СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОНР)
Анамнез
Общие сведения
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Дата обследования
Возраст
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии
Сведения о семье
Мать
Отец
Жалобы родителей
Наследственные заболевания
Общий анамнез
От какой беременности ребенок
Характер беременности:
§ токсикоз,
§ хронические заболевания,
§ инфекционные заболевания
Роды:
§ быстрые,
§ стремительные,
§ обезвоженные
Стимуляция:
§ механическая,
§ химическая,
§ электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении
Вскармливание:
§ к груди приложили на... день,
§ грудь взял активно, не взял, с помощью.
§ Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
Вскармливание грудью до...
Последующее вскармливание: смешанное, искуственное
Выписка из родильного дома на... день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины
Раннее развитие
Держит голову с... мес.
Сидит с... мес.
Стоит с... мес.
Ходит с... мес.
Первые зубы с... мес.
К 1 году зубов...
Перенесенные заболевания
До 1 года
После 1 года
Инфекции
Ушибы
Травмы головы
Судороги при высокой температуре
Речевое развитие
Лепет, характер лепета
Первые слова
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма
Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат
|
Логопедическое обследование
1. Исследование слухового внимания:
· определить направление звука (звучащей игрушки),
· указать, какая игрушка звучала.
2. Исследование зрительного восприятия:
· назвать основные цвета, оттенки,
· указать их по слову логопеда,
· подобрать картинки к данному цветовому фону.
3. Исследование пространственного праксиса:
· показать правую, левую руку, сторону;
· показать предметы впереди, позади, вверху, внизу.
Отметить: в пространстве ориентируется, нет.
Сложить разрезанные картинки из 2-4 частей.
Сложить фигурки из палочек по образцу.
То же по памяти.
Исследование артикулярной моторики.
Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры:
· оскал — покой,
· надувание щек,
· поднимание бровей,
· наморщивание лба, носа,
· поднимание верхней губы.
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих.
· Поочередное зажмуривание глаз.
Отметить: замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века.
Движения языком.
Одиночные:
ü показать широкий (узкий) язык на нижнюю, верхнюю губу,
ü показать язык "жалом" при открытом рте,
ü узким языком коснуться правого-левого углов рта,
ü показать язык "чашечкой",
ü показать язык на верхних зубах при открытом рте и растянутых в улыбке губах,
ü показать лакательные движения языком при открытом рте.
Выполнить серии движений языком:
ü положить широкий язык на нижнюю губу,
ü поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы,
ü убрать за зубы, рот открыт.
|
ü Показать попеременно (5-6 раз)
Ø узкий язык,
Ø широкий язык,
Ø рот открыт.
ü Облизать узким (затем широким) языком губы вкруговую (слева направо и наоборот).
Отметить:
· точность,
· объем движений,
· равномерность работы мышц языка,
· способность к переключению и удержанию позы:
ü отклонение в сторону кончика языка при показе,
ü тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы,
ü увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях,
· посинение кончика языка,
· замена движений языка.
· слюнотечение.
Уздечка языка:
· пложить широкий (узкий) язык на нижнюю губу,
· дотронуться до подбородка;
· поднять широкий язык на верхнюю губу,
· тянуться языком к носу.
Отметить: состояние подъязычной связки:
· норма,
· укороченная,
· с послеоперационным узлом.
Мягкое небо:
· обследовать визуально,
· предложить покашлять с открытым ртом,
· язык — на нижней губе.
Отметить:
· плоское,
· округлое,
· гиперкинез,
· отклонение маленького язычка в сторону,
· расщелины.
Твердое небо: нормальное, готическое, куполообразное, расщелины.
Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы.
Зубы: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги и т.п.
Прикус: открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия.
Общее звучание речи.
Голос:
· гнусавый,
· тихий,
· неумение говорить шепотом.
Дыхание:
· грудное,
· диафрагмальное,
· поверхностный вдох короткий,
· непродолжительный выдох.
|
Выразительность речи:
· дикция - отчетливая, смазанная, невнятная;
· темп - нормальный, ускоренный, замедленный;
· ритм - норма, аритмия.
6. Исследование произношения звуков (см.подробно Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.).
Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.
Свистящие звуки: С, С, 3, 3.
Шипящие звуки: Ш, Ж.
Аффрикаты: Ц, Ч, Щ.
Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р, М, М, Н, Н'.
Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й.
Другие звуки.
Уподобление звуков.
Исследование различения звуков.
· Из предложенных картинок отобрать те, названия которых начинаются на звук С, на звук Ш.
· Повторение слогов и слов с оппозиционными звуками:
та -да | ка - га | да - та | том - дом | баба - папа |
та - да – та | ка - га – ка | да - та - да | зайка — сайка | ложки - рожки |
· Звуковой анализ:
ü выделение начального гласного в словах: Аня, Оля, утро;
ü выделение звука на фоне слова, в начале, в середине и в конце слова,
ü по картинке и на слух.
· Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова:
картина – машина — динамика – снеговик — телевизор — сковорода -аквариум — водопроводчик лекарство — милиционер — пшено — простокваша