего комплекса международных отношений, а также для деятельности самой Организации в качестве всемирной организации безопасности и координатора сотрудничества в различных областях и сферах.

Организация Объединенных Наций непосредственно занимается проблемами борьбы с уголовной преступностью с 1950 г. С тех пор ООН в известной мере содействовала, координировала или поощряла развитие направлений и форм международного сотрудничества в этой области.

Заключены и действуют двусторонние и региональные соглашения о выдаче преступников. Этому институту уделяют внимание международные правительственные и неправительственные организации.

Институт выдачи стал играть важную роль и в связи с борьбой государств с агрессией, преступлениями против мира, преступлениями против человечности и военными преступлениями. Такова диалектика сотрудничества государств в борьбе с преступлениями и преступностью: традиционные способы борьбы с общеуголовной преступностью стали содействовать борьбе с наиболее опасными преступлениями национального и международного характера.

На договорной основе развивается международное сотрудничество в области правовой помощи по уголовным делам: выдаче вещественных доказательств, обеспечению явки свидетелей, передаче предметов, добытых преступным путем, а также соответствующими специалистами и технологиями.

Договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, которые затрагивают интересы нескольких государств, в период после Второй мировой войны становится все более конкретным направлением международного сотрудничества. Это объясняется тем, что совершенствуется международно-правовая основа борьбы с такими преступлениями с учетом изменения их характера и масштабов. Вместе с тем оформляется договорно-правовое признание опасности ряда иных уголовных преступлений, затрагивающих международные связи. Таким образом, в настоящее время в международных соглашениях признается необходимость координации борьбы с такими преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств, как фальшивомонетничество, рабство и работорговля (включая институты и обычаи, сходные с ними); распространение порнографических изданий и изделий; торговля женщинами и детьми; незаконное распространение и употребление наркотиков; пиратство; разрыв и повреждение подводного кабеля; столкновение морских судов и неоказание помощи на море; “пиратское” радиовещание; преступления, совершаемые на борту воздушного судна; преступления против лиц, пользующихся защитой согласно международному праву; захват заложников; преступление наемничества; преступления, направленные против безопасности морского судоходства; противоправные обращения с радиоактивными веществами; “отмывание” доходов, добытых преступным путем; незаконная миграция; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

Российская Федерация является участником большинства соглашений такого рода, например лишь в последние годы были подписаны: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1998 г., Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.

После Второй мировой войны широкое развитие получает научно-информационное направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных научных исследований).

СССР, затем Российская Федерация занимали активную позицию в развитии научно-информационного направления международного сотрудничества. Их делегации принимали участие в работе 2-11 конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в различных международных встречах и симпозиумах, посвященных обмену опытом.

С начала 1960-х до конца 1980-х гг. социалистические страны систематически проводили криминалистические симпозиумы, на которых рассматривались вопросы: применения технических средств в борьбе с преступностью; проведения экспертиз, основанных на достижениях химии, физики, биологии и других наук для раскрытия преступлений; тактики производства отдельных следственных действий; методики расследования различных видов преступлений, а также особенностей борьбы с рецидивной преступностью, преступностью несовершеннолетних и др.

После прекращения существования СССР научно-информационное направление развивалось в рамках Содружества Независимых Государств и Союза Россия – Белоруссия. Например, в ноябре 2003 г. в России состоялась научно-практическая конференция “Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в южном регионе России”, в которой приняли участие государства – участники СНГ, распложенные в Закавказье. Практически на всех заседаниях главных органов СНГ – Совета глав государств, Совета глав правительств, Исполнительного комитета, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ – обсуждаются проблемы борьбы с преступностью и терроризмом. В частности, в июне 2003 г. была одобрена Программа СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма до 2005 г., где специальный раздел посвящен информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению борьбы с терроризмом и иными особо опасными преступлениями. Важным направлением деятельности государств в рамках СНГ по контролю и борьбе с терроризмом является гармонизация национального законодательства в этой сфере. В частности, в 2004 г. создан новый проект Модельного кодекса “О борьбе с терроризмом” (первый был создан и одобрен еще в 1998 г.).

В период после Второй мировой войны полиостью сложилось и такое направление международного сотрудничества, как оказание профессионально-технический помощи государствам в их борьбе с уголовной преступностью. Если ранее оказание такой помощи происходило на двусторонней основе и эпизодически, то с конца 1940-х гг. оно стала осуществляться еще и через систему органов ООН и на региональном уровне. Это направление тесно связано с научно-информационным направлением международного сотрудничества и деятельности Организации Объединенных Наций в борьбе с уголовной преступностью.

Основными видами профессионально-технической помощи в области борьбы с преступностью являются: предоставление стипендий, направление экспертов и организация или содействие проведению семинаров.

ООН предоставляет стипендии для должностных лиц из числа специалистов в таких сферах борьбы с преступностью, как предупреждение преступности среди несовершеннолетних, условное осуждение и надзор за бывшими заключенными, судебная и пенитенциарная системы.

С середины 1960-х гг. в связи с изменениями в количественном и географическом представительстве государств – членов ООН стипендии, как правило, стали предоставляться специалистам из стран, освободившихся от колониальной зависимости. Однако здесь возникла проблема эффективного использования полученного опыта, ибо уровень борьбы с преступностью и возможностей для этого в стране пребывания стипендиата и страны, его направившей, как правило, резко отличались. Позже эта проблема была относительно решена путем создания региональных институтов ООН по подготовке специалистов из числа лиц, получающих стипендии.

Более действенным видом оказания профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью странам, нуждающимся в ней, явилось направление экспертов по просьбе правительств соответствующих государств. Такого рода практика осуществлялась как на двусторонней основе, так и при содействии ООН и других международных организаций. В последние годы участились просьбы о проведении научных исследований в соответствующих областях, а также разработке планов предупреждения преступности.

В целях поощрения оказания профессионально-технической помощи Генеральная Ассамблея ООН по рекомендации своего Третьего комитета приняла на XXXVI сессии резолюцию “Предупреждение преступности и уголовное правосудие и развитие”, в которой настоятельно призвала Департамент по техническому сотрудничеству в целях развития Программы развития ООН повысить уровень своей поддержки программ технической помощи в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и поощрять техническое сотрудничество между развивающимися странами.

В 1990-е гг. на новый уровень было поднято оказание профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью в рамках Содружества Независимых Государств: в 1999 г. был заключен Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств – участников СНГ. В июне 2000 г. было одобрено Соглашение о взаимодействии между Советом Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, которое определяет как порядок оказания профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью, так и порядок обмена научно-практическим опытом в этой сфере. Например, в соответствии с Соглашением соответствующие службы государств – участников СНГ должны рассматривать вопросы гармонизации национальных норм и международной нормативно-правовой основы в сферах:

– противодействия организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических актов на территориях других государств;

– борьбы с незаконным производством и оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, противодействия наемничеству; установления уголовной ответственности за преступления террористического характера.

Таковы основные направления международного сотрудничества в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями, сложившиеся в результате длительной эволюции международного сотрудничества в политической, социально-экономической, правовой, культурной и иных областях.

Эти направления необходимо рассматривать как международную систему деятельности в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями, ибо каждое из них имеет свое самостоятельное значение и вместе с тем находится во взаимосвязи друг с другом. Они являются выражением объективных процессов международного сотрудничества в социальной и гуманитарной областях и должны развиваться на основе принципов современного международного права.

После принятия Устава ООН происходило дальнейшее развитие форм сотрудничества: в рамках международных органов и международных организаций, действующих в области борьбы с преступностью, а также на основе международных договоров.

Сотрудничество в рамках международных организаций в такой специфической области, как борьба с уголовной преступностью, является важным и перспективным.

Проблемы предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями рассматриваются рядом органов Организации Объединенных Наций, а также ее специализированными учреждениями. Отдельные региональные организации (Лига арабских стран, Африканский союз) также занимаются этими проблемами. Расширяет свою деятельность Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Специальное внимание указанным проблемам уделяют Совет Европы, Европейский Союз, ОБСЕ, ряд неправительственных международных организаций.

В 1998 г. происходит настоящий прорыв в сфере создания органов международной уголовной юстиции: одобряется Римский Статут Международного уголовного суда. 1 июля 2002 г. он вступил в силу.

Еще одной общепризнанной формой межгосударственного общения, включая сотрудничество в области борьбы с преступностью и терроризмом, являются международные договоры. Международный договор – основной источник международного права. Велика его роль и в оформлении международных связей в области борьбы с преступностью.

Отметим в первую очередь тот факт, что международные организации, касающиеся соответствующих проблем, действуют на основе договоров особого рода – уставов.

Каждое из направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью получило в той или иной степени международно-правовую регламентацию в соответствующих договорах.

Общая тенденция к расширению международного сотрудничества в этой сфере связана с обеспокоенностью народов существованием преступности, мешающей их прогрессивному развитию. Каждое государство в той или иной степени подвержено уголовной преступности и транснациональным преступлениям и поэтому стремится (хотя и с различной степенью заинтересованности) познакомиться с опытом использования национальных способов борьбы с ней других государств, а также передать свой. Это и составляет основу дальнейшего развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: