План урока физики в 9 классе
«Графическое представление движения »
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний, закрепление навыков работы с графиками равномерного и неравномерного движения;
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по данной теме, научить учащихся создавать компьютерную модель движения тела в электронных таблицах Exсel;
Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, развитие умений извлекать информацию, представленную на диаграммах, развитию умений применять изученные понятия для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием компьютера, способствовать развитию навыков самостоятельной творческой работы с использованием современных информационных технологий;
Воспитательные: способствовать развитию интереса к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор.
I. Актуализация опорных знаний:
a. Основная задача механики;
b. Какие виды движения вы знаете?
c. Вывести формулы для расчета скорости движения тела при ПРУД (рассчитать скорость тела через 2, 4 и 10 с) и координаты тела при ПРУД;
d. Даны графики функций, в чем различие и сходство движений, описанных данными графиками? (На рис. вы видите графики движения, умеете строить графики, используя таблицу и СК ХОУ, а в современных условиях все эти графики можно быстро построить в ЭТ Excel и даже решать задачи; какие возможности редактора Excel вы знаете?);
II. ОМ: выполнение проекта «Построение графика движения vx(t) и x(t) в электронных таблицах Exсel», «Совместное движение нескольких тел»:
|
Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах
Выделим в таблице определенные ячейки для ввода начальной скорости и ускорения и вычислим по формулам
скорости и координаты тела для определенных значений времени t с заданным интервалом.
Компьютерная модель «Построение графика скорости движения тела»
1. Для ввода начальной скорости используем ячейку В1, а для ввода ускорения – ячейку В2.
2. Введем в ячейки А4:G4 значения времени с интервалом в 1 с.
3. В ячейку В5 введем формулу: =$B$1+$B$2*A5.
4. Скопируем формулу в ячейки В6:В20.
5. Построить диаграмму типа График, выделив диапазон ячеек А4:В20.
Компьютерная модель «Построение графика координаты тела»
1. Для ввода начальной скорости используем ячейку В1, а для ввода ускорения – ячейку В2.
2. Введем в ячейки А4:G4 значения времени с интервалом в 1 с.
3. В ячейку В5 введем формулу: =$B$1*A5+$B$2*A5*A5/2.
4. Скопируем формулу в ячейки В6:В20.
5. Построить диаграмму типа График, выделив диапазон ячеек А4:В20.
Определите координату тела через 20 с.
Решить задачу на совместное движение двух тел аналитическим и графическим способами (в ЭТ): Х1=10t+t2 и Х2=300-20t+t2
Компьютерная модель «Совместное движение нескольких тел»
1. Для ввода начальной скорости 1 тела используем ячейку В1, а для ввода ускорения – ячейку В2, для ввода начальной координаты 2 тела используем ячейку Е1,начальной скорости – Е2, ускорения – Е3.
2. Введем в ячейки А4:G4 значения времени с интервалом в 1 с.
3. В ячейку В5 введем формулу: =$B$1*A5+$B$2*A5*A5/2.
4. В ячейку С5 введем формулу: =$E$1+$E$2*A5+$E$3*A5*A5/2
5. Скопируем формулу в ячейки В6:В20, С6:С20
|
6. Построить диаграмму типа График, выделив диапазон ячеек А4:С20.
7. Точка пересечения графиков – место и время встречи двух тел.
Д/з: Решить задачу на совместное движение двух тел аналитическим и графическим способами (в ЭТ): Х1=20t+t2 и Х2=400-20t+t2
III. Вывод: сегодня научились строить графики в ЭТ Excel.
IV. Оценивание учащихся.