Вот уже некоторое время я действительно озабочен кожным заболеванием моих ног. Пожалуйста, Мать, изгони эту болезнь из моего тела, а страх из моего ума.




 

***

Мать

Реальной болезнью является страх. Изгони страх и болезнь пройдет. Моя помощь — с тобой.

***

У меня есть вырезка, рассказывающая о том, что протеин и пища, содержащая много крахмала, усилива­ют экзему. Так ли это?

Мать

В эффекте воздействия пищи на тело девяносто процентов принадлежит силе мысли. Если вы будете с полным доверием следовать лечению, предписыва­емому доктором X, он вас вылечит.

 

***

 

 

Мать

Что касается рака, то первым делом вы должны изгнать из себя страх к нему.

***

Мать

Страх есть скрытое согласие. Когда вы чего-ни­будь боитесь, это означает, что вы допускаете такую возможность и поддерживаете ее. Можно сказать, что это является подсознательным согласием.

 

***

 

 

Мать

Вы не должны ничего страшиться. Больше всего беспокойств приходит из-за страхов. В действитель­ности девяносто процентов болезней являются ре­зультатом подсознательного страха тела. В обычном сознании тела есть более или менее скрытая тревога по поводу последствий малейших физических рас­стройств. Ее можно так перевести при помощи слов сомнения за свое будущее: «И что же случится со мной после этого?» Это — та самая тревога, которую необходимо проверить. В действительности эта тре­вога есть полное отсутствие доверия Божественной Милости, безошибочный признак того, что посвя­щение себя Божественному еще не достаточно и не совершенно.

В качестве практического средства преодоления этого подсознательного страха более просвещенные части вашего существа должны каждый раз, когда какая-то разновидность страха выходит на поверх­ность, убеждать тело в необходимости доверия Божественной Милости, в полной уверенности, что эта Милость всегда действует самым наилучшим спосо­бом, как в нашем существе, так и в во всем осталь­ном, убеждать в твердой решимости подчинения полностью и без остатка Божественной Воле.

Тело должно знать и быть уверенным, что его суть — божественна и что если нет никаких препят­ствий, которые стоят на пути божественных дейст­вий, то и ничто не может нанести ущерб нам. Этот процесс убеждения должен повторяться до тех пор, пока возврат страха прекратится. И тогда, даже когда болезнь добивается цели в своем проявлении, ее си­ла будет значительно снижена, а продолжительность весьма уменьшена, и в конце концов она определен­но будет побеждена.

 

 

Ночные кошмары и витальный мир

Мать

Витальные существа живут в супрафизическом мире, где человеческие существа, если у них появля­ется шанс туда войти, ощущают себя в полном недо­умении, беспомощными и беззащитными. Человече­ские существа пребывают дома и в безопасности в материальном теле. Тело есть их защита. Существуют люди, которые относятся с полным презрением к своему телу и думают, что все с ними будет значи­тельно лучше и легче после смерти. Но в действи­тельности тело является вашей крепостью и вашим прибежищем. Пока вы пребываете в нем, силы враж­дебных миров натыкаются на сложности в получе­нии прямого влияния на вас.

Что же такое ночные кошмары? Это — ваши вы­лазки в витальный мир. И что, прежде всего, вы пы­таетесь сделать, когда оказываетесь во власти ночно­го кошмара? Вы устремляетесь обратно в свое тело и вытряхиваете себя в ваше нормальное физическое сознание. Но в мире витальных сил вы — странник. Этот мир есть неисследованное море, в котором вы плывете без компаса и руля.

 

***

 

Мать

Во сне... вы должны помнить, что находитесь в пространстве и времени витального мира, и не пы­таться действовать, как если бы вы были в физиче­ском мире. Если у вас есть необходимые знания со­стояний в этом мире, вы можете взаимодействовать значительно более эффективно с теми витальными существами, которые терроризируют вас и выдают вам такие неприятные кошмары. Одной из характер­ных особенностей действия этих существ в витальном мире и времени является их способность принимать по своей воле бесчисленные формы и создавать виб­рации страха в вас, которые являются их наиболее могущественным средством вторжения в вас и завое­вания вас. Вы должны в уме выдержать силу их ужаса­ющих иллюзий и отбросить всякий страх. Если, од­нажды встретившись с ними лицом к лицу смело и непоколебимо, вы посмотрите им прямо в глаза, они потеряют три четверти своей силы. И если вы призо­вете меня на помощь, то и последняя четверть их си­лы уйдет прочь, и они пустятся наутек или раство­рятся. Один мой друг, который пользовался выходом в свое витальное тело, однажды пожаловался мне, что он всегда сталкивается с гигантским тигром, который делает его ночи весьма несчастными. Я посоветовала ему отбросить все страхи и идти прямо на чудовище, пристально глядя ему в лицо, призывая, конечно, если это необходимо, помощь. Он сделал так, и вот тигр вдpyг сократился до размеров маленького котенка!

У вас нет и представления о том, что, когда вы пристально и без страха смотрите витальному существу прямо в глаза, это производит почти магическое воздействие. Даже на земле, если вы будете действо­вать точно так же со всеми теми инкарнациями ви­тальных сил, которые мы обычно называем живот­ными, вы убедитесь в легком превосходстве над ни­ми. Физический тигр будет так же сторониться вас, если вы без всякой малейшей дрожи посмотрите ему прямо в глаза. Змея никогда не будет в состоянии укусить вас, если вы сумеете приковать ее пристальный взгляд к вашему без чувства даже малейшего ужаса. Но вам не поможет, если вы будете смотреть в глаза и трястись в коленях. В вас не должно быть ни­кого волнения, вы должны быть спокойным и со­бранным, когда вы перехватываете ее пристальный взгляд, ибо она раскачивает своей головой для того, чтобы загипнотизировать вас в презренном страхе, животные осознают свет в глазах человека, который они не в состоянии перенести, если он надлежащим образом направлен на них. Взгляд человека несет си­ту, которая уничтожает их и снабжает носителя этого взгляда непоколебимостью и отсутствием страха.

Итак, суммируя сказанное, помните два условия: никогда, никогда ничего не бойтесь и при любых об­стоятельствах призывайте правильную помощь, ко­торая сделает вашу силу в сто раз сильнее.

 

Страх при обучении

Мать

Вы не должны позволять какому-либо страху ста­новиться между вами и вашим ребенком. Страх — пагубное средство обучения: он неизменно порожда­ет обман и ложь. Только умеющая различать любовь, твердая, но нежная, и соответствующее практиче­ское знание создают прочные узы доверия, которые незаменимы для вас, если вы хотите быть в состоя­нии эффективно обучать своего ребенка.

 

***

Мать

Ребенка необходимо также с ранних лет научить наслаждаться чистотой и относиться с детства с ува­жением к правилами гигиены, но нужно соблюдать великую осторожность, чтобы не привить ему страх к болезням. Страх — самый наихудший инструмент обучения и вернейший способ притягивания того, чего боишься.

 

***

 

Мать

Долг ребенка перестать быть капризным состоит в том, чтобы он научился стыдиться своих капризов, а не в том, чтобы он боялся наказания за них.

В первом случае он действительно делает про­гресс.

Во втором случае он опускается на одну ступень вниз в человеческом сознании, ибо страх — это де­градация сознания.

Но это только первый его шаг. Когда-нибудь он продвинется настолько далеко, что сможет научить­ся радости быть послушным.

 

Страх смерти. Четыре способа борьбы с ним

Мать

Вообще-то говоря, страх является, вероятно, са­мым величайшим препятствием на пути человече­ского прогресса, страх многосторонний, многооб­разный, сам себе противоречивый, нелогичный, не­разумный и зачастую беспричинный. Из всех стра­хов самым тонким и самым цепким является страх смерти. Он глубоко укоренен в подсознании, и его нелегко оттуда выдворить. Совершенно очевидно, страх состоит из нескольких переплетенных вместе элементов: из духа консерватизма и заботы о самосо­хранении, для того чтобы гарантировать непрерыв­ность существования сознания, из отступления пе­ред неизвестным, из беспокойства, вызванного нео­жиданным и непредсказуемым концом, и, вероятно, за всем этим стоит, скрытый в глубине клеток, ин­стинкт смерти, которая неизбежна и которая, если осуществляются некоторые определенные обстоя­тельства, может быть побеждена; хотя, на самом де­ле, страх, сам по себе, слишком сильное препятст­вие, чтобы его победить. Ибо человек не может побе­дить то, чего он боится, и тот, кто боится смерти, уже побежден ею.

Как же преодолеть этот страх? Для этой цели мож­но использовать несколько способов. Но, прежде всего, необходимо сделать несколько основополага­ющих замечаний, которые помогут нам в нашей по­пытке. Самое первое и самое важное — необходимо знать, что жизнь — едина и бессмертна. Только фор­мы ее бесчисленны, скоротечны и ломки. Это зна­ние должно быть надежно и перманентно установле­но в уме, и человек должен, насколько это возможно, идентифицировать свое сознание с вечной жизнью, которая не зависит от какой-либо конкретной фор­мы, но проявляется во всех формах. Все это дает не­обходимую психологическую базу, с которой можно противостоять проблеме, ибо проблема остается. Да­же если внутреннее существо достаточно просвеще­но, чтобы стоять над смертью, страх еще остается скрытым в клетках тела, смутным, спонтанным, за пределами достижения рассудком, обычно почти не­осознанным. Именно эти темные глубины человек должен раскрыть, охватить и именно в них должен вбросить свет знания и уверенность.

Таким образом, жизнь не умирает, лишь форма ее разрушается, и именно этого разрушения так благо­говейно боится физическое сознание. Однако форма постоянно изменяется, и, в сущности, нет ничего, что может препятствовать этому изменению быть по­ступательным, прогрессирующим. Только это про­грессивное изменение может сделать смерть больше не неизбежной, но этого очень трудно достичь, и требуются условия, которые только очень немногие люди могут осуществить. Таким образом, способ, ко­торому нужно следовать, чтобы достичь преодоления страха смерти, будет отличаться в соответствии с природой данного конкретного случая и состоянием данного конкретного сознания. Все эти способы можно классифицировать по четырем главным на­правлениям, и каждое из этих направлений включает в себя огромное число разновидностей. В действи­тельности каждый человек должен развивать свою собственную систему.

Первый способ — апеллировать к разуму. Каждый может сказать, что при нынешнем состоянии мира смерть неизбежна; тело, принявшее рождение, обя­зательно умрет в тот или иной день, и почти в каж­дом случае смерть придет, когда она должна сделать это. Никто не может ни ускорить ее приход, ни от­срочить. Кому-то, кто страстно желает смерти, при­ходится ждать очень и очень долго, чтобы достичь ее, а кого-то, кто страшится ее, она может неожиданно поразить, несмотря на все меры предосторожности, предпринятые им. Таким образом, час смерти кажет­ся неумолимо установленным каждому, за исключе­нием очень небольшого числа тех, кто обладает сила­ми, которыми человеческая раса в целом не распоря­жается. Разум учит нас, что абсурдно бояться того, чего невозможно избежать. Единственное, что необ­ходимо сделать, так это согласиться с мыслью о смерти, и день за днем, час за часом спокойно осуществлять свое дело самым наилучшим образом, со­вершенно не беспокоясь о том, что может случиться. Такой ход развития — самый эффективный, когда он используется интеллектуалами, которые приучены действовать в соответствии с законами разума. Но он будет менее успешен для людей эмоциональных, ко­торые живут своими ощущениями и позволяют себе руководствоваться именно ими. Без сомнения, эти люди должны обратиться за помощью ко второму способу, способу внутреннего поиска. Позади всех эмоций, в спокойной и неподвижной глубине наше­го существа, постоянно присутствует легкое сияние, свет психического сознания. Идите в поисках этого света, концентрируйтесь на нем. Он внутри вас. Будьте уверены, с настойчивой волей вы найдете его, и как только вы войдете в него, вы осознаете смысл бессмертия. Вы уже всегда жили, вы всегда будете жить. Вы станете полностью независимым от вашего тела; ваше сознательное существование не зависит от него; и ваше тело это всего лишь одна из преходя­щих форм, в которой вы сейчас проявлены. Смерть больше не является прекращением, но только пере­ходом. Всякий страх немедленно исчезает, и вы иде­те по жизни со спокойной уверенностью свободного человека.

Третий способ — для того, кто имеет веру в Бога, его Бога, и кто уже отдал себя Ему. Он целиком при­надлежит Ему; все события его жизни есть выраже­ние Божественной Воли, и он принимает их не просто со спокойным смирением, но с благодарностью, ибо он убежден, что бы ни случилось с ним, это все­гда только для его собственной пользы. У него есть мистическая вера в его Бога и свои личные взаимо­отношения с Ним. Он уже целиком и полностью пе­редал свою волю Ему и чувствует Его неизменную любовь и защиту, а также совершенную независи­мость от каких-либо случайных обстоятельств жизни и смерти. У него есть постоянный опыт пребывания у ног своего Возлюбленного в абсолютной и сокро­венной преданности Ему или в Его руках, наслажда­ясь совершенной защитой. У него уже больше нет места в сознании для страха, какого-либо ужаса или мучения. Все это давно было замещено спокойстви­ем и блаженной радостью.

Но не всем предоставляется счастливый случай быть мистиком.

И в завершение, есть люди, которые рождены во­инами. Они не могут принять жизнь в том виде, в ко­тором она есть. Они чувствуют пульсацию внутри се­бя — их право на бессмертие, неделимое и земное бессмертие. Они обладают своего рода интуитивным знанием, что смерть есть не что иное, как дурная привычка; кажется, что они рождены с решимостью победить ее. Но это покорение, завоевание смерти влечет за собой отчаянное и безрассудное сражение против армии свирепых и тонких противников, сра­жение, когда воевать приходится постоянно, почти каждую минуту. Только тому, кто обладает неукротимым духом, следует пытаться идти этим путем. Сра­жение идет сразу по многим фронтам, оно осуществ­ляется на нескольких планах, которые переплетены между собой и дополняют друг друга.

Первое сражение, которое нужно выиграть, уже труднопреодолимо — это ментальное сражение про­тив нашего общего внушения, являющегося массо­вым, неодолимым, неотразимым, внушения, осно­ванного на тысячелетнем опыте, на законе Приро­ды, который, кажется, еще не имел никаких исклю­чений. Этот закон претворяет себя в жизнь через упорное утверждение: так было всегда, и не может быть по-другому; смерть — неизбежна, и сумасшест­вие — надеяться, что будет как-нибудь по-другому. Отношение к этому закону — единодушное, и до сих пор даже наиболее продвинутые ученые с трудом от­важиваются озвучить не соответствующие офици­альному мнению заявления, озвучить надежду на бу­дущее. Что касается религий, большая часть из них основывает свою власть, свое властное действие на факте смерти, и они заявляют, что Бог хотел, чтобы человек был смертным, так как он создал его смерт­ным. Многие из этих религий преподносят саму смерть как избавление, освобождение, иногда даже как награду. Их предписание состоит в том, чтобы люди подчинились воле Всевышнего, приняли без всяких протестов саму мысль о смерти — и если они сделают так, то обретут мир и счастье. Вместо всего этого ум должен остаться непоколебимым в своих убеждениях и поддержать непреклонную волю. Для того, кто решился победить смерть, всякие религиоз­ные внушения не имеют никакой силы, и они не мо­гут подавить их уверенность, которая базируется на абсолютном откровении.

Второе сражение это сражение чувств, борьба против привязанностей ко всему, что человек созда­ет, ко всему, что он любит. Усердным трудом, иногда стоящим неимоверных усилий, вы построили дом, достигли определенного положения в обществе, сде­лали карьеру научную, артистическую, литератор­скую, социальную или политическую, вы уже сфор­мировали свое окружение, где в центре находитесь именно вы, и вы зависите от этого окружения на­столько, насколько, по крайней мере, это окружение зависит от вас. Вас окружает группа людей, родст­венников, друзей, помощников, и когда вы думаете о своей жизни, они все занимают в ней почти такое же большое место, как вы сами, такое же большое, что, если бы вдруг они все были удалены из нее, вы ощу­тили бы потерю, как если бы очень важная часть ва­шего существа вдруг исчезла.

Вопрос не в том, чтобы отказаться от всех этих ве­щей, поскольку они уже сделались (по крайней мере, большая их часть) целью и стремлением вашего су­ществования. Вы должны отказаться от всех привя­занностей к этому настолько, чтобы быть способным почувствовать себя в состоянии жить без всего этого или, скорее всего, быть готовым, если они оставят вас, восстановить новую жизнь для самого себя в но­вых обстоятельствах и сделать это независимо, ибо таков результат бессмертия. Такое состояние можно определить следующим образом: быть способным организовать и вынести все с наивысшей ответствен­ностью и вниманием, и к тому же оставаться еще свободным от всех желаний и привязанностей, ибо, если вы хотите освобождения от смерти, вы не долж­ны быть связаны с тем, что погибает.

После чувств приходит пора восприятий. Здесь борьба безжалостна и противники также труднопре­одолимы. Они в состоянии почувствовать малейшую слабость и нападают там, где вы беззащитны. Побе­ды, одержанные вами, мимолетны, и те же самые сражения повторяются снова и снова, независимо от предыдущих. Враг, которого, как вы думаете, уже по­бедили, восстает опять и опять нападает на вас. У вас должен быть строгий характер, неутомимая вынос­ливость, чтобы быть в состоянии выдерживать каж­дое поражение, каждый отпор, каждое несогласие, каждое противодействие и колоссальную усталость от постоянного и ежедневного пребывания в проти­воборстве с земными событиями.

И теперь мы подходим к самому ужасному сраже­нию из всех — к сражению в физическом теле, ибо оно происходит без передышки и каких-либо види­мых признаков. Оно начинается с рождения и закан­чивается только поражением одной из воюющих сторон — силы преображения или силы разрушения. Я говорю — начинается с рождения, ибо действи­тельно оба движения находятся в состоянии войны с того самого момента, когда человек приходит в этот мир, хотя война становится сознательной и освобо­дительной только много позднее. Каждое легкое не­домогание, каждая болезнь, каждое отклонение в развитии, каждый несчастный случай являются ре­зультатом действия сил разрушения, так же как рост, гармоничное развитие, сопротивление болезни, вы­ход из болезненного состояния, возврат к нормаль­ному функционированию, любое позитивное улуч­шение происходят благодаря действию силы преоб­ражения. Впоследствии, с развитием сознания, когда борьба становится освободительной, она превраща­ется в изнурительное состязание между двумя проти­востоящими и соперничающими движениями, в со­стязание, увидеть которое человек впервые сможет только когда достигнет цели состязания — преобра­жения или смерти. А это означает непрекращающее­ся усилие, постоянную концентрацию, призываю­щую силу восстановления сойти вниз и увеличить восприимчивость клеток к этой силе, означает борь­бу неизменную — шаг за шагом, пункт за пунктом — против разрушительных действий сил уничтожения и упадка, чтобы вырвать из их крепких объятий все, что способно откликнуться к восходящему порыву, к просветлению, к чистоте и стабильности. Это слабо различимая и упорная борьба, чаше всего без какого-либо явного результата или внешнего признака частичной победы, которая была выиграна, и всегда не­определенная — ибо всегда оказывается, что работу, которая уже сделана, необходимо переделать. Каж­дый шаг вперед, где бы то ни было, чаше всего ока­зывается сделанным ценою движения назад, и то, что сделано в один из дней, может быть не сделано на следующий. И действительно, победа может быть уверенной и прочной, только когда она является полной. Все это требует времени, много времени, и проходят годы в неумолимом и нарастающем проти­водействии враждебных сил.

Все это время сознание стоит на страже, как часовой в окопе, — вы должны, должны любой ценой, без волнения и страха или снижения бдительности сохранять непоколебимую веру в миссию, которая будет доведена до завершения, и в помощь свыше, которая вдохновляет и поддерживает вас. Ибо победа придет только к наиболее выносливому.

Есть также и другой способ победы над страхом смерти, но его в состоянии достичь столь немногие, что здесь о нем можно упомянуть лишь в целях ин­формации. Для этого необходимо войти во владения смерти обдуманно и сознательно, пока ты находишь­ся еще живым, а затем вернуться из этих владений и снова войти в физическое тело, возобновляя ход материального существования с полным знанием. Но для этого человек должен быть посвященным.

 

***

 

Шри Ауробиндо

Вместе с привязанностью к телу и его деятельно­сти необходимо преодолеть привязанность к жизни в теле. Ибо когда мы ощущаем, что физическое суще­ство есть не что иное, как одежда или инструмент, страх смерти тела, который является сильнейшим и неистовым инстинктом витального человека, со всей необходимостью ослабевает и может быть отброшен. И он должен быть отброшен полностью. Страх смер­ти и неприязнь к прерыванию жизни тела являются клеймом, наложенным на человеческое существо его животным происхождением. Это пятно позора долж­но быть стерто окончательно и бесповоротно.

 

 

Боязнь Бога

Шри Ауробиндо

Значимость эта [мотивации боязни Бога] лежит главным образом в этической плоскости, когда душа еще не в достаточной степени взросла, чтобы следо­вать добру по своей собственной необходимости, и нуждается во влиянии свыше, чьего гневного, безжа­лостного и бесстрастного суждения она может боять­ся и на чьем страхе основывать свою преданность до­бродетели. Когда же мы взрастем в духовное состоя­ние, мотивация к этому может больше не сохранять­ся в нас, за исключением определенной потребности в ней из-за некоторой неразберихи в уме, затяжки этой неразберихи, некоторого упорства прежней ментальности... И, более того, взрасти в божествен­ную природу значит осуществить конечную цель этического существа. Все это может быть сделано на­илучшим образом путем осознания Бога в качестве высшего «Я», руководящей и направляющей Воли или Мастера, которого мы любим и которому мы служим. Не боязнь его, но любовь к нему и устремле­ние к свободе и вечной чистоте его существа должны стать движущим мотивом.

Конечно же, страх проникает во взаимоотноше­ния хозяина и слуги и даже отца и сына, но только когда они, эти взаимоотношения, пребывают на человеческом уровне, когда образ властвования и под­чинения, и наказания господствует в них, а любовь вынуждена в большей или меньшей степени пря­таться за маской власти. Бог никого не наказывает, даже как Властитель, не угрожает и не принуждает к подчинению. Именно человеческая душа вольна прийти к Богу и предложить себя его неодолимой си­ле, чтобы он мог овладеть ею и поднять ее на его соб­ственный божественный уровень, и дать ей радость совершенного владения конечной природы посред­ством Бесконечного и радость служения Всевышне­му, посредством которого приходит свобода от эго и низшей природы. Любовь является ключом этих вза­имоотношений, а это служение — дасья [6] — является в индийской Йоге счастливым служением божествен­ного Друга или страстным служением божественно­му Возлюбленному. Властитель миров, который в Гите [7] требует от своего слуги — бхакты [8] быть не чем иным в жизни, кроме как его инструментом, делает это заявление как друг, как наставник, как высшее «Я», и описывает себя как Господина всех миров, являющегося другом всех творений. Эти два отношения одного к другому в действительности должны идти всегда вместе, и никогда одно из них не может быть совершенным без другого. Кроме то­го, здесь нет отцовства Бога, как Творца, который требует подчинения, потому что он есть создатель нашего существа, но отцовство любви, которая ведет нас к теснейшему единению душ в Йоге. Любовь яв­ляется действительным ключом для обоих, и совер­шенная любовь несовместима с допущением моти­вации страха. Тесная связь человеческой души с Бо­жественным является той самой целью, а страх уста­навливает дистанцию между ними и барьер. Даже благоговейный страх и преклонение перед божест­венной Силой являются признаком этой дистанции между ними и признаком разделения, и они исчеза­ют в тесном и близком единении любви.

 

Боязнь греха

Шри Ауробиндо

Божественный Учитель говорит Арджуне: «Ты ук­лоняешься от результатов своих трудов, ты желаешь других результатов и сворачиваешь прочь с правиль­ного пути в жизни, потому что он не ведет тебя к ним. Но эта мысль о трудах и их плодах, желание плодов в качестве побудительной причины трудов, трудов в качестве средства удовлетворения желания являются рабскими узами невежества, которое не знает, что со­бой представляют труды, что является их истинным источником, их действительным действием, их выс­шей пользой... Ты боишься многого, боишься греха, боишься страдания, боишься ада и наказания за гре­хи, боишься Бога, боишься этого мира, боишься гря­дущего, боишься самого себя. Что есть такого, чего ты не боишься в настоящий момент, ты — воин-Арий, главный герой мира? Эта боязнь есть великий страх, который осаждает все человечество, его бо­язнь греха и страдания сейчас и в будущем, его бо­язнь всего в мире, чьей истинной природой является невежество, боязнь Бога, чье истинное существо он также не видит и чье космическое назначение он не понимает. Моя Йога освободит тебя от великого страха, и даже малая часть ее принесет тебе освобож­дение. Когда однажды ты отправишься по этому пу­ти, то обнаружишь, что здесь нет потерянных шагов; каждое ничтожное движение будет приращением; ты не найдешь препятствий, что помешают тебе в твоем продвижении».

Смелое и безусловное обещание и только одно обещание, которому преграждает дорогу наполнен­ный страхами и сомнениями ум и которому не могут придать твердую уверенность камни преткновения на всех его тропах. Масштабная и полная истина этого утверждения не видна до тех пор, пока вместе с первыми словами послания Гиты мы не прочитаем последние: «Оставь все законы поведения и прими убежище во Мне одном; Я освобожу тебя от всякого греха и зла; не печалься ни о чем».

Описание начинается не с этих глубоких и волну­ющих слов Бога к человеку, а в значительной степени с первых насущных лучей света на пути, направлен­ных не к душе, подобно тем словам, но к интеллекту. Не Друг и Любящий человека говорит первым, но Руководитель и Учитель, который должен освободить его истинное «я» и природу мира, и начала его собственного действия от его невежества. Ибо имен­но потому, что он действует невежественно, посред­ством заблуждающегося интеллекта, а следователь­но, в таком случае и посредством заблуждающейся воли, человек связан, или кажется связанным свои­ми действиями. В противном случае действия не яв­ляются рабскими узами для свободной души. Имен­но благодаря заблуждающемуся интеллекту человек возлагает надежды и приобретает страх, гнев и печаль, и скоротечную радость. В противном случае осуществлять действия возможно с совершенным спокойствием и свободой.

 

Заключение

Мать

Нет ничего такого, чего нужно бояться, — все есть Господь; нет ничего больше, кроме Господа; сущест­вует только один Господь, и все, что пытается запу­гать нас, есть всего лишь только глупая и лишенная смысла обманчивая внешность Господа.

 

***

 

Мать

Мое дитя может не бояться.

 

***

 

Мать

Чего может бояться тот, кто принадлежит Божест­венному? Может ли он не идти вперед, если душа его раскрывается и его чело озарено, если Божественное следует за ним на его пути, что бы с ним ни случи­лось, даже если это совсем непостижимо для его ог­раниченного разума?

 

Дополнение — следующие два препятствия на пути к прогрессу

Мать

...очень редко случается, когда у того, кто готов, кто без сомнения предназначен для реализации, в определенный момент своей жизни, даже если и на несколько секунд, нет опыта того, что эта реализа­ция собой представляет. Но даже тем, чья судьба оп­ределена, приходится бороться мощно и решительно с этими «нечто», которые, как кажется человеку, он подхватывает прямо из воздуха, которым дышит, — с этим страхом, этим ужасом от того, что может слу­читься. А это настолько глупо, ибо при окончатель­ном анализе судьба каждого индивида — та же самая: вы рождены, вы более или менее удовлетворительно живете и вы умираете. Затем вы ждете определенное время и опять рождаетесь, опять более или менее удовлетворительно живете и опять умираете, и так далее до бесконечности, пока не почувствуете, что уже достаточно всего этого.

Какой страх? Страх выпасть из колеи? Страх стать свободным? Страх не быть больше заключенным?

И, кроме того, когда у вас будет достаточно муже­ства, чтобы все это преодолеть, когда вы скажете се­бе: «Пусть случится все, что сможет случиться! Нет ничего, что можно потерять», — тогда вы станете ос­торожным, вы станете интересоваться: если это разумно, если это правильно, если все это не иллюзия, если все это не ваше воображение, если всему этому есть вполне реальная причина... И будьте вниматель­ны, это недоверие кажется столь глупым, но столк­нуться с ним придется даже самым сообразитель­ным, даже тем, кто уже повторно получал убедитель­ные переживания...

Но даже тогда, когда эти два препятствия уже преодолены вами, когда переживания ваши настоль­ко сильны, что у вас больше уже нет сомнений, со­мнения становятся невозможными — подобно со­мнению в собственной жизни — даже и тогда остает­ся что-то ужасное, ограниченное, иссушающее, разъедающее: скептицизм. И он основан на челове­ческой гордыне. Вот почему он сохраняется столь долго. Вы хотите думать, что вы — выше всего этого: «О, я не из тех, кто попадает в этот капкан! Я — рас­судительный человек. Я вижу все с практической точки зрения. Меня не так-то легко обмануть». Это ужасно!.. Это отвратительно, но это и опасно...

Когда вы уже действительно приобрели доста­точно опыта и хотите, чтобы все было по-другому, тогда у вас появляется определенное мужество, си­ла, способность к победе над этим тремя ужасными врагами — страхом, сомнением и скептицизмом. Но повторяю, будет недостаточно, если в один прекрас­ный день вы сядете, понаблюдаете за собой и срази­тесь с этими тремя врагами внутри себя только один раз. Вы должны продолжать делать это снова и снова, продолжать в известном смысле, как кажется, почти без конца, до тех пор, пока не будете уверены, что избавились от всего этого полностью. В действи­тельности вы, вероятно, никогда целиком не избави­тесь от этого, но придет время, когда внутри вас са­мих вы станете настолько другим, что вас уже больше все это не будет затрагивать совсем. Вы будете видеть все это, но будете видеть все это с улыбкой, и они удалятся просто от вашего жеста туда, откуда они пришли, по всей видимости, слегка измененными, слегка ослабленными, менее стойкими, менее агрес­сивными — до того времени, когда Свет станет на­столько мощным, что вся темнота исчезнет.

 

***

 

Шри Ауробиндо

Путь [к реализации] узок, двери трудно преодо­лимы, страх, недоверие и скептицизм пребывают там, часовые Природы не позволяют нашим ногам сворачивать с пастбищ менее обыкновенных.


[1] Агни (огонь) — ведическое божество огня; проявление Тала­са, космической Энергии, Сознания Истины или божественной Во­ли в творении; один из первоэлементов материальной вселенной.

 

[2] Сурья — Солнце, Бог Солнца, Владыка истины и света, испу­скающий лучи знания, которые просветляют ум.

 

[3] Йогин — практикующий йогу — духовную дисциплину.

 

[4] Йога — единение, соединение; единение души с бессмертным бытием, сознанием и блаженством Божественного; систематизиро­ванные усилия, направленные к самосовершенствованию за счет выражения потенциальных способностей, скрытых в человеческом существе, и за счет единения человеческого индивида с вселенским и трансцендентным существованием.

 

[5] Брахман — Абсолют, Дух, Высшее Существо; Душа, поднима­ющаяся вчеловеке из подсознательного и достигающая сверхсозна­тельного.

[6] Дасья — служение.

[7] Гита, или Бхагавад Гита (Песнь Господа) — священное пи­сание, приводимое как эпизод в Махабхарате (древнеиндийская эпическая поэма), в форме диалога, произошедшего на поле битвы Курукшетра, между Кришной и Арджуной.

 

[8] Бхакта — любящий и преданный Божественному; святой, благочестивый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: