Организация закупочной системы предприятия
Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует выполнения определенных операций:
- определения потребности в материальных ресурсах;
- выбора источника ресурсов;
- размещения и отсылки заказа;
- транспортировки (экспедирования);
- получения и проверки поставки.
Все эти действия необходимы для полного завершения процесса снабжения.
Рассмотрим подробнее основные операции снабжения.
Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить.
Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.
Потребности каждого предприятия можно разделить на две большие группы:
- в зависимости от объема заказа различают общую, валовую, или брутто-потребность, чистую, или нетто-потребность;
- в зависимости от очередности выполнения заказа - первичную, вторичную и третичную потребности.
Общая потребность включает валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Валовая, или брутто-потребность, - это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Чистая, или нетто-потребность, - это потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.
|
Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность - потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность - потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.
Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять тремя методами:
• детерминированным - для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;
• стохастическим - для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды;
• экспертным - для расчета потребности на основе опытно-статистической оценки экспертов.
Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. В качестве методик планирования применяются: объемно-динамический метод планирования, объемно-календарный метод планирования и календарный метод планирования.
Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования MRP -систем.
MRP основана на программе производства конечного продукта. Данный метод определения потребности в материальных ресурсах использует большой объем информации, которая поступает из следующих источников:
|
• основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;
• ведомости спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;
• учетной документации по запасам, где показано наличие материалов. Ведомость / спецификация материалов - это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. Здесь указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.
При определении потребности для составления расписания поставок по каждому необходимому материалу применяется спецификация на материалы совместно с основным графиком.
Основными этапами определения потребности являются:
• определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;
• определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;
• установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.
Преимущество данной методики расчета потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются исходя из потребностей в конечном продукте.
|
Формы товароснабжения
Применяют две формы снабжения: транзитную и складскую.
Рис.1 Формы снабжения предприятия
Процесс выбора форм снабжения основывается на сопоставлении дополнительных транспортно-заготовительных расходов (Сдоп) с экономией от сокращения производственных запасов у потребителя (Э) за счет увеличения частоты поставок при складском снабжении по сравнению с транзитным. Исходя из этого, складская форма поставок целесообразна, если Э>= Сдоп.
Величина экономии от сокращения производственных запасов (Э) рассчитывается по формуле:
Э =К/360*ЦАТ*(Итр - Искл )/2
где К — показатель эффективности использования предприятием материальных ресурсов;
Ц — оптовая цена продукции, руб.;
А — объем среднесуточного потребления в натуральных единицах;
Т — период времени, в течение которого осуществляются поставки
(год, квартал и т.д.);
Итр, Искл — соответственно интервалы транзитных и складских поставок в днях.
Преимущества транзитной формы снабжения:
• сокращается время пребывания материальных ресурсов в сфере обращения; • снижаются издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение материалов; • сокращение запасов в промежуточных звеньях.
Недостатки транзитной формы снабжения:
· образование па предприятиях излишних запасов (в случае, если потребитель оказался ниже установленных норм);
· удлинение срока пребывания материалов в производственных запасах.
Возможность применения транзитной формы снабжения определяется объемом потребления материальных ресурсов и установлением для них транзитной нормы. Транзитная норма — минимально допустимое количество продукции, отгружаемое потребителю по одному заказу. Применение транзитной формы возможно, когда потребность предприятия в данном периоде не меньше транзитной нормы (для данного вида материала).
Задача складского снабжения - обеспечение потребителей материальными ресурсами в нетранзитных количествах. Преимущества складской формы снабжения:
• завоз материалов в нужном количестве (объем разовой партии не регламентирован);
• поступление материалов не зависит от сроков изготовления предприятием-поставщиком;
• возможность планомерного завоза материалов в строгом соответствии с их запуском в производство;
• сокращение интервалов поставок за счет уменьшения величины партии поставок;
· экономия от сокращения производственных запасов на предприятиях.
Дополнительные расходы при складской форме снабжения возникают вследствие складской переработки материальных ресурсов, хранения, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ.
Выбор формы снабжения (транзитной или складской) зависит от объема потребления материальных ресурсов в отдельные плановые периоды. Чем больше объем потребления, тем больше возможностей для получения продукции транзитом. Исключение возможно в случае, когда материальные ресурсы поставщика потребляет только одно предприятие-потребитель. В этом случае принимается транзитная форма снабжения.
Выбор формы поставок, кроме того, зависит и от общих затрат; последние включают:
• расходы по завозу продукции на склад предприятия-изготовителя;
• потери, связанные с отвлечением из оборота денежных средств, вложенных в запасы;
• расходы по хранению запасов на складе предприятия-потребителя;
• капитальные вложения на создание складского хозяйства. При транзитной форме снабжения общие затраты равны:
Зтр = ПРтр + Втр ЦК + ВтрС + ВтрQК
При складской форме снабжения получаем:
Зскл = ПРскл + ВсклЦК + ВсклС + ВсклQК
где П -годовая потребность данного вида материала в натуральных единицах;
Ртр - расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при транзитном снабжении, включая оплату транспортных тарифов за погрузочно-разгрузочные и экспедиционные работы;
Рскл -расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складской форме снабжения, дополнительно включая оплату складских наценок; втр - величина производственного запаса в натуральных единицах при
транзитных поставках;
Вскл- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складских поставках; Ц — оптовая цена материала, руб.;
К - коэффициенты эффективности капитальных вложений; С — годовые расходы по хранению единицы запаса на складе потребителя, руб.;
Q- капитальные вложения на создание складской емкости для хранения единицы запаса, руб.
Можно определить максимальный годовой объем потребления материалов, при котором экономически целесообразной является складская форма снабжения:
П = (Вскл - Втр)* (С+ЦК+QК) / (Рскл - Ртр )
Основные задачи снабжения предприятия материальными ресурсами:
• анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;
• определение метода закупок;
• согласованность цены и заключение договора;
• установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
• организация размещения товаров на складе.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
• какие материалы требуются;
• количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
• время, когда они понадобятся;
• возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
• требуемые площади складских помещений;
• издержки на закупки;
• возможности организации производства материальных ресурсов на своем предприятии.
Выбор поставщиков
Стратегия закупок сырья и готовой продукции для перепродажи, реализуемая коммерческими предприятиями, базируется на определенных критериях, анализе рынка поставщиков и установленных временных приоритетах. К числу в ажнейших приоритетов относятся: конкурентоспособность (лидерство) поставщиков на рынке конкретных материальных ресурсов, возможность предоставления ими ценовых скидок при длительных взаимоотношениях, соответствие поставок стратегии фирмы, максимальное снижение затрат на доставку и хранение МР от поставщиков (близость к производственным подразделениям фирмы, отсутствие промежуточного складирования), возможность длительного партнерства в бизнесе.
Важность проблемы выбора поставщика объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых МР (или субститутов), но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его коммерческой стратегии.
Считается, что наиболее важная часть снабжения - поиск квалифицированных поставщиков, которые:
• финансово стабильны и деятельность которых имеет долгосрочные перспективы;
• имеют мощности для поставки необходимых материалов;
• доставляют в точности требуемые материалы;
• отправляют материалы гарантированно высокого качества;
• обеспечивают надежную и своевременную поставку, выполняя заказы за короткое время;
• предлагают приемлемые цены и условия финансирования;
• гибко реагируют на запросы потребителей и возникающие изменения;
• имеют достаточный опыт работы с необходимым видом продукции;
• имеют хорошую репутацию;
• имеют удобную и легкую систему закупок;
• ранее добивались успеха и могут формировать долгосрочные отношения.
В разных обстоятельствах на первое место по важности могут выходить и другие факторы, скажем, удобство размещения, способность обеспечивать широко меняющийся спрос и т. д.
В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги или известных своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Поставщиков, работающих с дешевой продукцией, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через Деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, который займет гораздо больше времени.
Выбор лучшего поставщика продукта осуществляется на основании трех основных критериев: стоимости приобретаемой продукции или услуг, качества обслуживания, надежности обслуживания - по следующим шагам:
• используя различные источники информации, составляют общий список квалифицированных поставщиков, способных поставлять необходимую продукцию;
• сравнивают организации, вошедшие в этот список, и удаляют из него те, которые по каким-то причинам не устраивают, пока не получится так называемый короткий список (обычно четыре-пять) наиболее перспективных поставщиков;
• готовят запрос по расценкам и отправляют по короткому списку;
• получают предложения с расценками;
• проводят предварительную оценку предложений и вычеркивают из списка тех, с кем могут возникнуть проблемы;
• проводят техническую оценку, чтобы определить, все ли предлагаемые продукты удовлетворяют спецификациям;
• проводят коммерческую оценку, сравнение расходов и других условий;
• готовят предварительные встречи с оставшимися поставщиками для обсуждения возможной сделки;
• обсуждают условия, согласовывают отдельные конкретные характеристики;
• выбирают поставщика, который в наибольшей степени соответствует предполагаемому заказу;
• договариваются о встрече с этим поставщиком для уточнения деталей, возникших в последний момент;
• размещают заказ у выбранного поставщика.
Разумеется, такой подход требует значительного времени и в полном объеме применяется только для крупных закупок. Обычно организация затрачивает относительно мало времени на поиск разных поставщиков, если:
• она покупает дешевые материалы;
• имеет только одного реально доступного поставщика;
• уже действует соглашение с поставщиком, работа которого устраивает;
• нет достаточного времени для проведения расширенных переговоров;
• проводит политику выбора конкретных типов поставщиков.
Основные этапы выбора поставщика отражены в табл.1. Рассмотрим их болееподробно. Как мы уже говорили, анализ поставщиков конкретного вида (ассортимента) МР и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определенным набором критериев. Эти критерии, а также их ранжирование (приоритет) должны устанавливаться коммерческими структурами фирмы-производителя, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся: качество поставляемых МР и сервиса, надежность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требование фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис и другие.
1.Среди наиболее важных критериев отбора находится, конечно, качество. Качество поставляемых МР должно удовлетворять производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т.д., т.е. полностью удовлетворять требованиям соответствующих оговоренных заранее стандартов, отраженных, как правило, в сертификатах. Менеджеры фирмы, отвечающие за закупки, должны сравнить фактические параметры поставляемых МР со стандартными (или оговоренными в договорах на поставку). Это сравнение осуществляется обычно на этапах входного контроля. В ряде случаев входной контроль не производится (когда партнеры хорошо знают друг друга и надежность поставщика не вызывает сомнений). При оценке качества МР могут дополнительно исследоваться жизненный цикл изделия, ремонтопригодность, требуемая техническая поддержка (сервис), легкость в использовании, сохраняемость и т.п.
2.Надежность поставщика также является одним из ключевых (критических) показателей, определяющих его способность удовлетворять на достаточно длительном промежутке времени (иногда сравнимым с жизненным циклом ГП) требования фирмы-производителя к качеству МР, срокам и объемам поставок. Как мы уже говорили, надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок МР. Партнерство с надежными поставщиками - это один из главных принципов в современных микрологистических стратегиях типа JIT, «Lean production» и других.
3.Большое значение при выборе поставщика имеют его возможности или способности удовлетворять определенным требованиям потребителей. Сюда относятся производственные мощности (объемы производимых МР), используемое технологическое оборудование, складская система и дистрибьютивная сеть поставщика, наличие возможностей доставки МР в больших количествах, уровень организации и контроля за поставками и т.п. Анализ этих показателей позволяет коммерческой службе оценить потенциальные способности удовлетворять намеченной стратегической цели бизнеса и стратегии фирмы. При этом важен не только настоящий уровень этих показателей, но и возможности к их быстрой адаптации в соответствии с меняющимися параметрами производственного
ТАБЛИЦА 1
Наименование | Краткая характеристика |
Идентифика-ция или переоценка потребностей | Менеджмент закупок начинается с определения тех снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями МР (подразделениями) фирмы. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента выпускаемой ГП может быть пересмотрен состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатура МР. |
Определение и оценка требований потребителей | Как только внутрифирменные потребители и номенклатура МР определены, должны быть установлены требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу МР. Кроме того, должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок. |
Решение «делать или покупать» | Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить определенные виды МР (например, компоненты для сборки сложных товаров автомобилей, компьютеров и т.п.), чем покупать у других. В этом случае для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества. |
Определение типов закупок | В настоящее время существует три основных типа организации закупок МР в зависимости от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых МР), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя. |
Анализ поведения рынка | Источник МР для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают коммерческому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки. |
Идентифика- ция всех возможных поставщиков | Эта функция включает определение всех возможных поставщиков определенного вида (номенклатуры) МР, которые могут удовлетворить требования внутри фирменных пользователей. Важным моментом является включение в этот список тех фирм-поставщиков, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался. |
Предваритель-ная оценка всех возможных источников | Предварительная оценка возможных источников закупаемых МР заключается в сравнении предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества МР и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку должны проводить эксперты как производственного, так и коммерческого менеджмента. |
Оценка оставшихся поставщиков и окончатель-ный выбор поставщика | После уменьшения количества возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в МР конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика используется, как правило, многокритериальная оценка, включающая такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой фирмой внутрипроизводственной концепции и системы (например, «JIT — KANBAN», MRP и т.п.). |
Доставка МР и сопутствую-щий сервис | Включает ряд коммерческих фукций, связанных с реализацией процесса поставок конкретной номенклатуры МР от поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на МР, процедуры заказов, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения по организационной структуре собственных каналов товародвижения МР от выбранного поставщика. |
Контроль и оценка выполнения закупок | После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества МР (данная процедура для надежных поставщиков, особенно при применении технологии ЛТ, может отсутствовать). Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству МР и сервиса. |
расписания, изменениями в ассортименте и продуктовых атрибутах. Фирма-производитель может быть не согласна с определенными производственными или дистрибьютивными стратегиями поставщика, которые могут вызвать конфликты в будущем. Оценка способности поставщика в будущих партнерских взаимоотношениях должна быть также направлена на потенциальные возможности уменьшения затрат на доставку и управление запасами МР в дистрибьютивной сети поставщика.
4. Следующую сферу параметров оценки поставщика составляют финансовые условия. Главное место здесь занимает цена поставляемых МР. Однако, в некоторых случаях на первый план выступают и другие финансовые условия, например способность поставщика предоставлять рассрочку платежа, поставлять МР в кредит и т.п. Важную роль играют и ценовые скидки, например, за многократные заказы МР у одного и того же поставщика. Следует иметь в виду, что хотя цена МР иногда может составлять подавляющую часть стоимости ГП, многие фирмы отдают все же приоритет в современных условиях надежности поставок, качеству МР и сервиса. При выборе поставщика в анализ финансовых условий обязательно должна входить оценка его финансовой устойчивости, производимая с помощью независимого аудитора.
Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся: имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т.п. Негативная оценка хотя бы по одному из таких показателей может вычеркнуть поставщика из списка возможных партнеров. Важную роль в этом плане играют упаковка МР, сопутствующие сервисные услуги в виде соответствующих инструкций, обучения пользованию, возврата некондиционных МР, другим видам предпродажного и послепродажного сервиса. В некоторых случаях сюда же относится совместная работа по разработке новых видов или модификации используемых товаропроизводителем МР. Если в номенклатуру покупаемых МР входят сложные технические компоненты (например, агрегаты для автомобилей или сборочные единицы компьютеров), то в состав сопутствующего сервиса входит также обеспечение необходимыми запасными частями.
Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку МР. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку МР с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения ЛТ подхода, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечить поставку МР более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом.
Как уже говорилось, расстановка приоритетов при выборе поставщика зависит от очень большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегий фирмы-производителя. Укрупненно же их можно свести к трем основным: цена, качество, сервис (надежность) поставок МР. Учет ценового фактора в решениях по выбору поставщика означает выбор наилучшей цены МР, которая не всегда совпадает с минимальной.
Важным компонентом управления закупками является установление так называемых трансакционных взаимоотношений между поставщиками и потребителями МР, т.е. оформление контрактов, проведение тендеров, аукционов и т.п. Сюда же относятся вопросы нормативно-правового характера.
Кроме указанных оптимизационных подходов в управлении закупками имеется большое количество задач, связанных с минимизацией транспортных расходов, определением оптимальных поставщиков по критерию дислокации и т.п.
Эффективность менеджмента закупок определяется, прежде всего, наилучшим использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, что требует решения большого количества оптимизационных задач. Выбор поставщика, по сути, является задачей оптимизации, причем по многим критериям. Решение таких задач представляет значительную сложность, поэтому на практике прибегают к определенному набору рациональных методов управления закупками.
Одной из типичных задач является определение объемов закупаемых МР и времени их оплаты. Для этого требуется оценить составляющие транспортных расходов, затрат на содержание запасов и определиться по ценам закупаемых МР. Здесь возможны несколько стратегий:.
Одна из стратегий заключается в покупке МР к моменту их непосредственного потребления и отвечает идеологии JIT. Альтернативной ей стратегией является покупка вперед (форвардная сделка), типичная для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Покупая МР вперед (с отсрочкой поставки), фирма стремиться застраховать себя от возможного повышения цен на МР в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары (металл, зерно, нефть и др.) многие фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами.
Типичной практикой западных фирм является применение смешанных стратегий оплаты, т.е. оплаты к моменту потребления и форвардной оплаты закупаемых МР. Эта стратегия применяется в тех случаях, когда модель цены имеет явный сезонный характер. Тогда на этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема - форвардную оплату.
Еще одной распространенной ценовой стратегией закупок является стратегия осреднения цены. Эта стратегия похожа на стратегию форвардных сделок, однако здесь не накладывается ограничений на сезонные колебания цен, а предполагается, что цены в течение года возрастают случайным образом. В этой стратегии закупки осуществляются с фиксированными интервалами (например, в квартал) по цене средней за интервал. Осреднение осуществляется за счет количества закупаемых МР путем установления бюджета закупок по цене первого месяца фиксированного интервала. Опасность этой стратегии заключается в том, что, так как бюджет зафиксирован, закупаемого количества МР может не хватить для покрытия потребности производства в определенный интервал времени.
Среди других решений по оптимизации процедуры закупок можно отметить различные стратегии ценовых скидок. Основа этих стратегий заключается в том, что поставщики МР в большинстве случаев предлагают скидки, если товар закупается большими партиями. Однако в этом случае фирма-производитель может нести большие затраты на хранение и управление
Иногда, особенно когда речь идет о правительственных заказах, снабжение должно быть прозрачным и справедливым, и все потенциальные поставщики должны получить возможность заявить свои расценки. Чтобы сформировать короткий список квалифицированных поставщиков, организации широко используют рекламу, в которой указывают, что им требуется выполнение таких-то видов работ или поставка таких-то материалов. После этого организация сравнивает поступившие предложения и выбирает то, которое лучше всего соответствует заранее установленным критериям. Это называется открытым тендером. У него существует разновидность - ограниченный тендер, когда число подаваемых предложений ограничивается (а это снижает и объем работы по рассмотрению) определенными требованиями к поставщикам: по опыту, размеру или финансовому статусу.
Выбор количества поставщиков. Некоторые организации считают, что взаимодействие с единственным источником ресурсов делает их более уязвимыми и зависимыми от показателей работы предприятия-поставщика. Если единственный поставщик важного компонента сталкивается с финансовыми проблемами, организация может, хотя и не совершила никаких ошибок, прекратить производство. Чтобы избежать этого, некоторые организации выбирают политику закупок одного и того же материала у нескольких конкурирующих друг с другом поставщиков.
Преимущества единственного источника:
• более прочные взаимоотношения между поставщиками и заказчиками, часто формализуемые в виде объединений или партнерств;
• сильная вовлеченность всех сторон и стремление добиться прочных взаимоотношений;
• экономия на масштабах и ценовые скидки при размещении крупных заказов;
• более легкие коммуникации, более простые административные функции и процедуры для регулярно размещаемых заказов;
• меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках;
• легкость обеспечения конфиденциальности требований, условий и других подобных характеристик.
Преимущества нескольких источников материалов:
• конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;
• снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, оперативное устранение возникающих проблем заменой поставщиков;
• более легкое удовлетворение меняющегося спроса;
• обеспечение доступа к большему объему информации;
• большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований;
• возможность полагаться не на одну внешнюю организацию.
Другой способ избежать зависимости от единственного источника ресурсов - прибегнуть к форвардным закупкам (заключению контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем). Эта возможность обеспечивает получение двух преимуществ. Во-первых, она гарантирует наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизирует влияние сбоев в поставках. Во-вторых, цена на материалы фиксирована, что позволяет избежать негативного влияния будущего роста Цен или возникновения неопределенной ситуации. Разумеется, в этом случае ситуация может развиваться и в другом направлении, т. е. не так, как предусматривала организация. Предприятие, подписывающее долгосрочный контракт, может прекратить заниматься этим видом деятельности, его склад может сгореть, однако вероятность подобного развития событий невелика. Возможно, организации безопаснее всего хранить запасы необходимых материалов у себя, однако это приводит к более высоким затратам; заключение контракта на будущие поставки снижает эти затраты, но риск полностью не устраняет (кроме того, организация может заключить неудачное для себя соглашение, так как цены на отдельные материалы порой снижаются).
Мониторинг показателей работы поставщиков. Большинство организаций проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, так называемый рейтинг поставщиков или рейтинг продавцов. Часто это выполняется неформально, как субъективный анализ, но иногда компания прибегает к более сложным показателям, количественно измеряя каждый аспект деятельности поставщиков. Большинство организаций останавливаются на компромиссном варианте, позволяющем иметь достаточно полную картину деятельности другой стороны и при этом затрачивать разумные усилия. Один из наиболее общих подходов - составление списка важных факторов и проверка того, насколько поставщик удовлетворяет установленным стандартам по всем позициям этого списка. Например, в списке могут задаваться вопросы, насколько прочно финансовое положение поставщика; обеспечивает ли он доставку заказов своевременно; достаточно ли высоко качество материалов; оказывает ли поставщик техническую поддержку заказчику; конкурентны ли цены; каковы наблюдаемые тенденции и т. д. Если поставщик не удовлетворяет хотя бы одному критерию, заказчик либо обсуждает с ним способы устранения выявленного недостатка, либо ищет другие источники поставок. Здесь ставится цель не заменить существующих поставщиков, а контролировать их деятельность, выявить области, требующие совершенствования, и договориться о проведении предложенных мероприятий по совершенствованию. И только в крайнем случае организация начинает искать новых поставщиков.
Более полезный подход к рейтингу - начисление поставщику баллов за различные аспекты его деятельности. Например, каждый поставщик получает оценку по 10-балльной системе за своевременность доставки заказов. Если оценка поставщика постоянно ниже восьми, заказчик может обсудить с ним возможности ее увеличения. Хотя такой подход убедителен, но при его практическом применении возникают большие трудности. Результат данного анализа - это субъективная точка зрения, которая может быть полезна, но не объективна.