Донецкий край в первой трети XVI в.




И степь открылась впереди,

И предстоит нелегкий путь…

И.Г.Герасимов

 

Содержание:

1) Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью. Начало татарских походов на русские земли. Муравская, Изюмская, Кальмиусская сакмы.

2) Начало формирования сторожевой службы на южном пограничье России. Местность «Святые горы» в источниках ХVІ в. Роль населения русских окраин в освоении Донецкого края (дети боярские, государевы люди, казаки и другие сословия пограничья).

3) Положение Донецкого края на политической карте Восточной Европы в XVI в. Природные условия.

4) Начало татарских походов на русские земли. Муравская, Изюмская, Кальмиусская сакмы.

5) Первое письменное упоминание о событиях на территории нашего края в Новое время (С.Герберштейн).

6) Начало формирования сторожевой службы на южном пограничье России. Роль населения русских окраин в освоении Донецкого края.

7) Сезонные промыслы на территории края.

 

Основные понятия

• Сакмы – степные дороги.

• Промыслы – сезонные занятия населения с целью получения дополнительного дохода.

• Юрты – удобная для занятия промыслом территория (урочище)

• Уходники – население окраин, вышедшее на промысел.

• Сторож – пограничник.

• Боярские дети – провинциальные дворяне, несшие обязательную службу и получавшие за неё поместья.

• Уезд – территориальная единица в Российском государстве, делившаяся на станы и волости.

• Приказ – орган центрального управления (Посольский, Поместный, Челобитный и т.д.)

• Поместье - разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII вв.

 

Хронология

• 1502 г. – разгром Большой Орды крымским ханом Менгли - Гиреем

• 1520 – е. гг. - начало систематических татарских набегов на Русь

• 1526 г. – первое упоминание в письменных источниках о местности «Святые горы» на

р. Северский Донец.

 

1. ПОЛОЖЕНИЕ ДОНЕЦКОГО КРАЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫВ XVI В. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

1.Регион, сформировавшийся в Новое время.

2. Географически объединяет степной и лесостепной ландшафты.

3. Политическое положение – южное порубежье Русского государства.

4. Контактная территория сосуществования различных этносов и цивилизаций.

5. Промысловый, затем промышленный центр

Периодизация

■ Раннее Новое время XVI - XVII ст.

■ Новое время XVIII – XIX ст.

 

Из книги Д.И.Багалея «Очерки из истории колонизации степной окраины Русского государства»

НАЧАЛО ТАТАРСКИХ ПОХОДОВ НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ. МУРАВСКАЯ, ИЗЮМСКАЯ, КАЛЬМИУССКАЯ САКМЫ.

 

Сакмы, шляхи, дороги…

Муравский шлях: западная дорога, которая начиналась у верховьев Самары, притока Днепра и дугой огибала притоки Северского Донца. Далее проходила по водоразделу Ворскла — Северский Донец, оставляя к востоку крайние русские села и деревни Белгородского уезда. Севернее Белгорода, в степи, у истоков Северского Донца, Псела и Донецкой Сеймицы находился Думчий курган. Здесь была развилка степных дорог. Главная отходила на восток, где у верховьев Сейма Муравский шлях соединялся с Изюмским. На запад от Думчего кургана поворачивал между Пслом и Сеймом Бакаев шлях, в северо-западном направлении к верховьям Оки шёл Пахнуцкий

шлях.

Изюмский шлях: начинался, как и Муравский, в верховьях реки Самары, но шёл прямо

на север, где у Изюм-кургана татары переправлялись через Северский Донец. Затем Изюмская дорога проходила западнее Оскола, причём у верховьев Волчьих вод и реки Нежеголи существовало ответвление на восток, через переправу на Осколе к соседней Кальмиусской дороге. Проходя далее между рекой Корочей и верховьями правых притоков Оскола, Изюмский шлях у истоков Сейма соединялся с Муравским. Сёла и деревни Белгородского уезда оставались западнее Изюмского шляха, Оскольский уезд — восточнее. Дальнейший путь татар к северу от места соединения Муравским и Изюмским шляхами лежал к переправам через реку Быструю Сосну. Преодолев эту реку татары могли повернуть к реке Зуше — притоку Оки, где располагались Новосильский, Мценский и Чернский уезды, либо пройти у верховьев реки Мечи к тульским селам. Кальмиусский шлях: пролегал восточнее первых двух дорог, у истоков реки Кальмиуса. Татары переправлялись через Северский Донец западнее реки Айдара и устремлялись на север, между реками Осколом и Айдаром, оставляя слева Валуйки.

Через Тихую Сосну татары обычно переправлялись Каменным бродом, но существовали

и другие переправы. Далее к северу Кальмиусская дорога шла к бродам на реке Быстрой Сосне.

О набегах

Сакмы не были обычными дорогами, скорее, это направление пути. Они придерживались водоразделов рек и бродов через реки. Прохождение отрядов выдавала примятая трава. Причины набегов: идеология татар как наследников Золотой орды (право на порабощение Руси), работорговля как основной источник доходов крымско-татарского общества.

Цели набегов: грабеж, взятие полона, нанесение ущерба с целью ослабления противника, запугивание с целью последующего требования поминок. Участники: всё мужское татарское

население Крыма, владеющее оружием. Время нападений – чаще летом. Частота нападений – редкий год без нападений, численность нападавших была разной («большими людьми» или

частью).

❖ Поминки- подарки русских властей Крымским ханам и другим влиятельным лицам с целью выкупа пленных или отведения угрозы набега.

❖ Ясырь — живой товар (пленники)

❖ Кафа (Феодосия) – главный центр крымской работорговли.

❖ Перекоп – крепость – граница на въезде в Крым с глубоким рвом через перешеек. Отсюда выражение: перекопский царь.

❖ Янычары – лучшие турецкие военные части, нередко принимавшие участие в войнах Крыма с Русью.

О татарах (Г. Боплан, источник первой половины XVII в.) «Это те самые татары, которые так часто делают набеги на Польшу и Московию в количестве, достигающем иногда до 80 000 человек; они сожигают и опустошают все, что встречается на пути, и приводят иногда в свою страну от 50 000 до 60 000 русских пленников, где и продают их для работы на галерах, ибо народ этот живет

лишь грабежом...

Они вооружены саблей, луком с колчаном, снабженным 19 или 20 стрелами, ножом за поясом; при них всегда кремень для добывания огня, шило и 5 или 6 сажень ременных веревок,

чтобы связывать пленных, которых они могут захватить во время похода; каждый имеет в кармане нюренбергские часы. Обыкновенную пищу татар как оседлых, так и тех, которые кочуют, составляет вовсе не хлеб, если они живут не среди нас; лошадиное мясо у них предпочитается говядине или же козлиному мясу; … имеющие кобылиц, пьют их молоко, которое служит им вместо вина и водки; конским жиром они приправляют вареные зерна проса, ячменя и гречихи.

Вообще, этот народ довольно трезв; с пищей он потребляет мало соли, но много пряностей, между прочим турецкий перец. мурзы, т. е. дворяне, и другие, имеющие кобылиц, пьют их молоко, … меду находится там вдоволь: они его очень любят и приготовляют из него напиток, но не кипятят его…

Тем не менее, они очень искусные ездоки на лошади и столь ловки, что во время самой крупной рыси перепрыгивают с одной выбившейся из сил лошади на другую, которую они держат за повод, для того, чтобы лучше убегать, когда их преследуют. Лошадь, не чувствуя под собой всадника, переходит тотчас на правую сторону от своего господина и идет рядом с ним, чтобы быть наготове, когда он должен будет проворно вскочить на нее. Вот как приучены эти лошади служить своим господам. Впрочем, это особая порода лошадей, плохо сложенная и некрасивая, но необыкновенно выносливая, т. к. сделать в один раз от 20 до 30 миль возможно только на этих бахматах (так называется эта порода лошадей); они имеют очень густую гриву, падающую до земли, и такой же длинный хвост.

 

ПЕРВОЕ ПИСЬМЕННОЕ УПОМИНАНИЕ О СОБЫТИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕГО КРАЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (С.ГЕРБЕРШТЕЙН).

1526 г. первое упоминание о Святых горах

• «О жертвенниках Александра и Цезаря, о существовании которых в этих местах упоминают некоторые писатели, или об их развалинах я не мог узнать ничего верного ни от туземцев, ни от тех людей, которые часто бывали в этих местах. Также воины, которых князь каждый год посылает туда для разведывания и отражения татарских набегов, когда я спрашивал их об этом, отвечали, что они никогда не видали и не слыхали ничего такого. Однако они не отрицали, что около устьев

малого Танаиса (Донца), в четырех днях от Азова, близ места Великий Перевоз, у Святых гор, они видели статуи и какие-то мраморные и каменные изображения. А малый Танаис берет начало в северском княжестве, от чего называется Северским Донцом и в трех днях выше Азова впадает в Танаис». Сигизмунд Герберштейн «Записки о Московских делах»,

 

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЫНА ЮЖНОМ ПОГРАНИЧЬЕ РОССИИ. РОЛЬ НАСЕЛЕНИЯ РУССКИХ ОКРАИН В ОСВОЕНИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ

Сторожевая служба Русского государства в начале XVI в. Города, ближайшие к

степи, Рыльск и Путивль – формировали отряды сторожей.

Зарождение сторожевой службы Русского государства. Русские города и села отделялись от районов татарских кочевий сотнями километров степных и лесостепных пространств. Напрашивалось организовать в степи разведку. Выдвинутые вперед, в степь, отряды конных русских воинов могли заранее узнать о движении татар, предупредить об этом правительство, население. Хорошо организованная разведка давала возможность заранее подготовиться к татарскому нападению, собрать войска, нанести татарам ответный удар. К XVI в. сторожевая служба уже имела историю и традиции. В летописях встречаются упоминания о посылках в южную степь русских сторожевых отрядов еще в эпоху феодальной раздробленности. В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской посылал в степь сторожей, которые внимательно следили за движением хана Мамая и привозили сообщения князю.

Сторожá известны и в XV в. Организация сторожевой службы в южной степи в общегосударственном масштабе стала возможной лишь в XVI в., после объединения всех русских земель вокруг Москвы и образования Русского централизованного государства.

• В середине XVI в. большое значение имели сторóжи и станицы, выезжавшие из северских городов Путивля и Рыльска на юго-восток. Географическое положение этих городов позволяло им получать наиболее раннюю информацию о выступлении крымских татар. Эти сведения передавались в Москву. Например, в 1552 г. путивльский станичник Иван Стрельник сообщил в Москве, что крымские татары идут на русские города и «уже Донец Северский перелезли».

Сословия русского пограничья, начавшие освоение Донецкого Поля Дети боярские – владельцы поместий. Мелкие служилые люди – жители городов. Крестьяне – жители южных уездов. Казаки – вольные люди, нёсшие военную службу в пограничных городах по найму. Все вместе – государевы люди

• Кроме того – на Дону и Днепре постепенно формируется вольное казачество, исполняющее государеву службу эпизодично.

 

ГОСУДАРЕВА СЛУЖБА: ПРИНОСИТЬ ВЕСТИ О ТАТАРАХ, ОТРАЖАТЬ НАБЕГИ, НЕСТИ СЛУЖБУ В КАРАУЛАХ И ДР.

ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ.СЕЗОННЫЕПРОМЫСЛЫНА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ.

Занятия промыслами

Промыслами занимались ухóдники по юртáм (ухóжьям), находившимся на территории различных природных урóчищ (луг, яр, овраг, затон и др.). Юрт – временное владение этими урочищами.

Охота.

К XVI—XVII вв. с установлением регулярных рыночных связей промысел пушнины приобрёл товарный характер. Соболиный мех на вес ценился дороже, чем золото. Пушнина была долгое время главным источником валютных доходов, на экспорт шли меха соболей, лисиц, белок, бобров, куниц, горностаев, выхухолей. Охоту, называли гульбою. Высокие сочные травы питали многочисленные стада лосей, зубров, оленей, сайгаков, диких лошадей. Из птиц водилось много орлов, соколов, ястребов, диких голубей, тетеревов, куропаток, гусей, лебедей, журавлей. На дальние охоты, за крупным зверем выезжали группами до 100 человек. Уходили на много дней и даже на 1~2 месяца в осенне-зимний период.

Рыбная ловля

Использовались сети, снасти-ловушки, крючки разных размеров, ловили осетровых и хищных рыб, самые большие крючки использовали для ловли сома. Рыбу солили и вялили. Засолка производилась в солилах – длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Вывозили в города и там продавали.

Бортничество

Пчелиный промысел был, по существу, охотой за мёдом. Раньше человек находил дупло диких пчёл и забирал весь мёд, отнюдь не задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей. Позднее охотники за мёдом стали метить найденные деревья с пчелами и считать эти дупла (борти) своей собственностью. Чтобы пчёлы не погибли, они оставляли им на зиму часть мёда. Затем бортники научились сами делать дупла в деревьях, куда заселялись пчёлы. Так на смену системе дикого пчеловодства пришло бортничество, когда люди изготовляли уже жилье для пчёл, выдалбливая в деревьях дупла и отмечая их личным знаком. Дерево с бортью называлось бортевым, а участки леса с бортевыми деревьями — «бортевыми угодьями».

Задания для повторения

• Опишите природу Новороссийских степей.

• Назовите особенности географического и политического положения Донецкого края.

• Кто и когда впервые упоминал о Святых горах?

• Что такое уходы, юрты, промыслы?

• Чем занимались промысловики – уходники?

• Что означает выражение «государевы люди»?

Домашнее задание: стр. 86-101, конспект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: