Революция 1848г. во Франции. Конституция Франции 1848г.




Что такое кутюмы?

Кутюмы (от франц. coutume — обычай), в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т. д. На севере Франции (т. н. страна обычного права) К. существовали в устной традиции, никаких общих юридических записей обычаев там не было. К. представляли собой смесь старого германского права, заимствованного из варварских правд и соответственно переработанного, канонического права, грамот, регулировавших отношения сеньоров и городов, практики местных судов, приобретшей значение прецедента, и др. На юге Франции (т. н. страна писаного закона) в качестве общего обычая действовало упрощённое римское право, которое дополнялось местными К., получившими письменное оформление.

 

В 13 в. появились первые писаные частные сборники К. Наиболее важные из них: "Великие К. Нормандии" (около 1255), книги К. Орлеана, Оверни и Анжу под названием "Учреждения св. Людовика" (1273) и К. Бовези (1282), составленные сенешалом Ф. де Бомануаром (запись К. округа Бове и некоторых др. провинций Франции). На основе многочисленных К. в 1389 был составлен "Большой сборник обычаев Франции", но партикуляризм права оставался. В 15 в. действовало около 60 провинциальных и более 300 местных К. Окончательная отмена К. как действующего права последовала в результате вступления в силу гражданского кодекса Франции 1804 (т. н. кодекса Наполеона).

Революция 1848г. во Франции. Конституция Франции 1848г.

Революция 1848 г. Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола.

Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Было обещано провести и другие демократические меры.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Недовольство крестьян правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией — мобилями (мобильной гвардией).

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики закрепляла интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии уме­ренной и даже консервативной

Конституция 1848 г. закрепляла республиканский строй. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право (прямое, только для мужчин с 21 года).

Структура Конституции 1848 г.: 12 глав + введение.

Определось социальное на­значение и ответственность государственной власти: одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать.

Декларировались права и свободы человека и гражданина:

- право на труд (В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия")

- отмена рабства в колониях

-ликвидация смертной казни по политическим преступлениям

-неприкосновенность собственности

Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики.

Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным дейст­вием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим услови­ем свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: