Понятие, этапы и признаки сегментирования
Сегментирование — процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет специфические требования (спрос).
Основной задачей при сегментировании является подбор таких признаков деления потребителей, которые отражают основные направления формирования потребности в товарах и услугах.
Сегмент — группа потребителей, одинаковым образом реагирующих на определённый набор стимулов (товар, цена, распределение, реклама) маркетинга, предъявляющих специфический спрос на товар (услугу) и обладающих отличительными характеристиками
Рыночная ниша — это сегмент потребителей, для которых предлагаемый товар (услуга) в наибольшей степени способен удовлетворить предъявляемые требования
Рыночное окно — незанятый конкурентами сегмент потребителей, потребности которых не удовлетворяются в должной мере Сегментирование позволяет правильно сформулировать комплекс маркетинга, обнаружить свободные сегменты и избежать прямого конкурентного давления.
Микросегментация
Задачей микросегментации является проведение более детального анализа разнообразия внутри «рынка товара». Потребители, соответствующие определённому рынку товара, заинтересованы в одной и той же базовой функции (потребности). Тем не менее они могут иметь специфические предпочтения.
Микросегментаця основана на разнообразии потребностей потенциальных и существующих покупателей, которые соответствуют данному рынку товаров.
В связи с этим используются следующие признаки микросегментации (сегментации).
а) Рынки потребительских товаров:
- демографические: возраст, пол, национальность, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и пр.
|
I географические: часть света, страна, регион, климат и пр.
- социально-экономические: род занятий, образование, уровень доходов, социальная принадлежность и пр.
- сегментация по выгодам (искомые выгоды). Ориентирована на различия в системе ценностей людей, т. е. на способности людей приписывать различную ценность товарам:
S экономия — желание дешевле приобрести хороший товар;
S долговечность и качество — за эти свойства покупатели готовы
платить;
^ символизм — престижность, эмоциональная ценность, высокая цена и т. п.;
S мода, фетиш.
- поведенческие:
S повод совершения покупки, статус пользователя (непользовате- ли; потенциальные пользователи, регулярные, нерегулярные);
S интенсивность потребления;
S уровень лояльности (лояльные, умеренно лояльные, нелояльные);
S чувствительность к факторам маркетинга (цена, услуги, скидки, реклама и пр.);
- психографические:
р стиль жизни: активные, амбициозные, богемные и пр.
S тип личности: (флегмат’* ^лерики и т. д.) новаторы, консерваторы;
1 прочие: религия, политич*. длежность.
б) Рынок товаров производственного назначения.
- сегментация по выгодам:
S безопасность;
S экономичность;
V производительность;
S стоимость;
- геодемографические:
географическое положение предприятия покупателя;
S размер предприятия;
S объём закупок;
- поведенческие:
S отношения «покупатель — продавец»;
^ общая политика закупок;
S критерии закупок;
сроки принятия решений;
S распределение полномочий между сотрудниками и пр.
|
- ситуационные:
S сроки выполнения заказа;
S применение товара;
S частота заказа и пр.;
- отраслевая принадлежность.
В концептуальном смысле нет фундаментальных различий между сегментированием рассмотренных двух рынков товаров. Но в отношении рынка товаров промышленного назначения не все приведенные признаки можно наблюдать непосредственно.
Позиционирование товара на рынке
.Общие сведения о позиционировании
Позиционирование — это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.
Данная задача особенно актуальна при дифференцированной стратегии охвата рынка, требующей позиционирования товара в каждом сегменте. На этой стадии необходимо определить следующее:
- наличие отличительных свойств товара, на которые благоприятно реагируют покупатели;
- наличие конкурирующих товаров и их позиции;
- позицию, которую необходимо занять в данном сегменте;
- маркетинговые средства, наиболее подходящие для занятия и удержания выбранной позиции.
Позиционирование товара включает три основных направления:
- выбор атрибутов позиционирования, т. е. некоторых отличительных преимуществ товара, которые могут стать причиной или поводом для покупки товара;
- позиционирование производится для выбранного целевого сегмента, т. е. для разных потребителей наиболее привлекательные атрибуты будут разными.
- позиционирование должно учитывать позиции конкурентов на данном целевом сегменте.
целевом сегменте.