«Государь» (содержит советы и наставления как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть; ставится задача объединения Италии, ее освобождения от иностранного вмешательства).
Политика для Макиавелли — самостоятельная область знания (исследует ее исходя из реальности, исторических фактов) (в его мышлении содержались элементы интеллектуальной и моральной революции).
Скептическое отношение к идее божественного предопределения (верит в возможности человека; судьба предопределяет половину действий людей, другой управляют они сами; религия — политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать; его интересует роль религии в общественной жизни; критикует христианство за проповедь оторванности от мирских интересов, призывы к терпению и покорности).
Религиозным догматам противопоставляет в качестве основы политики природу и интересы человека (влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства, которые определяются борьбой народа и аристократии (массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ)).
Ссылался на время древних (думал, что достаточно следовать их примеру, чтобы достигнуть тех же результатов; пренебрегает историческими условиями).
Для определения государства применил термин «stato» (более широк, абстрактен и точен, чем полис или королевство; позволяет отличать государство от страны, общества, лица или органа, осуществляющего высшую власть, от формы правления).
Впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии (до него употреблялось как синоним полиса или государства в современном понимании слова).
Формы государства (идеальное государство).
«Государь» (формы правления подразделяются на 2 группы — республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку).
Наилучшая форма — принципат, единовластие (пригодна для Италии начала XVI в.).
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (представлена традиционная для античных авторов система из 6 форм (3 правильных и 3 неправильных) (демократия — правильная форма правления большинства, извращенная форма — распущенность; формы правления и их смена связываются с соотношением социальных сил).
Много говорит о преимуществах республик (народ во всех делах судит лучше, чем государь; республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское равенство, величие государства) (монархия ведет к неравенству, рабству, распущенности и упадку).
Наилучшая форма (смешанная, сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии; отличается прочностью; не входит в 6 форм) (книга носит более общий, теоретический, абстрактный характер).
Не может быть единого подхода к формам правления (определяются реальными условиями и соотношением сил; реальные условия могут сделать идеал неприемлемым и оправдать установление формы правления, далекой от совершенства).
Республиканская форма предпочтительнее монархической во всех случаях (исключение — когда надо ввести новые порядки, законы и институты (преобразовать общество)).
Особенности теории.
Соотношение политики и морали (макиавеллизм; имморализм, безразличие к добру и злу; цель оправдывает средства; государь должен, когда обстоятельства не дают выбора, прибегать к безнравственным средствам, стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно; следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим).
Нельзя одновременно добиться любви и боязни подданных (необходимо предпочесть страх; любовь слаба и неустойчива, а страх всегда эффективен).
Два требования следования целям (правильно избранная, высокая цель и невозможность ее достижения без покушения на нравственность).
Заслуги Макиавелли в развитии политической теории:
— отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом;
— заложил основы политической науки;
— выступил против феодальной раздробленности, за создание единой Италии в форме абсолютной монархии;
— продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятия государства и республика в современном смысле;
— осудил политику папского престола и духовенства;
— сформулировал принцип «цель оправдывает средства».
ОТВЕТ 10
Политические взгляды Т. Мора
Эпоха.
Эпоха Возрождения (XIV — XV вв.) (постепенный выход из средневековья (накоплен потенциал производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного мира; пошатнулась монополия католицизма на души; возникновение светского мировоззрения гуманизма).
Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов).
Томас Мор (1478 — 1535) (Лондон; семья купца; учился в Оксфорде; сблизился с Эразмом Роттердамским; занялся адвокатской практикой; избран в парламент; немилость Генриха VII; поступает на службу к Генриху VIII, поддерживает его в полемике с Лютером; король вступил в конфликт с папой и объявил себя главой англиканской церкви, Мор не одобрил, сложил полномочия Лорд-канцлера, казнен).
Сочинение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Происхождение государства. (-).