Организационная структура - формальная схема организации, согласно которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания. Организационные структуры бывают иерархические и органистические (органические).
Иерархические структуры:
1. Линейная организационная структура управления:
2. Линейно-штабная структура управления:
3. Линейно-функциональная структура управления:
4. Функциональная структура управления:
5. Дивизиональная структура управления:
Органистические (адаптивные) структуры управления.
6. Проектная структура управления:
7. Матричная структура управления:
Власть и лидерство в организации.
Власть - возможность и способность влиять на других людей, характеризуется степенью зависимости одного человека от другого.
Полномочия - формальная власть, которой обладает личность, благодаря своему должностному положению.
Лидерство - способность оказывать влияние на других людей и их поведение, направляя их усилие на достижение целей организации.
Каналы власти.
Канал власти - система коммуникаций, через которые проявляется власть.
Виды каналов власти:
1. Власть принуждения. Побуждение людей к действиям вопреки их желания основана на страхе наказания.
2. Власть влияния. Взаимодействие руководителя с влиятельными лицами даёт ему косвенную силу власти, которая усиливает его власть.
3. Власть компетенции. Основана на профессиональных заслугах личности.
4. Власть информации. Основана на регулировании доступа к информации.
5. Власть должностного положения. Определяется полномочиями, обязательно должна подкрепляться личными качествами руководителя.
6. Власть авторитета. Появляется благодаря личным качествам человека.
|
7. Власть награждать. Ей обладают люди имеющие доступ к распределению определённых ресурсов.
Стили управления (авторитарный, демократический, либеральный)
Теории мотивации
Мотивация - побуждение индивидов и групп к действию в интересах организации, достигается благодаря созданию условий для реализации какой либо потребности.
Содержательные теории основаны на определении потребностей, которые заставляют людей действовать.
1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу:
Двухфакторная модель Ф. Герцберга.
Существует две группы факторов характеризующих условия труда:
Гигиенические факторы. Набор внешних условий, которые удовлетворяют работника, если они есть, но не обязательно мотивируют. Их отсутствие вызывает неудовлетворённость.
К ним относятся: Условия труда. Заработная плата. Стиль управления.
Мотивирующие факторы - набор внутренних условий, связанных с содержанием трудового процесса. Если их нет, то не будет большой неудовлетворённости, однако их наличие сильно мотивирует.
Теория достижение/власть Д. МакКлелланда.
Организация даёт возможность реализовать три группы приобретённых потребностей:
· Потребность достижения целей
· Потребность во власти
· Потребность принадлежности к какой-либо группе
Процессуальные теории объясняют действие механизма мотивации.
Теория ожиданий В. Врума.
Суть теории сводится к тому, что человек действует на основе своих ожиданий:
a) Ожидание по поводу соотношения результатов труда и затрат труда. Воспринимаемая человеком вероятность того что определённые усилия приведут к намеченным результатам.
|
b) Ожидание по поводу соотношения результатов труда и вознаграждения. Уверенность человека в том, что определённая интенсивность труда способствует получению ожидаемого вознаграждения.
c) Ожидание по поводу привлекательности вознаграждения. Предполагаемое относительное удовлетворение или неудовлетворение от полученного вознаграждения.
Теория справедливости Ст. Адомса.
В соответствии с этой теорией служащий сравнивает соотношение затрат труда и результатов с этим показателем у других работников. А затем стремится исправить любую несправедливость.
Механизм действия - работник сравнивает вклад и отдачу, неравенство приводит к ощущению несправедливости, принимает меры для восстановления справедливости.
1. Требует повысить отдачу (требует повышения зарплаты…).
2. Снижает вклад.
3. Увольняется.