Действует с 1950-х годов.
Ключевая характеристика этой школы - замена словестных рассуждений математическими моделями, символами и количественными значениями.
Подходы к управлению.
Процессный. Управление рассматривается как процесс, то есть серия непрерывных взаимосвязанных управленческих функций.
Эти функции: Планирование Организация Мотивация Контроль
Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Системный подход:
Система - некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей.
Свойства системы:
Сущность системного подхода:
· Все организации рассматриваются как системы.
· Общие свойства организаций не могут быть выявлены только путём анализа отдельных элементов.
· Организации необходимо рассматривать как целые объекты (принцип холизма).
Ситуационный подход
Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые оказывают сильное влияние на организацию в данное время.
Главные идеи подхода:
· Отсутствуют универсальные принципы и методы эффективного управления,
· Выбор метода зависит от ситуации.
Планирование как функция управления.
Планирование - функция управления связанная с формулированием целей работы организации, постановкой задач и распределением ресурсов необходимых для достижения этой цели,
Содержание планирования:
· Формулирование миссии организации.
· Постановка целей, задач и составление планов.
· Выработка стратегии.
· Распределение и перераспределение ресурсов.
· Определение стандартов и норм деятельности.
Необходимость планирования определяется следующим:
1. Позволяет координировать усилие всех сотрудников, делать их взаимодействие более эффективным, благодаря тому, что все знают к чему идут.
|
2. Снижается фактор неопределённости, есть возможность предвидеть перемены в организации и во внешней среде.
3. Помогает избежать потерь и нерациональных действий.
4. Устанавливаются стандарты и нормы, которые можно использовать для контроля выполнения работ.
Подходы к планированию по Р. Акоффу:
1. Реактивное планирование (ориентация на прошлое). Основана на анализе прошлого опыта и использование старых моделей ведения деятельности.
2. Инактивная (ориентация на настоящее). Основная цель - выживание и сохранение стабильности, нет ориентации на развитие.
3. Преактивное (ориентация на будущее). Опирается на достижение науки и техники, мало использует накопленный опыт, состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему.
4. Интерактивное (ориентирована на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего). Проектирование желаемого будущего, и изыскание путей его построения.
24 Роль целей в планировании
Цель – желаемые результаты, которые стремятся достичь отдельные люди, группы или организации вцелом.
Требования к целям: SMART
Specific - конкретность, ясность, одинаковое восприятие всеми.
Measurable - измеримость. Должны быть качественные и количественные критерии достижения целей.
Achievable - достижимость. Цели не должны быть слишком лёгкими или слишком трудными.
Realistic - уместность данной цели в конкретной ситуации
Time-based - определённость во времени, наличие сроков достяжения.
25 Стратегическое планирование
Миссия организации. |
Цели организации. |
Анализ внешней среды. |
Анализ внутренней среды. |
Анализ стратегических альтернатив. |
Выбор стратегии. |
Реализация стратегии. |
Оценка реализации. |
|
Миссия - основная общая цель организации, выражающая причину её существования, социальную значимость и отличие от других организаций.
Анализ внешней среды:
Общие характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанность факторов. Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
2. Сложность. Число факторов, на которые обязана реагировать организация.
3. Подвижность. Скорость изменения внешней среды организации.
Неопределённость. Соотношение между количеством информации о внешней среде и уверенностью в её точности.
Перед организацией стоит четыре основных стратегических альтернативы:
1. Ограниченный рост.
2. Рост.
3. Сокращение деятельности.
4. Сочетание стратегий (направлений стратегического развития).
Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от доступного, скорректированных с учетом инфляции. Эта стратегия усиливает прибыльные организации, имеющие устойчивое положение, статичные технологии производства.
Стратегия роста предполагает значительный рост показателей. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями.
К стратегии сокращения прибегают, когда показатели деятельности ухудшаются и нужно спасать организацию.
Стратегии сочетания всех альтернатив придерживаются крупные фирмы. Данная стратегия предполагает объединение трёх вышеперечисленных.
SWOT - анализ
S - сильные стороны организации.
W- слабые стороны организации.
O - возможности, которые предоставляет внешняя среда
T - угрозы.
O - возможности | T - угрозы | |
S- сильные стороны | SO - поле реализации возможностей | ST - поле избежание угроз |
W - слабые стороны | WO - поле упущенных возможностей | WT - опасное сочетание |