Картотека наблюдений через окно.




 

1. Наблюдение весной.

Цель: формирование понятия о смене времени года. Рассказать детям о весенних месяцах.

Словарная работа: весна, март, апрель, май, проталины, ручьи, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.

Художественное слово:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает, когда это бывает?

Ещё природа не проснулась,

Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев

Вопросы:

- Какие признаки весны вы знаете?

- Что происходит с природой весной?

- Как ведут себя животные весной?

2. Наблюдение за погодой

Цель: закрепление знаний об весенних приметах.

Словарная работа: весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый. журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается.

Вопросы:

-Какое время года?

-Какая весна?

-Какая весенняя погода? (Солнце, ветер, небо, осадки)

Издавна народ наблюдает за природой, примечает народные явления, по ним можно угадать какая будет погода. Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли до наших дней.

Приметы:

Март не верен, то плачет, то смеётся.

В марте день с ночью меряется, равняется.

Грач на горе – март на дворе.

Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит.

Объяснить детям значение.

3. Наблюдение за облаками

Цель: закрепление знаний о явлениях неживой природы.

Словарная работа: плывут, кучевые, перистые, висит, слоистые, белые, серые.

Художественное слово:

Бегут по небу разные зверушки: медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты, там свой портрет отыщите, ребята.

- Что такое облака? Какого они цвета?

- Из чего состоят облака? (Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда)

- Какие бывают облака? (кучевые, грозовые, перистые, слоистые)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

- На что похожи перистые облака?

- Какие облака самые большие?

- Какие облака посылают нам дождь?

- Почему облака двигаются по небу? (гонит ветер).

Исследовательская деятельность:

Определить какие облака на небе.

Найти облако похожее на объект живой, неживой природы. Посчитать облака.

4. Наблюдение за ветром

Цель: показать особенности ветреной погоды.

Словарная работа: сильный, слабый, весенний, порывистый.

Художественное слово:

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

Наблюдать, как раскачиваются ветви деревьев.

- Каким бывает ветер? - Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному, стремясь поменяться друг с другом местами: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

-Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны) Слабый ветер называется - бриз.

Профессия людей наблюдающих за силой и направлением ветра называются метеорологи, синоптиками.

5. Наблюдение за тенью

Цель: формировать у детей знаний о понятии «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Словарная работа: тень, тени, темнота, падает, солнечный.

В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, от предметов. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше).

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит (тень).

6. Наблюдение за дождем.

Цель: формировать умение устанавливать причинно- следственные связи между весенним дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики.

Словарная работа: дождливый, весенний, слабый, моросить.

Загадка.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (дождь)

Сегодня дождь какой? (весенний, сильный, слабый, шумный)

Капли дождя бывают крупные и мелкие. Объяснить детям понятие: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».

7. Наблюдение за птицами

Цели: формировать у детей умение различать птиц по оперению, размеру, голосу; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Словарная работа: прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

Все пригодится им для дома,

— Звенят уж птичек голоса.

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

— Их желторотые птенцы.

Вопросы детям:

Какие птицы прилетели к нам во двор? Как они называются? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Как птицы заботятся о своем потомстве?

8. Наблюдение за весенним дождём

Цель: закрепить знания детей о дожде; о его пользе и вреде; о его значении для жизни растений и животных весной. Провести наблюдение за весенним дождём. Отметить с детьми все его характерные признаки. Вспомнить и сравнить с предыдущим дождем.

Словарная работа: тёплый, приятный, шумит, идет, брызгает,

Художественное слово:

«Дождик»

Борис Заходер

Дождик песенку поет: кап, кап…

Только кто ее поймет — кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты, да зато поймут цветы,

И весенняя листва, и зеленая трава…

Лучше всех поймет зерно: прорастать начнет оно!

Послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи.

Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная, что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.

9. Наблюдение за грозой

Цель: познакомить детей с понятием «гроза». Формировать представления о явлении природы.

Словарная работа: сверкает, грохот, раскаты, гром.

Художественное слово:

Потемнело небо. Тучами покрылось.

Будто колесница в небе покатилось.

Муравьишки скрылись, гром гремит, пугает,

Дождь ручьями льется, молния сверкает.

Спрятались под крышу воробьи-зазнайки.

Что с природой стало, дети отгадайте.

(гроза).

Вопросы

1. Что потемнело и покрылось тучами?

2. Что гремит и ругает?

3. Про какие явления природы еще говориться? (дождь, молния)

4. Кого напугала гроза? (муравьишек, воробьев)

5. Как вы думаете, что такое гроза?

Рассказ:

Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния - это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы. Вот такие явления природы наблюдаются во время грозы.

Исследовательская работа: сравнить обыкновенный дождь и грозу. Назвать сходства и различия.

10. Наблюдение за радугой

Цель: формирование у детей представлений о радуге как части неживой природы.

Словарная работа: спектр, коромысло, радуга-дуга, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Загадка:

Что за чудо – красота! Расписные ворота

Показались на пути, в них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Рассказ:

Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Радуга видна, когда лучи солнца, проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.

Загадка:

Приказало солнце – стой, семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет. Рухнул мост, а щепок нет.

Вопросы:

- Когда исчезнет радуга?

- Когда может появиться радуга?

- К какой природе относится радуга?

11. Наблюдение за птицами

Цель: расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, закрепить названия птиц. Учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Словарная работа: затишье, пернатые, миролюбие, личинка, армячишко, шныряет, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют,

После зимнего затишья радует нас шумные песни пернатых друзей. Грач – миролюбивая птица и общительная. Много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу. Увидал грача – встречай весну. Ранний прилет грачей - к тепло весне. А воробьи, зимовавшие в нами радуются приходу весны, греются на солнышке, купаются в лужах.

С крыши - капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.

Загадки:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Озорной мальчишка в сером армячишке.

По двору шныряет, крохи собирает.

(Воробей)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: