Городская школа актива волонтеров
«Наш дом»
Авторы:
Лозовая Анастасия,
ученица 11 класса
МБОУ «СОШ №33» ТГО;
Парфиненко Валерия,
ученица 10 класса
МБОУ «СОШ №33» ТГО.
Куратор:
Ковеза Ирина Витальевна, учитель МБОУ «СОШ №33» ТГО.
Тайгинский ГО
Содержание
Паспорт проекта 2
Актуальность 4
Целевой блок 8
Механизмы реализации проекта 9
Этапы реализации проекта 14
Планируемые результаты проекта 15
Смета расходов на реализацию проекта 16
План мероприятий по реализации проекта 17
Приложения 20
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | Городская школа актива волонтёров «Наш дом» |
География проекта | Кемеровская область, Тайгинский городской округ, поселок Кузель, Детский оздоровительный лагерь «Романтик» ТГО |
Сроки разработки проекта | Октябрь – декабрь 2019 года |
Проектная группа | 1. Лозовая Анастасия Сергеевна – автор (учащаяся МБОУ «СОШ №33» ТГО). 2. Парфиненко Валерия Евгеньевна - автор (учащаяся МБОУ «СОШ №33» ТГО). 3. Вахина Алина Вячеславовна – ответственный за медиа-сопровождение (учащаяся МБОУ «СОШ №33» ТГО). 4. Иксанова Кристина Камильевна – художественный овормитель(учащийся МБОУ «СОШ №33» ТГО). 5. Ковеза Ирина Витальевна – куратор проекта (руководитель ТВО «Добрята» ТГО) |
Консультанты | Методист МБУ «ИМЦ» ТГО Психолог МБУ «ИМЦ» ТГО |
Социальные партнеры | МБОУ «ДДТ» ТГО, клуб «Старшеклассник» |
СМИ | Редакция периодического издания газета «Тайгинский рабочий», телестудия «Тайгинское телевидение» |
Общественные организации | Обучающиеся ОУ, родители, социальные партнеры ОУ, Управление образования администрации ТГО. |
Целевая группа | Обучающиеся ОУ Тайгинского ГО 5-11 классов, количество благополучателей – 100 человек. |
Цель проекта | Подготовка членов подросткового волонтерского движения в сфере пропаганды здорового стиля жизни, позитивную профилактику вредных привычек и зависимостей. |
Задачи проекта | 1. Повысить значимость добровольческой работы путем привлечения в волонтерскую деятельность, пропагандирующую здоровый стиль жизни и жизненно важные навыки у детей, подростков и молодежи; 2. Провести информирование и просвещение активистов волонтеров ОО о вреде употребления психотропных веществ; 3. Содействовать развитию эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости, как волонтеров, так и целевой группы; 4. Создать методическую копилку сценариев «Школа волонтера»; 5. Создать банк медиа-сопровождений мероприятий. |
Механизм реализации проекта | Этапы реализации проекта: I этап (подготовительный) – октябрь 2019 года. II этап (основной) ноябрь 2019 года. III этап (обобщающий) декабрь 2019 года. Реализация через: участие в профильных волонтерских сборах в сфере наркопрофилактики; презентации; конкурсы; акции; работа в группах; ролевые игры, рефлексивные занятия со специалистами; разработка наглядной агитации. |
Опорная площадка | МБОУ «СОШ№33» ТГО |
Планируемые результаты | Повышение значимости добровольческой работы путем привлечения в волонтерскую деятельность, пропагандирующую здоровый стиль жизни и жизненно важные навыки у детей, подростков и молодежи; Информирование и просвещение активистов волонтеров ОО о вреде употребления психотропных веществ, количество благополучателей – 100 учащихся ОУ; Развитие эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости, как волонтеров, так и целевой группы; Методическая копилка сценариев «Школа волонтера»; Банк медиа-сопровождений мероприятий. |
Продукт деятельности | Методическая копилка сценариев «Школа волонтера» Банк медиа-сопровождений мероприятий. |
Актуальность
|
|
Международное движение волонтеров появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, полных энергии и желания помочь в восстановлении разрушенного первой мировой войной мира. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. Позже, в 60-х годах возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов получили широкое распространение экологические проекты. В настоящее время в 90 странах мира ежегодно проходит более 2500 волонтерских лагерей, в которых участвуют тысячи добровольцев. Молодые люди, совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир чуточку лучше.
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
|
В Общенациональной программе развития воспитания детей РФ важнейшими проблемами воспитания названы: размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Решение данной задача помогает достижению целей, поставленных ООН в рамках устойчивого развития общества. Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.
Целью развития профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.
Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, в условиях давления социального окружения: умения общаться. Понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение - из таких форм работы.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.
Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.
Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни, не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества. Для молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно, является ресурсом развития личности.
Для волонтеров ТВО «Добрята» Тайгинского ГО главное пропустить идею добровольчества через себя и показать, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться, а главное – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему. Волонтеры, работающие над проектом, призваны в данной работе воспитывать сверстников в духе гуманного отношения к людям, защите их жизни и здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не захочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в добровольческую работу, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это может формироваться в процессе обучения волонтеров – на профилактических и обучающихся занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Современная модель волонтерского движения является важной составляющей планирования человеческих ресурсов необходимых для дальнейшей добровольческой деятельности. В дальнейшей жизни ребятам проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции.
Школа по подготовки волонтеров формирует резерв добровольцев, развивает инициативу и общественную активность, помогает обрести жизненный опыт, а так же предполагает включение учащихся в социально-значимую деятельность, что способствует формированию лидерской позиции, проявляя в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Данный проект является краткосрочным, разработан в доступной форме, имеет необходимые приложения для реализации его в любом муниципалитете в сфере добровольчества по развитию и формированию здорового стиля жизни в рамках профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних.
Целевой блок
Цель:
Подготовка членов подросткового волонтерского движения в сфере пропаганды здорового стиля жизни, позитивную профилактику вредных привычек и зависимостей.
Задачи:
1. Повысить значимость добровольческой работы путем привлечения в волонтерскую деятельность, пропагандирующую здоровый стиль жизни и жизненно важные навыки у детей, подростков и молодежи;
2. Провести информирование и просвещение активистов волонтеров ОО о вреде употребления психотропных веществ;
3. Содействовать развитию эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости, как волонтеров, так и целевой группы;
4. Создать методическую копилку сценариев «Школа волонтера»;
5. Создать банк медиа-сопровождений мероприятий.
Целевая группа:
Учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений Тайгинского городского округа от 11 до 17 лет, количество благополучателей – 100 человек.
Механизмы реализации проекта
Проект предусматривает организацию взаимодействия волонтерского отряда, консультантов и целевой группы с учётом оптимальной реализации возможностей подростков.
Ведущим средством в данном проекте является технология воспитания общественного творчества в условиях коллективно – творческих дел (далее КТД). Основа проекта «Городская школа актива волонтёров «Наш дом» (далее ГШАВ) - это желание приобретения и пропаганды жизненных (практических и нравственных) навыков, которое исходит от самих подростков. Развитие приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. подростки погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. Тематика ГШАВ «Наш дом», выбрана с целью, воссоздать во время обучения уют и тепло «родного дома», интерьер и оформление спланированы соответственно, имеется фото-зона с камином, креслом, детскими игрушками и тому подобному.
Члены проектной группы (далее волонтеры-комиссары) являются активистами территориального волонтерского отряда «Добрята» Тайгинского городского округа. Предварительно ими пройдено обучение на персональных курсах «Эффективные технологии волонтерской деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних», организованных ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровья и развития личности». Знания и умения, полученные на данных курсах помогают в реализации проекта. Главным направлением профилактической деятельности становится развитие творческих и организаторских умений подростков по технологии «Равный равному». Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- самоконтроль и проверка хода подготовки и проведения творческих дел.
Отряд волонтеров-комиссаров: 9 человек, включая старшего комиссара.
Функции куратора проекта: координация реализации плана проекта, обеспечение взаимодействия между всеми участниками проекта, посильная помощь в решении возникающих проблем.
Функции консультантов следующие:
· обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению здоровьесберегающими технологиями;
· просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности в сфере профилактики применения ПАВ;
· коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
· развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
· развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Потенциалы развития проекта
• Освещение деятельности проекта;
• Публикации по пропаганде ЗОЖ и проблемам наркомании;
• Связь с редакцией газеты «Тайгинский рабочий» (публикации в «Факеле») и детским городским телевидением;
• Использование информационных стендов, листовок, плакатов.