ВНД и Темперамент.
Идея и учение о темпераменте восходят к работам Гиппократа (до н.э). термин введен Галеном. Темперамент. - совокупность индивидуальных свойств личности. Темперамент человека определяют особенности типа ВНД этого человека. Гиппократ делил людей в соответствии с преобладанием в организме той или иной жидкости:
1. сангвиник (кровь) – жизнерадостный
2. холерик (желчь) - очень неспокойный
3. флегматик (лимфа) - очень спокойный
4. меланхолик (черная желчь) – угнетенный
ДАЛЕЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (в том числе и речевого поведения)С УЧЕТОМ ТИПА ВНД И ТЕМПЕРАМЕНТА
Сангвинический темперамент. Формируется на базе сильного, уравновешенного, подвижного типа ВНД. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании.
Общая активность психической деятельности и поведения. Для сангвиника свойственны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, впечатлительность и подвижность. Характерна легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, он быстро находит контакт с окружающими, а потому общителен, не чувствует скованности при встрече с новыми для него людьми. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован.
Двигательная (моторная) активность. Сангвинику присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. Будучи очень энергичным и работоспособным, он может работать долго, не утомляясь. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может быстро остыть, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости или имеет будничный характер.
|
Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
Эмоциональная активность. Несмотря на высокую эмоциональность, эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его чрезмерная подвижность часто приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. У сангвиника относительно низка чувствительность сенсорных систем, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.
Учитывая наличие у сангвиника наилучших показателей по всем трем основным свойствам нервных процессов — силе, уравновешенности и подвижности, И.П.Павлов считал именно этот тип нервной деятельности наиболее совершенным.
Флегматический темперамент. Формируется у людей с сильным уравновешенным инертным типом ВНД.
Общая активность психической деятельности и поведения. Флегматики характеризуются спокойствием, слабым внешним проявлением чувств, слабой впечатлительностью и малой импульсивностью, обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. Флегматик, рассчитал свои силы, доводит дело до конца. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается на прочности его стереотипов и трудности перестройки. Однако инертность имеет и положительное значение, так как содействует основательности и постоянству личности.
|
Двигательная (моторная) активность. Флегматик ненаходчив, с трудом переключает внимание и с трудом приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
Эмоциональная активность. Флегматик обладает малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. Вместе с тем, он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Благодаря уравновешенности нервных процессов и их инертности, флегматику легко оставаться спокойным даже при трудных жизненных обстоятельствах. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдержаться. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Холерический тип. Холерик формируется на базе сильного неуравновешенного типа ВНД.
|
Общая активность психической деятельности и поведения. Человек холерического темперамента имеет высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, для него типичны резкость и стремительность движений. Холерик характеризуется быстротой действий, большой импульсивностью, быстро и легко раздражается.
Двигательная (моторная) активность. Люди холерического темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро и интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Неуравновешенность, свойственная холерику, сказывается и на его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии быстро истощается в процессе работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.
Эмоциональная активность. Чувства у холерика сильные, с яркими эмоциональными переживаниями, быстро возникают, настроение иногда резко меняется. Сильные, быстро возникающие чувства отражаются в речи, жестах, мимике. Сильная впечатлительность и недостаточная уравновешенность холерика (при отсутствии должного воспитания) может приводить к вспыльчивости, резкости, неспособности к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. Это часто не дает холерику возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих действий и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной, и формируется труднее, чем у других типов.
Меланхолический тип. Меланхолик формируется на базе слабого типа ВНД.
Общая активность психической деятельности и поведения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и ее прекращение. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.
Так, например, более высокая чувствительность у индивидов со слабым типом нервной системы дает возможность более ранней ориентировочной реакции при приближении врага или источника пищи. Также она может формировать условные реакции на такие интенсивности сигнала, которые еще не воспринимаются индивидами с более высокими порогами, и, вероятно, дает возможность ускоренного образования условных связей при физически равных интенсивностях стимула (в силу большей его эффективности для более чувствительной системы). Организация слабой нервной системы такова, что позволяет носителям во многих случаях избегать опасности, вместо того, чтобы сталкиваться с ней лицом к лицу; разыскивать пищу по малозаметным признакам, ускользающим от конкурентов; наконец, вырабатывать систему реагирования и поведения, основанную на учете таких сигналов и признаков, которые недостаточны для более выносливых, более работоспособных, но менее чувствительных особей, обладающих сильной нервной системой.
Именно в этих особенностях слабой нервной системы заключается один из источников ее биологического преимущества, дающий ей возможность успешного соревнования в конкурентной борьбе в тех сферах жизнедеятельности, где на первый план выступают достоинства сенсорной организации.
Двигательная (моторная) активность. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы, поскольку заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с новыми и малознакомыми людьми, часто смущаются, в новой обстановке проявляют большую неловкость. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.
Эмоциональная активность. Люди этого темперамента характеризуются повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств, малой импульсивностью. Чувства и эмоциональные состояния у них возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
В жизни такие чистые темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. В свете учения
о типах ВИД стала понятной и научная основа учения о темпераментах.
ПРОЧИТАЛИ? НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что Темперамент и способности(интелект) не зависят друг от друга. Лица с высоким уровнем интеллектуальных способностей могут обладать самыми различными комбинациями свойств темперамента, а лица, имеющие один и тот же темперамент, обнаруживают различные показатели по тестам интеллектуальных способностей, что говорит о независимости этих характеристик.
Имеется некоторая тенденция, в соответствии с которой среди индивидов с высоким уровнем интеллекта встречается больше лиц, характеризующихся слабой нервной системой, чем так называемых сильных типов. Роль свойств темперамента сводится, прежде всего, к влиянию на динамику протекания интеллектуальных процессов (скорость актуализации информации, устойчивость и переключаемосгь внимания, прочность запоминания, умственная работоспособность). Например, считается, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобладание зрительной памяти и второй сигнальной системы, а для музыкальных — главную роль играют лабильность нервной системы и высокая чувствительность слухового анализатора.
Рефлексы, их торможение
Рефлекс — реакция организма, осуществляемая нервной системой в ответ на систематическое воздействие внутренних или внешних раздражителей на рецепторы.
Внешние воздействия вызывают возбуждение в органах чувств — это приводит к возбуждению или торможению нейронов головного мозга, на основе чего возникают психологические эффекты (ощущения, представления, чувства) — возбуждение нейронов реализуется в движениях человека (мимика, речь, жестикуляция), что выражается его поведением — все эти явления взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы — наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма.
Безусловные раздражители — раздражители, вызывающие безусловный рефлекс. Бывают:
■ пищевые (например: сокоотделение в ответ на раздражение слизистой рта, глотание, сосание новорожденных);
■ половые — рефлексы, связанные с воспроизводством потомства;
■ оборонительные (например: отдергивание руки от пламени, кашель, чихание, мигание);
■ ориентировочные рефлексы обеспечивают восприятие незнакомого раздражителя (при этом человек прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза).
Ориентировочные рефлексы — Павлов назвал рефлексом «Что такое?»: любой раздражитель, если.он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот головы в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение. При повторном раздражителе, если он не становится сигналом к определенной деятельное-
ти, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она даст на него ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет, а если подкрепить звонок едой, то в коре больших полушарий возникнет 2 очага возбуждения — один в слуховой зоне, другой в пищевом центре (запах, вкус). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникает временная связь.
Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.
Значение: благодаря им сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.
Условные рефлексы
Условные рефлексы — рефлексы, которые легко приобретаются и теряются организмом в течение жизни и образуются в результате сочетания с условным раздражителем.
Условия образования условных рефлексов
1) Действие безразличного раздражителя (условного), не связанного с безусловным рефлексом. (Например: собаке перед кормлением включали лампу.)
2) Применяемый раздражитель должен не только предшествовать, но и действовать еще некоторое время после того, как началось действие безусловного раздражителя (после нескольких таких сочетаний вспышка света приводила к слюноотделению, даже если пищи в кормушке не было).
3) Безразличный раздражитель становится условным раздражителем, то есть сигналом, запускающим условный рефлекс.
Если условный раздражитель не будет подкрепляться безусловным, то он перестанет вызывать реакцию.
Условным раздражителем может стать и определенный промежуток времени. Если животное регулярно (каждые 10 мин) подкармливать, то образуется условный рефлекс, и через каждые 10 мин будет наступать слюноотделение и пищевая двигательная реакция: животное начинает облизываться, совершает глотательные движения, выделяется слюна.
У младшего школьника рефлекс на время выражается в ослаблении внимания перед концом урока (за 1-2 мин до звонка). Это результат не только утомления, но и ритмической работы коры больших полушарий головного мозга в период учебных занятий.
Торможение рефлексов
Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.
Торможение — активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.
Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конкретным условиям существования.
■ ’ ■ г
Виды торможения
1. Безусловное (внешнее) торможение
Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции.
1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность).
Наступает:
■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;
■ при длительном действии слабого раздражителя.
Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.
1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).
Наступает:
■ при одновременном действии двух раздражителей.
Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чистописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помарки, неточное начертание букв.
1. Условное (внутреннее) торможение
Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.
1.1. Угасательное торможение Наступает:
■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.
Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяснить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.
У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облегчает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благодаря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.
1.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение
Наступает:
■ на один из нескольких однотипных раздражителей.
Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную деятельность.
1.3. Запаздывающее торможение
Наступает:
* когда подкрепление дается с опозданием.
Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. Запаздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, нетерпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).
1. Высшее торможение
Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Например, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.