И.П. Павлов, учитывая соотношение первой и второй сигнальных систем выделил три типа ВНД у человека:
1. художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется цельным восприятием действительности - - преобладание первой сигнальной системы над второй
2. мыслительный тип (преимущественно философы, математики) действительности - преобладание второй сигнальной системы над первой
3. средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов
Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления. Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, лучше воспринимаются сигналы второй сигнальной системы, информация оценивается последовательно, аналитически. У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, лучше воспринимаются пространственные признаки предметов.
Первая сигнальная система — это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности. Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства ). Например, запах может сигнализировать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для организма веществах, раскаленное железо — безусловный раздражитель, а его свет может сигнализировать об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм (следов) памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, сигналящие организму о свойствах раздражителя. Однако первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой у животных, поскольку несет в себе отпечаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, каждое явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что звучит оно по-разному на разных языках.
|
Вторая сигнальная система — это головной мозг человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности. Ее сигналами являются элементы языка человека. Язык человека — это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Речь — главная форма языка человека, обеспечивающая общение людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и являющаяся элементом мышления.
Вторая сигнальная система человека позволяет передавать опыт, знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, позволяя накапливать знания об окружающей среде и безмерно повышая власть человека над ней.
Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.
Рефлексы, их торможение
Рефлекс — реакция организма, осуществляемая нервной системой в ответ на систематическое воздействие внутренних или внешних раздражителей на рецепторы.
|
Внешние воздействия вызывают возбуждение в органах чувств — это приводит к возбуждению или торможению нейронов головного мозга, на основе чего возникают психологические эффекты (ощущения, представления, чувства) — возбуждение нейронов реализуется в движениях человека (мимика, речь, жестикуляция), что выражается его поведением — все эти явления взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы — наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма.
Безусловные раздражители — раздражители, вызывающие безусловный рефлекс. Бывают:
■ пищевые (например: сокоотделение в ответ на раздражение слизистой рта, глотание, сосание новорожденных);
■ половые — рефлексы, связанные с воспроизводством потомства;
■ оборонительные (например: отдергивание руки от пламени, кашель, чихание, мигание);
■ ориентировочные рефлексы обеспечивают восприятие незнакомого раздражителя (при этом человек прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза).
Ориентировочные рефлексы — Павлов назвал рефлексом «Что такое?»: любой раздражитель, если.он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот головы в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение. При повторном раздражителе, если он не становится сигналом к определенной деятельное-
ти, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она даст на него ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет, а если подкрепить звонок едой, то в коре больших полушарий возникнет 2 очага возбуждения — один в слуховой зоне, другой в пищевом центре (запах, вкус). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникает временная связь.
|
Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.
Значение: благодаря им сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.
Условные рефлексы
Условные рефлексы — рефлексы, которые легко приобретаются и теряются организмом в течение жизни и образуются в результате сочетания с условным раздражителем.
Условия образования условных рефлексов
1) Действие безразличного раздражителя (условного), не связанного с безусловным рефлексом. (Например: собаке перед кормлением включали лампу.)
2) Применяемый раздражитель должен не только предшествовать, но и действовать еще некоторое время после того, как началось действие безусловного раздражителя (после нескольких таких сочетаний вспышка света приводила к слюноотделению, даже если пищи в кормушке не было).
3) Безразличный раздражитель становится условным раздражителем, то есть сигналом, запускающим условный рефлекс.
Если условный раздражитель не будет подкрепляться безусловным, то он перестанет вызывать реакцию.
Условным раздражителем может стать и определенный промежуток времени. Если животное регулярно (каждые 10 мин) подкармливать, то образуется условный рефлекс, и через каждые 10 мин будет наступать слюноотделение и пищевая двигательная реакция: животное начинает облизываться, совершает глотательные движения, выделяется слюна.
У младшего школьника рефлекс на время выражается в ослаблении внимания перед концом урока (за 1-2 мин до звонка). Это результат не только утомления, но и ритмической работы коры больших полушарий головного мозга в период учебных занятий.
Торможение рефлексов
Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.
Торможение — активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.
Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конкретным условиям существования.
■ ’ ■ г
Виды торможения
1. Безусловное (внешнее) торможение
Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции.
1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность).
Наступает:
■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;
■ при длительном действии слабого раздражителя.
Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.
1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).
Наступает:
■ при одновременном действии двух раздражителей.
Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чистописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помарки, неточное начертание букв.
1. Условное (внутреннее) торможение
Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.
1.1. Угасательное торможение Наступает:
■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.
Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяснить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.
У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облегчает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благодаря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.
1.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение
Наступает:
■ на один из нескольких однотипных раздражителей.
Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную деятельность.
1.3. Запаздывающее торможение
Наступает:
* когда подкрепление дается с опозданием.
Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. Запаздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, нетерпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).
1. Высшее торможение
Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Например, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.