Танцевальные сцены в операх М.И.Глинки
Михаил Иванович Глинка стал создателем русской классической оперы. В своих операх он обобщил лучшие традиции русской оперы конца XVIII - начала XIX вв. и европейской оперы, её различных школ.
Время, когда Глинка работал над своей первой оперой, ознаменовалось полным расцветом романтизма в западноевропейском музыкальном театре.
Обе оперы Глинки содержат балетные сюиты, что, в частности, говорит о влияние “большой” французской оперы, которая переживала свой расцвет именно в 30 – 40 гг. XIX в., время, когда создавались и оперы Глинки.
Первая опера Глинки - “ Жизнь за царя ”- обозначена автором как “большая опера”, “Руслан и Людмила” – как “большая волшебная опера”.
Опера «Жизнь за Царя». (1836г.)
Кратко напомним об историческом значении первой оперы М.И. Глинки. “Жизнь за Царя”- первая русская опера без разговорных диалогов, основанная на непрерывном музыкальном развитии. Впервые Глинка органично соединил традиции русской музыки с западноевропейскими традициями, т.е соединил национальное с интернациональным.
Большая балетная сцена второго действия подготовила рождение русского классического балета.
Если первое действие оперы является экспозицией русских образов, то второе действие – экспозицией польских. Улица русского села сменяется тронным залом в замке польского короля. Вместо простых крестьян на сцене – пирующие паны. Хоровое и сольное пение уступает место оркестровой балетной музыке.
То есть характеристику польской группы Глинка целиком перевел в план хореографической образности. Образ поляков - надменных завоевателей передан в обобщении: без индивидуальных черт персонажей.
До Глинки танцы вводились в оперу как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров, не имевших прямого отношения к действию. У Глинки же, этим танцам придается большое драматургическое значение. Они становятся характеристикой действующих лиц – поляков (панов-завоевателей).
При этом Глинка проявляет высокое уважение к национальной культуре другой страны, показывая красочность, мелодическое своеобразие и ритмическое богатство польской музыки.
ПОЛОНЕЗ
Традиционно – бал открывается полонезом.
Полонез – уже само это слово – звонкое и гордое – настраивает на какой-то особенный, торжественный лад энергичный и бодрый. Полонез – это старинный польский бальный танец-шествие, исполненный величия и достоинства. В старину он назывался «великим или пешим» танцем. Размер – 3-х дольный. Полонез называли «выставкой славы и блеска» Под горделивое величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша, но в 3-х дольном размере выносят знамена.
Полонез звучит воинственно, его начальные интонации напоминают фанфарные призывы.
К нему (танцу) присоединяется хор хвастливых врагов: «Мы — шляхта, и всех мы сильнее!»
КРАКОВЯК
Сейчас столица Польши – Варшава. А в 14-17 вв. столицей Польши был Королевский город Краков. Именно здесь, в краковском воеводстве и возник воинственный танец Краковяк. В старину его танцевали только мужчины.
Размер 2\4, ритм острый, четкий, с частыми синкопами. Характер — горделивый, темпераментный. Исполняется живо, весело, с горделивой осанкой, сопровождается притопами.
Краковяк написан с широким размахом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью.
ВАЛЬС
Вальс в опере очень своеобразен и изящен, на 6/8, более лиричный по своему настроению. Наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит.
Среди бальных танцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтической полетностью, а также тонкостью и прозрачностью оркестровки.
МАЗУРКА
Завершает бал самый популярный польский танец, и, пожалуй, самый воинственный и помпезный – мазурка.
Размер 3\4, ритм острый и четкий, резко акцентированный. Характерные ритмические фигуры: ♫♩♩ В мазурке сочетается блестящая удаль и легкое изящество.
Танец стремительный, динамичный, и вместе с тем грациозный и лиричный по манере исполнения. Многое в этом танце связано с образом блестящего кавалериста: особая выправка, пружинистый шаг, «пришпоривающие» удары каблуков.
Лихости и блеска полна беспечная, бравурная мазурка с размашистой мелодией и звонкими аккордами — ударениями на третьей доле, напоминающими сабельные удары.
“Руслан и Людмила” 1842 СПБ
2ая вершина творчества Глинки - опера «Руслан и Людмила». Сказочно-фантастическая опера, овеянную поэзией старинных преданий, богатую красочными образами фантастики, картинами природы и народных обрядов. Глинка использовал пушкинскую сказку для выражения глубоких идей: верности, победы добра над злом, торжества любви, сохранив при этом некоторую иронию характерную для юношеской поэмы Пушкина.
Это произведение Глинки стало первой русской эпической оперой. Принципы, лежащие в основе ее драматургии, получат развитие в дальнейшем во многих русских операх.
В “Руслане” Глинки содержаться две балетные сюиты.
В 3 акте (классическая сюита)
Стремясь подчинить себе Ратмира своими чарами, Наина развертывает перед ним Танцы волшебных дев.
Эти танцы образуют сюиту из эпизодов разного характера.
Танцы дев Наины первый в русской музыке высокохудожественный образец классического балета. Состоит из 4х танцев: Allegro moderato. (небольшая вальсовая сюита), Adagio., Grazioso. risoluto.
1. Allegro moderato. (E-dur - G-dur). Жанровой основой этого танца является вальс.
2. Второй танец - Adagio. (С – dur – G – dur). Жанровой основой этого “танца” является романтический ноктюрн. Танец имеет два раздела, второй является вариантом первого.
3. Третий танец. Grazioso. (G – dur). Весь третий танец имеет составную форму. Здесь образуется последовательность разных танцевальных тем.
Первый раздел - в его основе быстрый танец типа галопа.
Второй - с вальсообразным ритмом.
Третий раздел этого танца – в ритме польки.
4. Следующий раздел сюиты (risoluto) - ее своеобразная синтетическая реприза.