Частное образовательное учреждение
Высшего образования
Южный институт менеджмента
Ермишина Е.Б.
История экономики
Учебное пособие
Для бакалавров очной формы обучения
По направлению подготовки
Экономика
Краснодар 2015
УДК 330.8
ББК 65.03
Е 73
Рецензенты:
Симонянц Н.Н., к.э.н., старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансов в филиале ЧОУ ВО «Московский Университет им. С.Ю. Витте» в Краснодаре;
Клочко Е.Н., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики ЧОУ ВО Южный институт менеджмента.
Е 73 | Ермишина Е.Б. История экономики. Учебное пособие для бакалавров очной формы обучения по направлению подготовки Экономика: Краснодар: ЮИМ, 2015. – 51 с. |
Учебное пособие для бакалавров очной формы обучении по направлению подготовки Экономика подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Экономика.
УДК 330.8
ББК 65.03
© Издательство ЮИМ 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4
ТЕМА 1. Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства …………6
ТЕМА 2. Особенности становления капиталистического способа производства ……… ………………………16
ТЕМА 3-4. Экономическое развитие стран на рубеже XIX-XX вв……………………………………………………………………...26
ТЕМА 5. Экономически развитые страны между первой и второй мировыми войнами (1914 – 1939 гг.)………………….……...............34
ТЕМА 6. Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны …………43
|
ТЕМА 7. Экономическое развитие СССР……………………… 52
ТЕМА 8. Становление рыночных отношений в России …….63
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ.………………………………………………………71
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения дисциплины «История экономики» студентами 1 курса является формирование: взглядов на историю становления и развития экономических идей, что позволяет усвоить основные закономерности развития экономики основных цивилизаций, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главные вехи хозяйственной эволюции, хронологический материал и способствует пониманию происхождения, смысла и значения современных экономических взглядов и представлений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
1.Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
Знать: - основные понятия, предмет и метод истории экономики.
Уметь: - использовать понятия и категории, базовые методологии при изучении социально-экономических явлений и процессов.
Навыки: - владеть умением систематической работы с учебной и справочной литературой по историко-экономической проблематике.
2.Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
Знать: - основные черты развития способов производства.
Уметь: - анализировать и оценивать полученную информацию о развитии социально-экономических процессов и явлений в тот или иной исторический период.
|
Навыки: - владеть умением анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках.
3. Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
Знать: - экономические реформы, осуществлявшиеся в развитых капиталистических странах и особенности развития экономики этих стран в послевоенный период;
- основные экономические реформы в СССР и их последствия, проблемы становления рыночных отношений в России.
Уметь: - использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ;
- применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики.
Навыки: - владеть способностью выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов.
4. Знает основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);
Знать: - закономерности и этапы развития истории экономики разных стран.
Уметь: - исследовать эволюционные основы развития мировой экономики как на макро- так и микроуровнях в том числе в историческом аспекте.
Навыки: - владетьбазовыми методологиями при изучении социально-экономических явлений и процессов.
5. Имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26).
Знать: - место истории экономики в системе экономических наук;
Уметь: - использовать целостное представление о культуре экономической мысли;
Навыки: - владеть культурой экономического мышления, в том числе ее методологией.
Тема 1. Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства
|
На семинарском занятии предусмотрены выступления студентов с подготовленными сообщениями и обсуждение с ними следующих вопросов:
1. Основные черты и периодизация первобытного хозяйства.
2. Особенности экономического развития древневосточных обществ.
3. Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима, экономика античных государств.
4. Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Хозяйственный рост городских республик Северной Италии в XI-XV веках.
5. Особенности феодального хозяйства России (15-17 вв.).