При разработке организации и технологии ремонтно-путевых работ необходимо учитывать следующие условия:
♦ техн ические средства, имеющиеся в распоряжении исполнителя работ;
♦ проектные решения и характеристику ремонтируемого участка;
♦ конструкцию пути;
♦ возможности предоставления "окон" для производства работ, в том числе одновременного предоставления "окон" по соседнему пути на двухпутных и многопутных участках;
♦ продолжительность стабилизации пути после окончания
ремонта.
Обязательным условием при выполнении всех видов ремонта является уборка с обочин, откосов, водоотводов вырезанного в процессе работ грунта, засорителей и излишков балласта и старогодных материалов.
Бесстыковой путь вместо инвентарных рельсов укладывают после усиленного капитального или капитального ремонтов не позднее, чем после пропуска 1 млн. т груза брутто, т.к. длительная эксплуатация инвентарных рельсов вызывает интенсивное расстройство основания в зоне стыков инвентарных рельсов на железобетонных шпалах.
До окончания первого периода стабилизации (после пропуска 350—500 тыс. т груза брутто) путь должен быть поставлен в плане и профиле в проектное положение, должны быть закончены работы по замене шпал, элементов скреплений, противоугонов, наплавке и выправке стыков передвижным прессом или специальной машиной.
После постановки пути в проектное положение и его стабилизации обычно проводятся работы по шлифовке рельсов. При усиленном среднем, среднем и подъемочном ремонтах пути шлифовке должна предшествовать выправка стыков, в том числе и сварных, выполняемая с помощью передвижного пресса или специальной машиной. Выправка должна быть завершена до окончания первого периода стабилизации пути. Перед выправкой стыков необходимо выполнить работы по их наплавке.
|
При проектировании организации и технологии работ, связанных с глубокой очисткой щебня, необходимо учитывать происходящее при этом понижение отметок путевой решетки, зависящее от глубины очистки, степени загрязнения балласта и объема перерабатываемого щебня на 1 м пути. При средних условиях понижение отметок пути может составить: при глубине очистки 25—30 см — 3—6 см; 35—40 см — 8—12 см; 45—50 см — 14—16 см. Отводы продольного профиля при понижении отметок должны устраиваться в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
При выполнении подготовительных работ, связанных с вырезкой балласта на откосах призмы, ширина ее плеча должна быть не менее 20 см на участках звеньевого пути и 25 см — на участках бесстыкового, а уклон откоса не должен превышать 1:1. При этом скорость пропуска пассажирских поездов по такому пути должна быть не более 80 км/ч, а грузовых — 60 км/ч.
Перед выполнением путевых работ, нарушающих устойчивость пути (подъемка, вырезка балласта, выправка, рихтовка), на звеньевом пути должна быть предусмотрена регулировка зазоров, а на бесстыковом — разрядка температурных напряжений в рельсах в соответствии с требованиями Технических указаний по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути.
При глубокой очистке балласта машинами с выгребной цепью разрядку напряжений можно не производить, но для обеспечения устойчивости пути в процессе работы машины должно формироваться плечо призмы шириной не менее 25 см с засыпкой шпальных ящиков на 2/3 их высоты, а подъемка пути в процессе работы машины не должна превышать 5 см. В случае недостатка щебня он должен быть выгружен до работы машины в объеме, обеспечивающем формиров ание призмы с необходимым плечом и уклоном откосов.
|
До выполнения работ по очистке балласта во избежание отрыва шпал их следует закрепить.
Перед выполнением выправочных работ со шпал должны быть удалены все регулировочные прокладки, а сами шпалы закреплены от сдвижки. При выправке машиной ВПО-3000 следует установить дополнительные противоугоны, а при необходимости переставить действующие так, чтобы у каждой шпалы стоял противоугон со стороны, противоположной направлению движения машины.
Для ускорения стабилизации пути после глубокой очистки или замены балластного слоя работы обычно проводятся в два этапа.
На первом этапе после глубокой очистки выправочные машины и динамический стабилизатор пропускают без подъемки пути на отметках, которые заняла путевая решетка после очистки. На втором этапе те же машины пропускают с подъемкой пути на добавленный балласт. При замене балласта выправку пути ведут послойно с подъемкой его на слой толщиной не более 20 см. Для ускорения процесса стабилизации пути перед работой выправочного комплекса (ВПР, ДСП) пропускают машину ВПО-3000.
При работе выправочных машин и машин для глубокой очистки на участках, где уложен слой из геотекстиля или пенопласта, их рабочие органы должны проходить над поверхностью этих материалов на расстоянии 8—10 см.
|
Выполнение этих условий является одной из основных предпосылок качественного ремонта железнодорожного пути.
Технологические процессывключают: характеристику пути, условия производства работ, производственный состав подразделений, описание организации работ, перечень потребных машин, механизмов и путевого инструмента, графики производства работ и ведомость трудовых затрат.
Характеристика пути содержит: данные о числе путей на участке и роде тяги; процентное содержание прямых и кривых участков; характеристику верхнего строения пути до и по сле ремонта.
Условия производства работ должны определять:
♦ объем основных работ, подлежащих выполнению на 1 км
ремонта;
♦ размер трудовых затрат на выполнение работ по лечению
земляного полотна и ремонт малых искусственных сооружений;
♦ порядок и место сборки новых и разборки старых рельсовых звеньев;
♦ технические средства для очистки щебня и смены рельсошпальной решетки, а также мероприятия по обеспечению их нормальной работы (удаление препятствий, подготовка мест зарядки и разрядки, въезда на путь и съезда с него техники на колесном и гусеничном ходу, закрепление шпал и т.п.);
♦ порядок складирования, транспортировки и выгрузки на месте производства работ материалов верхнего строения пути, а также отсева и грунта, полученного в результате глубокой очистки балласта или его замены и работ по ремонту и устройству водоотводных сооружений и земляного полотна;
♦ технические средства для выправки пути и объемы выправки в день производства основных работ и в период отделки и стабилизации пути после ремонта;
♦ порядок транспортировки рельсовых плетей бесстыкового пути на перегон, а также замены инвентарных рельсов рельсовыми плетьми;
♦ порядок формирования рабочих поездов и их отправления на перегон;
порядок выдачи и отмены предупреждений об ограничении скоростей движения поездов после окончания основных работ в "окно" и в период стабилизации пути после ремонта.
3.Технология работ по Среднему ремонту пути.
Средний ремонт путипредназнач ен в основном для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебеночного балласта на глубину от 25 до 40 см, зависящую от класса пути и вида балласта. Ремонт назначают в соответствии с критериями, приведенными в табл. 5.34 на участках, где не требуется изменять отметку пути или ее изменение не потребует срезки балластной призмы.
Средний ремонт с глубокой очисткой балластной призмы может назначаться на участках 1, 2-го класса, где до этого был выполнен капитальный ремонт пути с укладкой новых материалов без глубокой очистки щебня.
При среднем ремонте выполняют: оздоровление стыков с правкой искривленных концов рельсов и их наплавкой; замену негодных шпал и скреплений; добавление (при необходимости) в путь балласта; снятие пучинных карточек при деревянных шпалах и регулировочных прокладок при железобетонных; регулировку или разгонку стыковых зазоров; сплошную выправку пути с восстановлением проектных отметок; смазку и закрепление клеммных, закладных и стыковых болтов; выправку проектных очертаний круговых и переходных кривых; ремонт переездов; очистку кювета и других водоотводных сооружений; планировку обочин; шлифовку рельсов и др.
Таблица 5.34. Критерии назначения работ по среднему ремонту пути (числитель — звеньевой путь с деревянными шпалами; знаменатель — бесстыковой путь с железобетонными шпалами)
Класс, группа и категория пути | Основные категории | Дополнительные категории | ||
Засоренность щебня, % по массе | Количество шпал с выплесками, %, свыше | Доля негодных, %, свыше | ||
шпал | скреплений | |||
1А1-1А3.2А4-2А5 | 20/20 | 4/3 | 8/2 | 20/8 |
1Б1, 1Б2, 2БЗ,2Б4 | 20/20 | 5/4 | 10/3 | 25/10 |
1В1,2В2, 2ВЗ | 20/20 | 5/4 | 15/4 | 30/12 |
1Г1, 2Г2, 2Д1, ЗА6, ЗБ5, ЗБ6, ЗВ4...3В6, ЗГЗ, ЗГ4 | 20/20 | 5/4 | 15/4 | 35/15 |
ЗД2, ЗД4, 4Г5, 4Г6, 4Д5, а также приемоотправочные пути | 5/4 | 20/5 | 40/2 | |
Пути 5-го класса | Не лимитируется. Средний ремонт назначается по усмотрению начальника ПЧ |
На стрелочных переводах, расположенных на путях, подлежащих среднему ремонту, также должны назначаться сплошная очистка щебеночного балласта и одиночная замена дефектных элементов в объеме среднего ремонта пути.
Средний ремонт, как правило, выполняются силами дистанции пути, силами ПМС, может применяться и комбинированный вариант. Предпочтительнее, чтобы средний ремонт производила ПМС. В этом случае технология работ будет не на много отличаться от капитального ремонта, что позволяет более качественно и быстро выполнять средний ремонт пути, тем более что в ПМС имеется полный набор необходимых машин тяжелого типа.
Основные работы производят в «окна» продолжительностью, как правило, 3—4 ч на участках длиной 1200—1800 м.
При ремонте звеньевого пути с деревянными шпалами в подготовительный период выполняются следующие работы: регулировка и разгонка стыковых зазоров; очистка щебня вручную в местах препятствия для работы
машины ЩОМ; разборка постоянн ого и укладка временного переездного настила; выгрузка скреплений, перестановка путевых знаков; замена скреплений, ремонт и частичная замена шпал.
Основные работы в «окно» при среднем ремонте звеньевого пути с использованием машин ЩОМ и ВПО-3000 представлены на рис. 9.6. После «окна» выполняют работы по добивке костылей, установке полного количества противоугонов, частичной выправке пути ЭШП и рихтовке моторными рихтовщиками. К концу рабочего дня в день «окна» убирают и складируют замененные материалы, досыпают щебень в шпальные ящики, производят грубую оправку балластной призмы. Отделочные работы выполняют в течение трех-пяти дней; состав их такой же, как и при капитальном ремонте пути.
При среднем ремонте бесстыкового пути при необходимости в подготовительный период производят разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях.
После приемки отремонтированных километров на всем протяжении выполняют шлифовку рельсов рельсошлифовальным поездом.
Как при капитальных, так и при средних ремонтах пути при наличии на дороге щебнеочистительных машин РМ-76, РМ-80, СЧУ-800, СЧ-600 целесообразно применять их вместо ЩОМ-4 и аналогичных ей, так как эти машины очищают балластную призму ниже постели шпал до 60 см. При использовании названных машин сокращается время ремонта пути: балласт в путь выгружают из хоппер-дозаторов один раз, а не три, как при работе с ЩОМ-4. Машины РМ-80, РМ-76 и СЧУ-800 позволяют также укладывать разделительный слой из нетканых и полимерных материалов. Машины РМ-76, РМ-80 очищают балласт не только в пути, но и на стрелочных переводах, могут планировать основную площадку земляного полотна с желаемым поперечным уклоном.
4.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПУТЕВЫХ РАБОТ
Ремонт сооружений и устройств пути должен производиться при обеспечении безопасности движения.
Подготовленный к пропуску поездов путь должен отвечать следующим требованиям.
• Рельсы должны быть пришиты на каждом конце шпалы
(бруса) не менее чем на два основных костыля. При скорости
пропуска поездов более 80 км/ч рельсы в кривых радиусом 1200 м
и менее должны быть зашиты на три основных костыля. Клеммные и закладные болты или шурупы должны быть поставлены на
место и закреплены. Допускается при скорости пропуска поездов
до 60 км/ч закреплять клеммные болты раздельного скрепления на
каждой третьей шпале, до 40 км/ч — на каждой четвертой шпале.
При раздельном скреплении типа КБ, КД или анкерном типа СБ-3 допускается:
• при скорости пропуска поездов не более 25 км/ч включительно — закрепление клеммных и закладных болтов (при скреплении СБ-3 — клемм) на каждой пятой шпале и на предстыковых
шпалах;
• при скорости пропуска поездов более 25 и 40 км/ч включительно — закрепление клеммных и закладных болтов (при
скреплении СБ-3 — клемм) на каждой четвертой и на предстыковых шпалах;
• при скорости пропуска поездов более 40 и до 60 км/ч — закрепление клеммных и закладных болтов (при скреплении СБ-3 — клемм)
на каждой третьей шпале и предстыковых шпалах.
При бесподкладочных скреплениях типа ЖБ (ЖБР) или других клеммы должны быть закреплены на всех шпалах. Допускается при скоростях пропуска поездов не более 60 км/ч включительно закрепление клемм на каждой четвертой шпале, на остальных шпалах кл еммы должны быть развернуты на 90 градусов.
При разрядке температурных напряжений допускается сплошное ослабление гаек клеммных болтов на 3—4 оборота при скорости пропуска поездов не более 25 км/ч. 430
• Скорость пропуска поездов по стыкам, в которых установлены вкладыши, не должна превышать 25 км/ч при рельсах
Р50 и тяжелее и 15 км/ч при рельсах легче Р50.
• Все шпалы и переводные брусья должны быть уложены
на свои места и подбиты. Для пропуска поезда со скоростью
до 60 км/ч допускается подбивка шпал только под рельсами.
• Мостовые брусья должны быть прикреплены к балкам
пролетных строений лапчатыми болтами, а безбалластные железобетонные плиты — полным количеством шпилек.
• Разрешается при производстве работ пропуск поездов со
скоростью до 40 км/ч при снятых контррельсах и противоугонных уголках или брусьях.
• Балластная призма по ширине должна быть доведена до
установленных размеров, а шпальные ящики засыпаны балластом. Допускается оставлять не засыпанными не более двух под
ряд шпальных ящиков при условии, что между такими ящика
ми будет не менее 10 ящиков, заполненных балластом.
После окончания основных работ в «окно» и при скорости пропуска поездов до 60 км/ч допускается на железобетонных и деревянных шпалах оставлять шпальные ящики не заполненными балластом внутри колеи при условии, что на бесстыковом пути ширина плеча балластной призмы обеспечивается не менее 25 см, а на звеньевом пути — не менее 10 см.
В период подготовительных работ балласт можно удалить из шпальных ящиков по концам шпал и за их торцами. При этом скорости пропуска поез-
дов не должны превышать 40 км/ч при рельсах Р50 и тяжелее в прямых и кривых радиусом 1200 м и более, 25 км/ч во всех остальных случаях.
Отводы при подъемке пути должны быть плавными и не превышать 1 %о при скорости движения более 120 км/ч, 2 %о — от 80 до 100 км/ч, 3 %0 — от 60 до 80 км/ч, 4 %0 — от 40 до 60 км/ч и 5 %о — до 40 км/ч.
При отводе возвышения на переходных кривых крутизна не
должна превышать (первое значение — рекомендуемое, второе —
допускаемое на отрезках длиной не менее 30 м), %о:
При скорости не более 140 км/ч 0,7— 0,9
То же 120 км/ч 0,8—1,0
-//- 100 км/ч 1,0—1,4
-//- 80 км/ч 1,6—1,9
-//- 60 км/ч 2,1—2,7
-//- 50 км/ч 2,5—3,0
-//- 40 км/ч 2,7—3,1
-//- 25 км/ч 3,0—3,2
Скорости пропуска поездов после работ, связанных с очисткой балластного слоя, подрезкой или подъемкой пути, устанавливаются в зависимости от состояния пути по табл.
Таблица
Перекос мм, при расстоянии между вершинами пик до 20 м | Разность в смежных стрелах, мм, изме- ренных от середин- ны хорды длиной 20 м | Скорость пропуска поездов | ||||
по | месту работ, км/ч | |||||
При создании слоя чистого балласта до 25 см, с примене- нием ВПО | При создании слоя | |||||
Уровень, | чистого балласта более 25 см, | |||||
мм | с применением: | |||||
ВПО или ВПР | ВПО или ВПР | ВПО плюс ВПР плюс ДСП | ||||
До 20 | До 20 | До 35 | ||||
До 30 | 21—25 | 36—50 | ||||
До 40 | 26—30 | 51—65 |
Примечание.
ВПО — выправочно-подбивочно-отделочная машина непрерывного действия; ВПР — выправочно-подбивочно-рихтовочная машина циклического действия; ДСП — динамический стабилизатор пути.
Подготовительные работы к «окну» следует организовать таким образом, чтобы состояние пути до «окна» обеспечивало безопасный пропуск поездов со скоростью не менее 25 км/ч.
Состояние пути после «окна» должно обеспечивать следующие скорости пропуска поездов.
• После замены путевой решетки, очистки или замены балла
ста, подъемки пути машинами скорость первых одного-двух поездов по пути с рельсами Р50 и тяжелее — 25 км/ч, с рельсами легче Р50 — 15 км/ч, последующих с рельсами Р65 и тяжелее — не
менее 60 км/ч, с рельсами Р50 и легче — 50 км/ч; при отсутствии
машин по выправке пути первые один-два поезда должны пропускать со скоростью 15 км/ч, последующие в течение 3 ч — не менее 25 км/ч, затем при рельсах Р65 и тяжелее — до 50 км/ч, при
рельсах Р50 и легче — 40 км/ч (инструкция № ЦП 4402).
После сплошной смены рельсов на костыльном скреплении без замены подкладок и пропуска первых одного-двух поездов со скоростью 25 км/ч, последующие поезда в период отделочных работ должны пропускаться со скоростью 50 км/ч, а с заменой подкладок — 25 км/ч.
• После сплошной смены стрелочного перевода, глухого пересечения или переводных брусьев, постановки стрелочного перевода на щебень и сплошной смены мостовых брусьев скорость первых поездов должна быть не менее 25 км/ч, последующих — до 60 км/ч.
• После сварки рельсов машиной ПРСМ — 25 км/ч.
• После выполнения работ по выправке и рихтовке пути
при текущем содержании машинами ВПР-1200, ВПРС-500,
Р-2000 пропуск поездов осуществляется без снижения скорости,
а после работы ВПО-300, машины р ихтовочной системы Балашенко — не менее 40 км/ч для первых двух поездов.
Прежде чем пропустить по месту работ поезд, руководитель работ должен проверить его состояние, убедиться в исправности и только после этого дать указание снять сигналы.