Тема урока: Взаимосвязь человека и общества




Тип урока: комбинированный

Цели:

- способствовать усвоению учащимися знаний о человеке и его месте в современном обществе; роли культуры и нравственности в жизни общества;

-способствовать формированию навыков логического мышления учащихся и анализа учебных текстов, развить умения работы с понятиями, иллюстративным материалом, научить выделять главное и второстепенное;

- воспитание нравственных качеств личности, ответственной социальной позиции, формирование опыта конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества, побуждение к самосовершенствованию, выработка у учащихся установок и убеждений, необходимых для продолжения образования;

Оборудование к уроку: учебник, параграф №5, иллюстрации к нему, вопросы в конце параграфа.

Оформление доски:

28.09.2012 общество, Производственная (экономическая) деятельность,социальная сфера, духовная сфера Политико-правовая сфера, социализация   Тема: Взаимосвязь человека и общества План: 1.Понятие общества. 2.Основные подходы к изучению общества. 3.Основные формы взаимосвязи человека и общества. 4.Социализация личности.   Ш. Монтескьё Л. Н. Гумелёв Н. Я. Данилевский Г. Гегель Т. Гоббс Дж. Локк К. Маркс Ф. Энгельс У. Теккерей   Д/з.: параграф №5, вопросы в конце параграфа. Выучить все понятия

План урока:

Этап урока Приёмы и методы Время (мин)
1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. 2 мин.
2. Актуализация знаний Постановка вопросов по предыдущим темам. 10 мин.
3. Изучение нового материала Рассказ-повествование учителя. 20 мин.
4. Закрепление изученного материала Вопросы учителя. 10 мин.
5. Д/з Параграф 5. 3 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Учитель приветствует школьников и настраивает на работу: «Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок по обществоведению проведу у вас я. Меня зовут Ольга Вячеславовна. Кого сегодня нет в классе?». Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя.
2. На дом вам был параграф 4. Но прежде всего давайте вспомним:
  1. какого человека мы называем индивидуальностью? Какими качествами она обладает?
(ответ: отличительные биологические, психологические и социальные качества человека - темперамент, характер и способности человека).
  1. что такое темперамент человека? (Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, соотношение) – это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности)
  2. дайте определение понятию «направленность личности. (Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, которая ориентирует деятельность и поведение личности в различных ситуациях.)
  3. Что вы понимаете под духовностью? Что, на ваш взгляд, включает в себя духовный мир человека? (Духовность – это обобщённая характеристика ценностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живёт.)
  4. Что влияет на формирование духовного мира человека? Что такое духовно богатый человек? От чего зависит духовное богатство человека?
    Спасибо. А теперь мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня на уроке мы продолжим изучение первой темы «Общественная сущность человека» и тема нашего сегодняшнего параграфа «Взаимосвязь человека и общества». Откройте, пожалуйста, свои учебники на с.36. Изучение этой темы мы будем осуществлять по следующему плану: 1. Понятие общества. 2. Основные подходы к изучению общества. 3. Основные формы взаимосвязи человека и общества. 4. Социализация личности. Откройте свои тетради и запишите дату и тему нашего сегодняшнего урока. На уроке мы попытаемся дать определение понятию «общество», узнаем какими бывают общества, что понимали под обществом ученые различных исторических эпох, как взаимосвязаны человек и общество и каким образом происходит процесс становления личности.
  1. Понятие общества.
Слово «общество» и его производные - одно из наиболее популярных в современном мире. В частности, на уроках истории вы изучали общества различных исторических эпох и, исходя из характеристики времени, пытались охарактеризовать и общественную жизнь. Что же в вашем понимании означает слово «общество»? Что объединяет людей в единое целое?   Слово «общество производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединѐнный, цельный». Запишите в тетрадь определение общества: Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Давая определение понятию «общество», употребляется словосочетание «исторически развивающаяся». Это значит, что общественные отношения на протяжении всей истории человечества имели некие этапы своего развития. Итак, общество прошло несколько этапов своего развития, среди которых:
  • «Традиционное общество» — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём высокой ценностью. Любое общество от первобытной общины до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным обществом.
· «Информационное общество» - новая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
  • «Общество потребления» - совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления.
Как вы думаете, что является основным критерием разделения истории развития общества на этапы? (Ответ: развитие техники) Итак, мы выяснили что общество – совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. А может ли данное слово («общество») употребляться в несколько другом значении? В настоящее время распространены различные организации, называющие себя «обществами», образованных для реализации определенной цели. К примеру «Общество защиты животных» занимается защитой окружающей среды от пагубного влияния на неё человека и продуктов его деятельности; «Общество защиты прав потребителей» - защищает права покупателей согласно закону, «Общество охраны памятников» заботится о сохранении культурного наследия. Также существуют общества по реализации каких-либо экономических целей – открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, в широком смысле под обществом понимают исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности («традиционное общество», «информационное общество» «общество потребления»); в узком – группа людей, объединенных для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности (общество защиты животных, акционерное общество).
С места отвечают на вопрос, поочередно вставая § 5. Открывают учебники на с. 36, слушают учителя записывают в тетрадь дату и тему урока слушают учителя Учащиеся отвечают с места. записывают в тетрадь определение слушают рассказ учителя Отвечают на вопрос учителя слушают отвечают на вопрос учителя слушают слушают учителя
  Но в разные исторические эпохи существовали различные подходы к объяснению общества.
  1. Основные подходы к изучению общества
Запишите себе в тетрадь название 2 пункта нашего плана «Основные подходы к изучению природы общества»: Под цифрой 1. Натуралистический подход (Монтескьё, Гумелев).Основное положение: «Общество – это продолжение природы». Появление этого подхода связано с развитием естествознания в XVII–XVIII вв. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма. 2. Культурно-исторический подход(Данилевский). Основное положение: «Жизнь общества – область влияния духовных ценностей культуры». Подход характерен для конца XIX – начала XX в. Его становление связано с развитием наук о человеке и обществе (история, культурология, антропология). Представители этого подхода рассматривают природу и общество как различные системы, определяют отличительные черты развития общества. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Здесь понятие «общество» объясняется с позиции изучения отдельных народов, их особенности и культуры. Посмотрите, пожалуйста, на с. 38. здесь представлен портрет Данилевского – представителя данного подхода. Но среди ученых велись споры не только касательно вопроса природы общества. Различные ученые также по-разному рассуждали о том, является ли общество системой целостного организма или же представляет собой сумму составных частей. Существуют следующие подходы к изучению целостности общества:
  • Философия Нового времени (Гоббс, Локк): общество – сумма живущих в нем людей, их способностей, поведения, действий.
Общество, согласно этому подходу, образовалось с целью улучшения жизни каждого в отдельности. Люди в нем взаимодействуют, но существуют по отдельности, порознь. Своеобразным доказательством обособленного существования каждого его члена является неприятие некоторых устоев, традиций и норм, что может привести к изменению этих норм или же обернуться наказанием за нарушение закона. 4. Следующий подход – идеалистический. Записываем в тетрадь:
  • Идеалистический (Гегель): общество – единое целое.
Этой точки зрения придерживается большинство современных ученых, поскольку теория об обособленности каждого в обществе не весьма убедительна. Человек не может жить обособленно, не вступая в те или иные общественные связи. Этот подход также содержит рассуждение о том, что же есть «общество». Основное положение: «Общество - процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели». Сущность подхода заключается в том, что людей в единое целое объединяют высшие духовные цели, духовная необходимость самосовершенствоваться.
  1. Материалистический подход (Маркс, Энгельс).Основное положение: «Общество - группа людей, объединенных для удовлетворения своих материальных потребностей».
Портрет Маркса изображен на с.39. обратите своё внимание. Материалистический подход Таким образом, существуют различные понимания относительно того, что же есть общество (часть природы, область влияния духовных ценностей или объединение ради материальных благ) и возможно ли деление его на составные части.
  1. Основные формы взаимосвязи человека и общества
Общество представляет собой своеобразный организм. Общество образуют люди, которые вступают в определенные отношения между собой. Так же, как и любой живой организм нуждается в воздухе, общественная система нуждается в выполнении действий по функционированию своей системы, которое обеспечивается благодаря выполнению различных видов деятельности. Тот или иной вид деятельности человека (т.е. тип выполняемой работы) составляет сферу деятельности общества. Давайте попробуем определить: какие же существуют сферы деятельности общества с помощью текста нашего учебника. Прочитайте третий пункт параграфа на с. 39-40, составьте схему«Сферы деятельности общества» и запишите её в свою тетрадь. Закончили. Итак, какие существуют сферы деятельности общества? Назовите основные составляющие производственной, социальной, духовной и политико-правовой сфер. (Ответ: Виды деятельности общества:
  • Политико-правовая: государство, закон
  • Производственная (экономическая): разделение труда, экономические системы.
  • Социальная: семейный и трудовой статус, возрастной слой, уровень образования, национальная и религиозная принадлежность.
  • Духовная: наука, искусство, религия, мораль.)
Таким образом, существует 4 сферы жизни общества: духовная дает представление о смысле жизни, социальная обеспечивает взаимоотношения различных групп людей, экономическая позволяет обеспечить материальными благами всех членов общества, политико-правовая – осуществляет управление.
  1. Социализация личности
Во всех сферах деятельности общества мы рано или поздно принимаем участие. А чтобы это успешно делать, нам необходимо усвоить определенные знания. Общество как система является устойчивой организацией людей благодаря постоянной смене поколений, обеспечивающих ей существование. Каждый человек перед включением в общественную систему на правах полноправного члена должен пройти своеобразный период подготовки. Такая подготовка включает в себя усвоение имеющихся знаний, умений и навыков, ознакомление с правилами, нормами и традицией, их принятие и выполнение, а также осуществление какой-либо общественно значимой работы. Социализация личности – процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему стать полноценным членом общества. В процессе социализации происходит становление личности. Усвоение элементарных знаний и воспитание в русле развития данного общества необходимо для получения квалификации в определенной сфере общественного устройства ради того, чтобы общество продолжало в дальнейшем функционировать. Учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни. Как вы думаете, в каком возрасте начинается социализация личности? Социализация личности осуществляется сначало в семье, затем в школе. В древности и на некоторых территориях современной Африки, Азии, Океании и Южной Америки до сих пор сохраняется обычай, провозглашающий вступление молодого человека во взрослую жизнь и окончание процесса его социализации. Это обряд инициации. Суть обряда состоит в том, что молодому человеку необходимо доказать свою готовность к взрослой жизни. Доказывают в разных племенах по-разному: от посвящения в тайны и мифы племени и получения нового имени, смены места жительства до физических испытаний в форме выбивания зубов, нанесения татуировки, порезов. Обряд происходил по достижению определенного возраста, поскольку достижение физиологической зрелости приравнивалось к зрелости социальной. Но действительно ли при достижении физиологической зрелости наступает зрелость социальная? Почему? Когда же заканчивается социализация? Почему? (Ответ: Социализация - это длительный и непрерывный процесс). В процессе социализации человек выбирает того, на кого он хотел бы быть похожим или отталкивается от того, кем бы он быть не хотел. В процессе социализации человек примерят различные роли. И в процессе общения человеку становится важно, что думают и как оценивают его другие люди, поскольку каждый человек был и остается существом социальным. Таким образом, социализация - это длительный и непрерывный процесс включения молодого человека в общество посредством приобретения конкретных знаний, умений и навыков.
Слушают учителя Записывают в тетрадь краткую характеристику подходов Слушают учителя Записывают краткую характеристику подхода и слушают пояснения учителя Слушают учителя Смотрят на иллюстрацию на с. 38 Слушают учителя слушают Записывают в тетрадь   слушают     Записывают в тетрадь Записывают в тетрадь Смотрят на портрет на с.39   слушают Записывают подход Слушают учителя Учащиеся работают с текстом учебника, составляют схему и записывают её в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, сравнивают полученный результат Слушают учителя       Слушают учителя     Записывают определение слушают   Отвечают на вопрос Слушают учителя   Отвечают на вопрос учителя слушают
3. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Таким образом, под обществом мы понимаем совокупность людей, которые заняты в различных видах деятельности (экономическая, духовная, социальная, политико-правовая) ради самого существования общества. Процесс включения в общественную систему длительный и непрерывный, его называют социализацией. А теперь хотелось бы проверить как вы усвоили материал: 1.Какие определения слову «общества» существуют? Приведите примеры. 2. о каких подходах по изучению общества шла речь на сегодняшнем уроке? 3. Как человек связан с общественной системой? В чем различие понятий «вид деятельности» и «сфера деятельности? Какие бывают виды деятельности? (ответ: сфера деятельности более широкое понятие. Сфера деятельности – область работ, направленных на осуществление одной из функций общества – управление, обеспечение взаимосвязи членов системы, обеспечение их материальными благами или обеспечение материальными ценностями. Сферы деятельности могут включать различные виды деятельности. Существуют следующие виды деятельности: учебная, трудовая и творческая по одной классификации, по другой – физическая и умственная деятельность). 4. в процессе чего человек становится личностью? Почему в процессе социализации происходит становление личности? Может ли человек включиться в общество без социализации? Возможен ли вариант, когда человек не проходит её вовсе? (Ответ: в процессе воспитания и обучения в семье, школе, колледже, в повседневной жизни. Человек не может включится в общество без социализации.возможно существование человека вне общества, когда не существует потребность в социализации. Становление личности происходит потому, что осуществляется накопление не только знаний, но духовных ценностей и ориентиров, вырабатывается своя точка зрения).     Отвечают на вопрос учителя. слушают Учащиеся отвечают на вопросы
5. Д/з. параграф №5, понятия, вопросы с.42-43. Записывают в дневник домашнее задание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: