Синдром выгорания, Водопьянова Н.Е. (MBI) Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «0» - никогда; позиция «6» - ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Итак, можно выделить симптомы ЭВ
СИМПТОМЫПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВАЯ ГРУППА:
Психофизические симптомы
-Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-полная или частичная бессонница;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
Социально-психологические симптомы:
-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или «не справлюсь»;
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.
СЭВ процесс постепенный и нарастающий, имеющий различные стадии.
Стадии эмоционального выгорания.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятистуᴨȇнчатый процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, (особенно «трудоголиков»), приводит к таким физическим явлениям, как: измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим ᴨȇреживаниям (хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол»). Постоянное ᴨȇреживание нехватки времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются ᴨȇреживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены »). Физические и психологические проблемы ᴨереходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической
поддержки педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов
является одной из наиболее актуальных задач современной системы [17]
образования.
Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа.
Проверьте: не ваша ли это позиция?
Миф первый: "Жить надо для людей".
Основная идея этого мифа - "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.
Какие советы вы бы могли дать таким педагогам для предупреждения СЭВ?
Советы для "светочей":
Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько "доверенных людей", которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу их помощи.
Миф второй: "Если не я, то кто же?"
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав специальность педагога. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Какие советы вы бы могли дать таким педагогам для предупреждения СЭВ?
Советы для "спасателей":
Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
Если вы "профессиональный спасатель", возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.
Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж ему это нужно?" и "Может, он справится сам?".
Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".
Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоением пользуются, и постепенно под улыбкой "червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.
Воплощение этого мифа - герой фильма "Осенний марафон". Он боится обидеть старую знакомую и редактирует ее бездарный текст, когда "горит" собственный перевод; боится обидеть и жену, и любовницу... Итог - все горит синим пламенем.
Какие советы вы бы могли дать таким педагогам для предупреждения СЭВ?
Советы для "червонцев":
Есть замечательный афоризм: "Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
Научитесь говорить "нет!", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины.
Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, - таким образом, человек манипулирует вами.
Миф четвертый: "Работа превыше всего!"
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: "Все выше, и выше, и выше...". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Какие советы вы бы могли дать таким педагогам для предупреждения СЭВ?
Советы для трудоголиков:
Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!
Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте на рабочем месте все деловые бумаги и мысли.
Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение.
Говоря о профилактике выгорания, следует рекомендовать каждому из нас стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса. Необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Мы можем начать с того, чтобы снова зажечь в себе установку на то, что наша работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
• старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
• учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
• проще относитесь к конфликтам на работе;
• как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Если же СЭВ всё-таки есть, используйте приёмы антистрессовой защиты.
Приёмы антистрессовой защиты:
1. Отвлечение: прогулка на природе, переключение мысли на другие предметы, обратить внимание на мельчайшие детали окружающих предметов.
2. Снижение значимости событий. Помните:
- истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь,
- используйте во всём принцип позитивности с установками типа6 «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это», «не стоит относиться к случившемуся как к катастрофе», «хватит драматизировать».
3. Действие: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
- наведите порядок дома или на рабочем месте,
- устройте прогулку или быструю ходьбу, пробегитесь
4. Творчество. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, вяжите и т.д.
5. Выражение эмоций. Загонять эмоции внутрь, пытаться скрыть их очень вредно. Учитесь показывать эмоции, «выплёскивать» их без вреда для окружающих. Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
- изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса,
- мните, рвите бумагу, кидайте предметы в мишень на стене,
- попытайтесь нарисовать своё чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите,
- поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроена…», «Меня это обидело…»)
6. Рефрейминг. Слово «рефрейминг» происходит от анлийского «фрейм» - рамка. Буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения ситуации. Возьмите себе за правило, всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности
Необходимо помнить, что работа - всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.
И ещё. Психологи отмечают, что СЭВ чаще возникает у людей, работающих в «проблемных» коллективах. Это коллективы, где слабо сформированы партнёрские отношения, нет дружного, сплочённого коллектива, существует нездоровая конкуренция. Помочь преодолеть СЭВ поможет налаживание отношений в коллективе и формирование партнёрских связей. С этой целью используется методика А.Н.Хохловой (член Федерации психологов Образования России) тимбилдинговые тренинги
Что такое тимбилдинг? От английского языка – team – команда, building – строительство, построение команды или командообразование.
Цель командообразования – сплотить новый коллектив для того, чтобы он эффективнее работал, положительно взаимодействовал и лучше, качественнее реализовывались цели и задачи, поставленные руководителем.
В курс тренингов входит 12 заданий. Предлагаю провести несколько упражнений.
Упражнение «Издание анекдотов»
Цель: Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия.
Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 6 человек, каждая группа получает один конверт.
Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения.
Как команда справилась с заданием?
Что было сложно?
Почему победители победили?
Варианты.
Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.
Упражнение «Синергия»
Цель: Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например: логоритмика, диагностика.)
Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.