Психолого-педагогический портрет дошкольника и образовательное сопровождение его развития.
Возврастной период
| Психологическая и социальная ситуация развития
| ВВД
| Психофизическое новообразование
| Образовательная программа ДОО
|
От рождения до 1 года
| Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек - взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.
| Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
| - Ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
-Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.
| «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г.г.) и является ее усовершенствованным вариантом. Программа воспитания и обучения детей младенческого и раннего возраста является составной частью данной программы. При разработке нового варианта программы авторы стремились отойти от жесткой регламентации знаний и умений детей, «предметного центризма» в обучении. В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др.
|
От 1 года до 3 лет
| Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.
Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм.
Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.
| Предметно-манипулятивная
| Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.
Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Основная форма мышления — наглядно-действенное.
Память проявляется в активном восприятии-узнавании.
Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память.
| Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Кроха».
Целью программы является создание благоприятных условий в условиях ДОУ для успешного развития ребенка. Эта программа направлена на: всесторонние и гармоничное развитие личности ребенка; осуществляется коррекция психофизического развития; развивает систему взаимодействия с семьей для полноценного воспитания детей. Составляет 4 главы: «мы ждем тебя малыш»; как я буду расти и развиваться; «Гуленька»; «Я сам».
Основные направления включают в себя: развитие и воспитание ребенка; особенности и условия развития ребенка; осуществляется познавательное развитие детей и занятия по ИЗО деятельности.
|
От 3 до 5,5 лет
| Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, — феномен «Я - сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый».
| Игра.
| Дошкольник активно познает окружающий мир, умственное, эстетическое и нравственное развитие набирает обороты: он уже может выразить словами свои мысли, приобрел некоторые навыки самообслуживания – другими словами, достиг уровня, который позволяет ему быть подготовленным к социальному общению, новой социальной роли. Малыш проявляет интерес к себе, своему организму, он приобрел знания о себе (например, знает свое имя и фамилию), у него появилось стремление самостоятельно действовать и играть (от 5 до 20 минут). Активно увеличивается словарный запас, и, что особенно важно, дети начинают задумываться над значением слов, пытаются объяснить смысл новых слов.
| Основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки».
Основной целью является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.
Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разносторонне- го развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсаль- ных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специ- фике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогаще- ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие
|
От 5,5 до 7 лет
| Формируется характер, видна детская индивидуальность, способность к творчеству. Осваивает сложные игрушки. Появляются друзья. 4000 слов. У мальчиков формируется мужественность, у девочек – женственность. Счет до 10, осваивает алфавит, способность к творчеству Внеситуативно – сичностное общение. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения
| Игровая продуктивная
| Появляется способность к творчеству, в своих рисунках демонстрирует внутренний мир Творческое воображение, наглядно-образное мышление, самосознание Зарождается детская самопрезентация и высокий результат в своей деятельности, становится важным не только оценка взрослого, но и сверстника.
| Образовательная программа дошкольного возраста «Детство». Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
|
|
Поиск по сайту:
|