· Сангвиник.
- Живой, энергичный, работоспособный.
- Откликается живо на все что привлекает его внимание.
- Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности.
- Быстро адаптируется к новому
· Холерик.
- Реактивность преобладает над активностью.
- Несдержан, нетерпелив, вспыльчив.
- Настойчив
- Сложности в переключении внимания
· Меланхолик.
- Болезненно чувствительный.
- Инертный.
- Быстро утомляется, мало работоспособен.
- Не уверен в себе.
· Флегматик.
- Мало проявляет эмоций.
- В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и невозмутимость.
- Трудно сходится с новыми людьми.
- Трудно адаптируется к изменениям,
- В поведении проявляет стереотипность.
Раздел 5.Социальная подструктура личности
Отношение к людям:
· Коллективизм.
- Всегда проявляет заботу о знакомых и незнакомых людях, старается оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Как правило, равнодушен к другим, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
· Честность. Правдивость.
- Всегда правдив по отношению к другим людям. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
- Почти всегда правдив по отношению к другим людям.
- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
- Склонен к вранью.
· Справедливость.
- Активно борется с тем, что считает несправедливым.
- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
- Редко выступает против того, что считает несправедливым.
- Не добивается справедливости.
- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
· Бескорыстность.
- В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
· Общительность.
- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
- Как правило, с удовольствием общается с людьми.
- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, необщителен.
· Чувство товарищества.
- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
- Как правило, помогает товарищам.
- Помогает товарищам, когда его просят.
- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
· Отзывчивость.
- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
- Почти не умеет сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
· Вежливость, тактичность.
- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
- Часто бывает, невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Положение учащегося в коллективе.
· Авторитет в классе (учебной группе).
- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
- В классе авторитетом не пользуется,
· Симпатия.
- Является любимцем класса (группы), ему прощаются отдельные недостатки.
- В классе (группе) ребята относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией только у части учащихся.
- Пользуется симпатией у отдельных учащихся.
- В классе (группе) его не любят.
В структуру характеристики могут входить не все разделы плана, а только те, которые соответствуют целям и назначению характеристики.
Рекомендации к проведению психологического
Анализа урока
Предмет психологического анализа урока многогранен: это психологические особенности учителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке), закономерности процесса обучения; психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков). Это и психологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебного предмета, т.е. того материала, который передается учителем и усваивается учащимся, и многое другое. В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях.
Задание
1. Провести наблюдение одного урока, на основании результатов наблюдения составить заключение. Характеристика представляет собой ответы на ряд приведенных ниже вопросов и структурирована согласно следующему плану: