Н.В. Устинова, И.В. Киселева
Учебная практика
По педагогической психологии
Учебно-методическое пособие
для студентов III курса специальности «Психология»
Донецк - 2016
УДК 37.0.001.85
Н.В. Устинова, И.В. Киселева
Учебная практика по педагогической психологии. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специальности «Психология». – Донецк: ДонНУ, 2016. - 99 с.
В учебно-методическом пособии представлены общие требования, цели и задачи учебной практики по педагогической и возрастной психологии, программа прохождения практики, критерии оценивания результатов, рекомендации к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы, инструкции к диагностическим методикам, образцы психологического анализа урока, психолого-педагогической характеристики учащегося.
Рекомендовано к печати кафедрой психологии Донецкого национального университета, протокол № 2 от 29.09.2016 г.
Рецензенты Гордеева А.В., канд. психол. наук, доцент;
Безродный В.И., канд. психол. наук, доцент.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………... | |
1. Общие требования к учебной практике…………………. | |
2. Программа прохождения учебной практики……………. | |
3. Форма отчетности студентов по результатам практики.. | |
4. Критерии оценивания результатов учебной практики…. | |
5. Рекомендации к выполнению диагностической работы студента во время прохождения учебной практики……..... | |
5.1. Особенности диагностической работы с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы)………… | |
5.2. Особенности диагностической работы с учащимися подросткового возраста (5-9 классы)…... | |
5.3. Особенности диагностической работы с учащимися раннего юношеского возраста (10-11 классы)…………………………………………………. | |
6. Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики учащегося……………….. | |
7. Рекомендации к проведению психологического анализа урока………………………………………………………….. | |
8. Рекомендации к выполнению коррекционно-развивающей работы………………………………………... | |
Список рекомендуемой литературы……………………….. |
Введение
В учебно-методическом пособии представлены общие требования, цели и задачи учебной практики по педагогической и возрастной психологии, программа прохождения практики, критерии оценивания результатов, рекомендации к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы, инструкции к диагностическим методикам, образцы психологического анализа урока, психолого-педагогической характеристики учащегося.
Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», проходят практику в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, школах, лицеях, гимназиях, средних специальных учебных заведениях и т.п. Работают с детьми разных возрастных групп, активно взаимодействуют с воспитательно-педагогическим коллективом учреждения и родителями. За каждой группой студентов приказом по кафедре закрепляется руководитель (преподаватель кафедры психологии), который осуществляет контроль прохождения практики.
Общие требования к учебной практике
Учебная практика рассчитана на 3 недели, время работы студентов – 6 часов в день. Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняется порядок прохождения педагогической практики и её содержание и формы отчетности.
Студенты при прохождении практики выполняют обязанности помощника психолога, а также выполняют все требования, предъявляемые образовательным учреждением, в котором проходит практика. Свою деятельность на местах студенты-практиканты выстраивают в соответствии с задачами и целями практики, а также координируют с планом работы психологической службы данного учреждения. Психолог учреждения координирует работу студентов-практикантов, а также осуществляет методическое руководство.
Студенты-практиканты обязаны своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики. Регулярно производить записи в дневнике наблюдения и дневнике практики. Представить в установленные сроки отчетную документацию по практике. В процессе работы студенты должны стремиться показать свою профессиональную компетентность.
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики и сотрудникам образовательного учреждения, пользоваться кабинетами и находящимися в них методическими пособиями и иными материалами.
Руководитель практики от кафедры (групповой руководитель) устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики, проводит учебно-методические конференции (установочную и итоговую), разрабатывает задания по практике, контролирует работу студентов во время прохождения практики, собирает и анализирует документацию, представленную студентами; проводит зачет по практике; составляет отчет по итогам практики.
Администрация и сотрудники базы практики оказывают поддержку и содействие в проведении практики студентов. Методист-наставник от базы практики (психолог учреждения образования) осуществляет контроль над содержанием практики и её итогами; оценивает результаты выполнения студентами-практикантами программы практики, составляет характеристику-отзыв на студента-практиканта.
Цели и задачи практики
Целями данной практики являются:
1. Формирование представления о содержании и направлениях профессиональной деятельности психолога в средних общеобразовательных учреждениях.
2. Применение на практике знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения.
3. Формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
4. Развитие мотивации профессионального становления на основе опыта практической работы, решения проблем и задач, входящих в компетенцию психолога; формирование образа себя как профессионала.
Задачами практики являются:
1. Формирование у студентов представления об обязанностях психологов, работающих в ООШ, гимназиях, лицеях и других общеобразовательных учреждениях.
2. Обучение научному психологическому наблюдению.
3. Обучение процедурам сбора данных и последующей их обработки.
4. Формирование навыка оформления психологической документации.
5. Обучение составлению психологической характеристики учащегося.
6. Ознакомление студентов с видами работ, которые проводятся школьным психологом-практиком при осуществлении своей деятельности (в том числе составление психологической характеристики учащегося).
7. Определение специфики работы психолога в каждом конкретном учреждении образования, сравнение с работой в других учреждениях и организациях.
8. Формирование умений по организации своей работы.
9. Овладение умениями и навыками самостоятельного решения доступных профессиональных задач (организация своей работы, контакт с детьми, коллегами по работе, адаптация в коллективе и т.д.)