Развитие Я - концепции и самооценки в младшем школьном возрасте.
Вопрос 1. Охарактеризуйте особенности интеллектуального развития младших школьников.
Ответ:
Сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
Умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную последовательной учебной задаче;
Осознание своего незнания, умение находить допущенные ошибки и исправлять их, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;
Изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
Сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений;
Мышление младшего школьника опирается на действие и образ.
Вопрос 2. В чем сходство и различие познавательных процессов дошкольников и младших школьников?
Ответ:
Познавательные процессы дошкольников:
память носит непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминания. Мышление в дошкольном возрасте формируется наглядно-действительное. К концу дошкольного возраста складывается логическое мышление. Интеллект основное интеллектуальное достижение возраста – ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Воображение выполняет аффективно-защитную и познавательную функцию. В 3-4 года у детей аффективное воображение.Оно позволяет защищаться от различных страхов. В 4-5 лет воображение выключается в процесс планирование. К 6-7 годам возникает творческое воображение. Внимание, восприятие и память становятся высшими психическими функциями, приобретает опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления и схемы
|
Класс/ познавательный процесс | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Внимание | Еще формируется, непроизвольно | Более зависит от воли, темперамента | Более произвольно | Стабильно сформировано |
Память | Зрительная– преобладает, непроизвольна | Еще формируется | Стабильно растет | Стабильно сформированы все виды памяти |
Мышление | Хорошо развита классификация | Еще формируются некоторые операции | Стабильно растет | Стабильно сформировано |
Воображение | Хорошо развито | Снижается | Очень слабое | Стабильно растет |
Вопрос 3. Какова роль креативности в психическом и личностном развитии детей семи лет?
Ответ:
Роль креативности существенно влияет на динамику развития личностных характеристик. Выделяются три типа развития личностных характеристик. У детей с высоким уровнем креативности к семи годам практически сформированы важнейшие характеристики личности; у дошкольников со средним уровнем креативности преобладает количество детей с высоким и средним уровнем развития личностных качеств; с низким уровнем креативности больше процент дошкольников со средним и низким уровнем развития личностных характеристик.
|
Расширяющиеся представления ребенка дошкольного возраста о картине мира, об окружающей среде, межличностных отношениях, включающих элементы психологических знаний, способствуют уточнению понимания себя, помогают развитию позитивной «Я - концепции», широкого познавательного интереса и исследовательской активности ребенка-дошкольника. Креативность совершенствуется через активное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Вопрос 4. Какие факторы влияют на самооценку младших школьников?
Ответ:
Факторы, влияющие на самооценку младшего школьника:
Оценка учителя
Семейное воспитание (мнение родителей)
Мнение сверстников (одноклассников)
Личный жизненный опыт
Влияние и проявление рефлексии
Чувство компетентности
Вопрос 5. Какова роль сверстников в психическом развитии младших школьников?
Ответ:
В период обучения достаточно велика роль сверстников в психическом развитии школьника. Общение с ровесниками является залогом правильного формирования личности. Родители всегда могут поддержать эти взаимоотношения, пригласив друзей ребенка в гости. Они должны интересоваться, с кем дружит сын или дочь, что они ценят в друзьях. Нельзя негативно оценивать товарищей своего ребенка, а если они вам и не нравятся, то нужно объяснять своему чаду, почему. Надо уважать потребность растущей личности. Младшие школьники должны получать от родителей поддержку в построении межличностных отношений и их коррекции при необходимости. Новые отношения со сверстниками, воспитателями, педагогами, вливание в школьный коллектив, учеба – факторы, влияющие на становление характера, воли, отношения к людям. Они закладывают фундамент нравственных и моральных ценностей ребенка, а также правил и норм поведения.