Отделка аэрографией
Аэрографией называется способ нанесения рисунка на поверхность путем распыления краски сжатым воздухом. За последнее время были разработаны приемы массового производства мебели с применением аэрографического способа отделки, имитирующей текстуру ценных пород древесины. Аэрографическим способом можно наносить рисунок на детали мебели до сборки, на собранные узлы и на все изделия.
Отделку древесины способом аэрографии производят так. Красящий раствор, подобранный в соответствии с цветом имитируемой породы, наносят на поверхность изделия после обычной столярной подготовки (зачистки, увлажнения и удаления ворса). Яркость и четкость линий рисунка зависят от квалификации рабочего, скорости и ритмичности движения его руки и расстояния пистолета-распылителя от отделываемой поверхности. Изменением этого расстояния и скорости передвижения пистолета-распылителя достигается получение рисунка, образец которого должен находиться перед глазами работающего.
Детали или изделия из лиственных пород после столярной подготовки подвергают местному шпаклеванию и шлифованию в целях устранения мелких дефектов. Если под нанесенным рисунком сохраняется натуральная текстура древесины и хорошо сочетается с наносимым рисунком, то она должна быть учтена при построении рисунка древесины.
Аэрографическим способом можно производить -отделку в крейцфугу, шашку и елку, применяя для этого различные прокладки. При отделке в крейцфугу на обрабатываемой поверхности размечают четыре части, три из которых поочередно перекрывают прокладками, оставляя открытой ту часть, на которую наносится рисунок.
Для закрепления рисунка после просушки поверхности изделия покрывают лаком. Шлифовать рисунок до лакирования нельзя, так как его можно испортить. Шлифуют поверхность после второго лакирования.
|
Инструментом для выполнения аэрографического рисунка служит пистолет-распылитель с отверстием сопла, равным 0,4—0,8 мм. Для работы следует иметь комплект распылителей с различными по тону и цвету красителями.
Акваграфия
Акваграфия нанесение рисунка окунанием детали в воду, на поверхности которой находится пленка не смешивающей с водой краски, обычно масленой. Жидкие масла расплываются на поверхности воды, образую пленку с причудливыми цветными узорами, цвет которых меняется в зависимости от содержания разноцветных пигментов. Схема отделки и поверхность воды с краской представлены на рисунке.
Схема отделки акваграфией: а- поверхность воды с набрызганной краской;
б - кассета с деталями в момент погружения
Если погружение и подъем производят в горизонтальном положении к отделываемой поверхности, то рисунок будет соответствовать расплаву краски на поверхности воды. В случаи погружения и подъема в вертикальном положении рисунок получается ленточным.
После высыхания полученный слой закрепляют прозрачным лаком.
Имитация акваграфией напоминает рисунок мрамора. Применяется для отделки карандашей.
Декалькомания
Декалькомания - способ полиграфического изготовления и применения переводных изображений для маркировки промышленных изделий, а также детских «переводных картинок».
Это перевод на изделие напечатанного на бумаге рисунка.
|
Переводная бумага - калькома представляет собой не проклеенную бумагу, на которой последовательно нанесены пленки крахмала, желатина, краски в виде желаемого рисунка, краски фона, тонкой защитной пленкой водорастворимого клея.
Для перевода рисунка изделие покрывают слоем масленого лака, после частичного высыхания на изделие накладывают калькому бумагой вверх, разглаживают тампоном и резиновым валиком. Смачивают бумагу водой, растворяют крахмал, бумагу удаляют. Покрытие сушат и закрепляют лаком.
Структура переводной картинки (калькомы):
1- пленка растворимого клея; 2- фоновая краска; 3- рисунок (краска); 4- желатин;
5- слой крахмала; 6- основа (бумага)
Имитация декалькоманией малохудожественная, использовалась для фирменных клейм на изделиях, отделки детской мебели.
Отделка древесины с применением текстурной бумаги
Используя текстурную бумагу, получают так называемую отделочно-декоративную фанеру (ОДФ).
Рисунок древесины ценной породы наносят на тонкую бумагу типографским способом. Бумагу помещают между двумя листами сухой смоляной пленки (на меламиновой, фенольной или другой основе), затем этим пакетом покрывают поверхность, которую надо отделать (декорировать), и прессуют при нагреве. Это может быть столярная или волокнистая плита или лист клееной фанеры. Вместо клееной фанеры можно взять шпон, собранный в пакет из чередующихся намазанных и не намазанных клеем листов. В этом случае изготовление фанеры сочетается с декоративной отделкой ее поверхности.
Применение при прессовании стальных хромированных или полированных прокладок позволяет получить полированную поверхность прессуемого пакета без последующей отделки.
|
Отделка пластиками
Отделочно-декоративные пластики изготовляют на бумажной основе. Для этого подготовляют два вида бумаги: один для лицевого покрытия (кроющая бумага), другой для внутреннего наполнения.
Пропитанные смолами листы бумаги просушивают и нарезают по размеру плит пресса. Нарезанные листы бумаги собирают в пакеты по 14—16 листов (кроющие листы— на лицо, наполнительные— в середину). Пакеты прессуют в горячих прессах с последующим охлаждением, под высоким давлением (до 60—70 кг.см2).
При помощи металлических отполированных прокладок получается гладкая, блестящая поверхность пластика.
Бумажный пластик водостоек. Грязь и пятна хорошо смываются теплой водой с мылом. Пластик применяется для детской, кухонной и ресторанной мебели.
Тыловая сторона листов пластика обрабатывается пескоструйным аппаратом для придания ей шероховатости, обеспечивающей надежное крепление листов с помощью вяжущих к облицовываемой поверхности.
Структура древесины сосны, березы, клена, осины и липы очень схожа со структурой красного дерева, ореха, дуба, бука. Это наблюдение вот уже много лет позволяет столярам-краснодеревщикам из недорогой древесины, которая всегда под рукой, создавать истинные шедевры, модифицируя доступный материал в благородный и респектабельный с помощью кисточки. Главное для имитации - правильно подобрать краситель.
Твердый орешек
Древесина ореха привлекает богатством оттенков и волнистыми разводами. Для имитации рисунка ореховых волокон нужно иметь несколько основных оттенков морилок: насыщенный серо-коричневый, светло-коричневый («кофе с молоком») и желто-коричневый.
В ореховой древесине сердцевина темно-коричневого цвета с серыми оттенками. Этот цвет через светло-коричневый и темный переходит в желто-коричневую заболонь.
Часто бывает, что волокна переплетаются и в светлых слоях образуются темные разводы. Все три оттенка наносят без просушки, одной кистью, чередуя и переплетая между собой. Не следует проходить по несколько раз одни и те же места.
Разделка поверхности под ценные породы древесины: дуб, орех, карельскую березу — или декоративный камень: мрамор, малахит, гранит — заключается в том, что верхний слой масляной краски снимают кистями или резиновыми гребенками так, чтобы получились просветы, в целом создающие рисунок древесины или камня.
Работу выполняют в основном в два приема. На поверхность наносят слой фоновой краски и дают ей хорошо просохнуть. Затем наносят слой разделочной краски и пока краска не засохла, начинают рисовать узоры, снимая при этом часть краски: рисуют сучки, годовые слои, прожилки камня. После просушки поверхность можно покрыть слоем масляного лака.
Имитация древесины поверхностным крашением. Для имитации способом крашения под орех, красное дерево, дуб применяют ют готовые растворы красителей (бейцы), выпускаемые лакокрасочной промышленностью. Чтобы получить равномерный тон, поверхность древесины перед окраской нужно увлажнить, протерев влажным тампоном. Раствор красителя наносят в два приема. Имитируют под орех - березу, ель, вяз и вишню; под красное дерево — березу, бук, вяз, грушу, дуб, ель, кедр, ольху, осину, тополь.