В процессе освоения образовательной программы у обучающегося в ходе изучения дисциплины Б.1.3.11.1 «История политических и правовых учений» должны сформироваться компетенции ОК-2, ОК-11.
Под компетенцией ОК-2понимается наличие способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Код компетенции | Этап формирования | Показатели оценивания | Критерии оценивания | ||
ОК-2 | 5 семестр | 1. Знание закономерностей и этапов исторического процесса. 2. Умение критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию, выбрать наиболее целесообразные методы коммуникативного взаимодействия 3. Владение навыками анализа причинно-следственных связей и роли человека в развитии общественных отношений, | Промежуточная аттестация | Типовые задания | Шкала оценивания |
Зачет | Задания для самостоятельной работы, вопросы к зачёту | 5-балльная шкала |
Под компетенцией ОК - 11 понимается способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям.
Код компетенции | Этап формирования | Показатели оценивания | Критерии оценивания | ||
ОК-11 | 5 семестр | 1. Знание закономерностей и этапов развития культуры как формы человеческого существования. 2. Умение понимать значение культуры как формы человеческого существования 3. Владение навыками бережного отношения к источникам материальной и духовной культуры | Промежуточная аттестация | Типовые задания | Шкала оценивания |
Зачет | Задания для самостоятельной работы, вопросы к зачёту | 5-балльная шкала |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-2
в рамках дисциплины «История политических и правовых учений»:
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня освоения компетенции (дескрипторы) | |
Пороговый уровень | Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП | 1. Знание основных закономерностей исторического процесса. 2. Умение воспринимать информацию, представлять возможность выбора наиболее целесообразных методов коммуникативного взаимодействия 3. Владение некоторыми навыками анализа причинно-следственных связей и роли человека в развитии общественных отношений | |
Продвинутый уровень | Достижение характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза на достаточном уровне | 1. Знание закономерностей и этапов исторического процесса. 2. Умение критически воспринимать и анализировать информацию, выбрать один из методов коммуникативного взаимодействия 3. Владение в основном навыками анализа причинно-следственных связей и роли человека в развитии общественных отношений. | |
Высокий уровень | Превышение характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза | 1. Знание закономерностей и этапов исторического процесса в контексте истории мировой цивилизации. 2. Умение критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию, выбрать наиболее целесообразные методы коммуникативного взаимодействия 3. Владение навыками анализа причинно-следственных связей и роли человека в развитии общественных отношений. |
Критерии оценивания результатов освоения компетенции
Уровень освоения компетен-ции | Показа-тели освое-ния компе-тенции | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Пороговый уровень | Знания | Не знает | Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частич-ные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объеме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Умения | Не умеет | Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частич-ные умения, без грубых ошибок | Умеет применять знания в базовом (стандартном объеме) | Демонст-рирует высокий уровень умений | |
Навыки | Не владеет | Демонст-рирует низкий уровень владения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частичное владение без грубых ошибок | Владеет базовыми приемами | Демонст-рирует владение на высоком уровне | |
Продви-нутый уровень | Знания | Не знает | Демонст-рирует фрагмен-тарные знания, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частич-ные знания без грубых ошибок | Знает в базовом объеме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Умения | Не умеет | Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частич-ные умения, без грубых ошибок | Умеет применять знания в базовом (стандартном объеме) | Демонст-рирует высокий уровень умений | |
Навыки | Не владеет | Демонст-рирует низкий уровень владения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частичное владение без грубых ошибок | Владеет базовыми приемами | Демонст-рирует владение на высоком уровне | |
Высокий уровень | Знания | Не имеет базовых знаний | Демонстрирует фраг-ментарные представления, допускает отдельные ошибки | Демонст-рирует неполные представ-ления, допускает погреш-ности при изложе-нии | Имеет сформированные знания, но с пробелами, не понимает логики изученного материала | Имеет сформиро-ванные знания в объеме, превыша-ющем требования |
Умения | Не имеет базовых умений | Демонстрирует фраг-ментарные умения, допускает отдельные ошибки | Демонстрирует в целом успешно освоен-ные умения, но не имеющие систематического характера | Демонстри-рует в целом успешно освоенные, но содержащее отдельные недочеты умение- | Демонстрирует сформиро-ванные умения, позволяющие оператив-но ими воспользо-ваться | |
Навыки | Не имеет базовых навыков | Демонстрирует фраг-ментарные навыки, допускает отдельные ошибки | Демонстрирует в целом успешно освоен-ные навыки, но не имеющие систематического характера | Демонстри-рует в целом успешно освоенные, но содержащее отдельные недочеты навыки | Демонстрирует сформиро-ванные навыки, позволяющие оператив-но ими воспользо-ваться |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-11
в рамках дисциплины «История политических и правовых учений»:
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня освоения компетенции (дескрипторы) | |
Пороговый уровень | Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП | 1. Знание основных закономерностей процесса развития культуры. 2. Умение воспринимать информацию, представлять возможность выбора наиболее целесообразных методов коммуникативного взаимодействия 3. Владение некоторыми навыками анализа причинно-следственных связей и роли человека в развитии культуры. | |
Продвинутый уровень | Достижение характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза на достаточном уровне | 1. Знание закономерностей и этапов процесса становления мировой культуры. 2. Умение критически воспринимать и анализировать информацию, выбрать один из методов коммуникативного взаимодействия 3. Владение определенными навыками бережного отношения к источникам материальной и духовной культуры. | |
Высокий уровень | Превышение характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза | 1. Знание закономерностей и этапов процесса развития культуры в контексте истории мировой цивилизации. 2. Умение критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию, выбрать наиболее целесообразные методы коммуникативного взаимодействия 3. Владение навыками анализа причинно-следственных связей и роли человека в развитии культуры, навыками бережного отношения к источникам материальной и духовной культуры |
Критерии оценивания результатов освоения компетенции
Уровень освоения компетен-ции | Показа-тели освое-ния компе-тенции | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Пороговый уровень | Знания | Не знает | Допускает грубые ошибки | Демонстрирует частич-ные знания без грубых ошибок | Знает достаточно в базовом объеме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Умения | Не умеет | Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частич-ные умения, без грубых ошибок | Умеет применять знания в базовом (стандартном объеме) | Демонст-рирует высокий уровень умений | |
Навыки | Не владеет | Демонст-рирует низкий уровень владения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частичное владение без грубых ошибок | Владеет базовыми приемами | Демонст-рирует владение на высоком уровне | |
Продви-нутый уровень | Знания | Не знает | Демонст-рирует фрагмен-тарные знания, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частич-ные знания без грубых ошибок | Знает в базовом объеме | Демонстрирует высокий уровень знаний |
Умения | Не умеет | Демонстрирует частичные умения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частич-ные умения, без грубых ошибок | Умеет применять знания в базовом (стандартном объеме) | Демонст-рирует высокий уровень умений | |
Навыки | Не владеет | Демонст-рирует низкий уровень владения, допуская грубые ошибки | Демонст-рирует частичное владение без грубых ошибок | Владеет базовыми приемами | Демонст-рирует владение на высоком уровне | |
Высокий уровень | Знания | Не имеет базовых знаний | Демонстрирует фраг-ментарные представления, допускает отдельные ошибки | Демонст-рирует неполные представ-ления, допускает погреш-ности при изложе-нии | Имеет сформированные знания, но с пробелами, не понимает логики изученного материала | Имеет сформиро-ванные знания в объеме, превыша-ющем требования |
Умения | Не имеет базовых умений | Демонстрирует фраг-ментарные умения, допускает отдельные ошибки | Демонстрирует в целом успешно освоен-ные умения, но не имеющие систематического характера | Демонстри-рует в целом успешно освоенные, но содержащее отдельные недочеты умение- | Демонстрирует сформиро-ванные умения, позволяющие оператив-но ими воспользо-ваться | |
Навыки | Не имеет базовых навыков | Демонстрирует фраг-ментарные навыки, допускает отдельные ошибки | Демонстрирует в целом успешно освоен-ные навыки, но не имеющие систематического характера | Демонстри-рует в целом успешно освоенные, но содержащее отдельные недочеты навыки | Демонстрирует сформиро-ванные навыки, позволяющие оператив-но ими воспользо-ваться |
Вопросы для зачета
1. Предмет истории политических и правовых учений.
2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии.
3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
4. Политико-правовые идеи софистов.
5. Сократ о государстве и праве.
6. Учение Платона о государстве и законах.
7. Политическое и правовое учение Аристотеля.
8. Политико-правовая теория Полибия.
9. Политическая и правовая теория Цицерона.
10. Политико-правовые идеи римских юристов.
11. Политические идеи раннего христианства. Августин Аврелий о церкви и государстве.
12. Учение Ф. Аквинского о государстве и праве.
13. Политико-правовое учение М. Падуанского.
14. Основные направления политической мысли в период образования Русского централизованного государства.
15. Политические и правовые взгляды И. Пересветова.
16. Политические идеи А. Курбского. Полемика с Иваном Грозным.
17. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
18. Учение Жана Бодена о государстве и праве.
19. Политико-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер).
20. Утопический социализм в Англии в ХVI в. ("Утопия" Т. Мора).
21. Политико-правовые идеи раннего коммунизма («Город Солнца» Т. Кампанеллы)
22. Учение Г. Гроция о праве и государстве.
23. Политико-правовые воззрения Б. Спинозы.
24. Политико-правовое учение Т. Гоббса.
25. Политико-правовая идеология индепендентов (Дж. Мильтон, Дж. Гаррингтон).
26. Политико-правовая идеология левеллеров. Дж. Лильберн.
27. Политико-правовая идеология диггеров. Дж. Уинстенли.
28. Обоснование "Славной революции" 1688г. в учении Дж.Локка о праве и государстве.
29. Обоснование российского абсолютизма в произведениях Ф.Прокоповича и В.Н.Татищева.
30. Политические и правовые идеи И.Т. Посошкова.
31. Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа.
32. Учение о государстве и праве X. Вольфа.
33. Государственно-правовые воззрения Вольтера.
34. Учение Монтескье о государстве и праве.
35. Государственно-правовое учение Руссо.
36. Политические и правовые идеи Мелье и Мабли.
37. Политико-правовые идеи Морелли.
38. Правовая теория Ч. Беккариа.
39. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции.
40. Политико-правовая мысль в США в период борьбы за независимость (А. Гамильтон, Т. Джефферсон).
41. Политико-правовые идеи Т. Пейна.
42. Политико-правовые идеи русских просветителей ХVIII века. С. Е. Десницкий.
43. "Наказ" Екатерины II. Проблемы государства и права в произведениях М. Щербатова.
44. А. Н. Радищев о праве и государстве.
45. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского.
46. Политико-правовые воззрения П. И.Пестеля ("Русская правда").
47. Политические и правовые взгляды Н. М. Муравьева.
48. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта).
49. Критика ортодоксальной исторической школы права в трудах Р. Иеринга
50. Учение И. Канта о государстве и праве.
51. Учение Гегеля о государстве и праве.
52. Взгляды Ш. Фурье на государство и право.
53. Взгляды Р. Оуэна на государство и право.
54. Политико-правовые воззрения А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
55. Юридический позитивизм. Дж. Остин.
56. Либерализм во Франции в 1 половине XIX в. Бенжамен Констан.
57. Политическое и правовое учение О.Конта
58. И. Бентам о праве и государстве.
59. Политико-правовое учение марксизма.
60. Политические идеи Г. Спенсера.
61. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека.
62. Политико-правовая доктрина Б.Н. Чичерина.
63. Учение В.И. Ленина о государстве и праве.
Вопросы для экзамена
Экзамен не предусмотрен учебным планом