УЧЕНИЕ КАК ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.




Лекция

Вопросы:

1) Учение как форма деятельности

2) Учение и его структура

3) Современные теории и концепции учения

УЧЕНИЕ КАК ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учение – форма человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

 

Учение может быть организованным, неорганизованным, самообразовательным.

 

1. Организованное обучение – процесс обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях.

 

2. Неорганизованное (неформальное) обучение – процесс обучения, который осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

 

3. Самообразование – самостоятельное обучение, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

 

Учебная деятельность вооружает человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для различных видов общественно – полезной активности, она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, она подготавливает человека к труду.

 

В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался. Поэтому чтобы осуществлять трудовую деятельность, необходимо было осваивать результаты деятельности предшествующих поколений. C этим и связано выделение учения в отдельный вид деятельности.

 

Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий. Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия). Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.

 

Выделяют два вида учения. Первый специально направлен на овладение определенными знаниями и умениями. Второй приводит к получению этих знаний в процессе осуществления какой-либо другой деятельности.

Учение – это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий. В процессе учения происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным.

 

Проблема учения является междисциплинарной; соответственно она может рассматриваться с разных позиций, Й. Лингарт намечает следующие девять аспектов (позиций) рассмотрения:

 

Ø С позиции биологии учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление.

 

Ø С позиции физиологии учение рассматривается в плане механизмов выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, аналитико-синтетической деятельности мозга.

 

Ø С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.

 

Ø С позиции социологии учение рассматривается как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания. С этой позиции рассматриваются различные формы социального управления образовательными системами, в которых осуществляется учение.

 

Ø С позиции аксиологии, этики учение рассматривается как процесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей.

 

Ø С позиции кибернетики учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризующейся управлением по каналам прямых и обратных связей, выработкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов.

 

Ø С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т.д. С логической точки зрения учение рассматривается как основа формирования логического мышления, выработки обобщенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного материала, оптимизация организации процесса — суть логического рассмотрения учения.

 

Ø С педагогической позиции учение рассматривается в таком контексте, «где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта.

 

УЧЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА.

3 аспекта учения:

Ø усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания.

Ø овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение.

Ø овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).

 

Учение как процесс имеет следующую структуру:

 

1. Структура учения:

ü уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через перессказ материала.

ü осмысление (мышление).

ü запоминание (память).

ü применение (решение задач).

ü контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной).

ü Оценка (промежуточная и итоговая).

 

2. Свойства:

время (продолжительность)

напряженность работы

результат работы (развитие личности)

 

3. Факторы: Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения

 

1. Внутренние:

Ø познавательные (исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, внимания, индивидуальные познавательные стили, умение учиться;

Ø личностные (мотивация и ценности, интересы, воля, самооценка, эмоциональные характеристики, рефлексивность.)

Ø индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, индивидуальный стиль деятельности)

 

3. Внешние: зачем, почему, как учить?

ü Отсюда — цель учения.

ü содержание учения

ü средства учения

ü формы учения (монолог, диалог)

ü методы учения (информативные и проблемные).

 

Учение как процесс включает в себя: уяснение - осмысление (понимание) - запоминание (опосредованное и непосредственное) - применение (решение задач) - контроль - оценка.

 

Учение как деятельность включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат.

Существует 2 способа учения как деятельности:

ü Учебная деятельность направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель.

ü Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: