Объединение Германии в XIX веке: от Рейнского Союза к Германской империи. Конституция Германской империи 1871г.: основные положения.




Рейнский союз. К началу XIX в. Германия все еще оставалась, хотя и номинально, «Священной Римской империей германской нации», числившей в своем составе более 300 государств. Большинство из них было и малоземельным и малочисленным по населению. Среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, господствовавшая на обширном пространстве земель, населенных главным образом славянами — поляками, хорватами, словенцами, чехами, а также венграми. Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью.

После поражения Франции Парижским трактатом 1814 г. был образован так называемый Германский союз, состоявший из 34 государств — королевств, княжеств, герцогств и четырех вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Каждое из вошедших в Союз государств сохраняло свою независимость. Главенство в Союзе принадлежало Австрии.

Правящий орган Германского союза — Союзный сейм, состоял из уполномоченных от всех германских государств (включая Австрию) и вольных городов.

Для понимания ситуации следует сказать, что Германский союз не был ни унитарным ни федеративным государством. Единственным связующим органом Союза был Союзный сейм, но уполномоченные строго придерживались инструкций своих правительств, тогда как для решения вопросов, касавшихся Германского союза, требовалось единогласие членов Сейма. Он заседал (редко) в полном составе (на так называемом пленуме — 69 голосов) или в узком (17 голосов). Все действительно важные вопросы решались, разумеется, узким составом. Председательствовала в Сейме Австрия — в то время самое крупное государство Германского союза.

Каждое из вошедших в Союз государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних удерживалось самодержавие, в других были созданы подобия парламентов (земские собрания) и лишь в немногих писаные конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.).

Дворянство вернуло себе отобранную Наполеоном власть над крестьянством, барщину, «кровавую десятину» (налог на забитый скот), феодальный суд и пр. Абсолютизм сохранил свои позиции в полном объеме везде, за исключением Баварии, Бадена и немногих других государств, входивших в Рейнский союз.

Либеральные выступления ограничивались рамками студенческих корпораций, в германских государствах были созданы межгосударственные следственные комиссии, пресекавшие малейшие проявления либерализма.

Но капиталистические отношения пробивали себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге была отменена крепостная зависимость, барщину вытеснял более производительный труд наемных батраков и пр. Медленно, но неуклонно развивается буржуазное промышленное производство, особенно в Рейнской области, долее других испытавшей на себе благоприятные экономические и правовые нововведения Наполеона. В 1834 г. образовался Таможенный союз, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Руководство в Союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии. Выдвижению Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивавшаяся с каждым годом. Пруссия по уровню экономического развития сильно отставала от Англии и Франции, однако и там уже в 30-х годах XIX в. началось активное железнодорожное строительство, относительно быстро увеличивались выплавка чугуна, добыча каменного угля и т. д., а следовательно, возрастала численность рабочих и повышалось его самосознание.

Все это, вместе взятое, подготовило буржуазную революцию в Германии, хотя успех ее был проблематичным ввиду сильных консервативных позиций в Пруссии и Австрии. Идеологической базой консерватизма была возникшая в это время так называемая историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), выступавшая против как кодификации права, так и либеральной законотворческой деятельности вообще. Вместе с тем не отрицались в принципе (особенно Эйхгорном) и прогрессивное развитие культуры, и связанность права материальными и духовными условиями национального существования, а значит, и правовое развитие каждой данной нации вообще.

Революция 1848 г. Поводом для революционного выступления в Германии стала Французская революция 1848 г. Уже в марте 1848 г. столица Пруссии (Берлин) поднялась на вооруженную борьбу: возникали баррикады, завязалась вооруженная борьба с войсками. Воспользовавшись обстоятельствами, либеральная часть прусской буржуазии вырвала у короля и его правительства некоторые уступки: уничтожение помещичьих судов над крестьянами и полицейской власти помещиков над зависимым от них крестьянством, распространение суда присяжных на политические преступления, выборы в Учредительный ландтаг (национальное собрание) и т. д.

Помимо Пруссии буржуазно-демократическое движение захватило и многие другие германские государства. Чтобы выиграть время для его подавления, короли и князья дали свое согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне всегерманского Учредительного собрания. Составленное из депутатов от всех германских государств, оно должно было дать единой Германии новую, по меньшей мере федеральную конституцию.

Однако Собрание не оправдало надежд германской демократии, стремившейся к тому, чтобы ее представители приняли, наконец, участие в управлении Германией. Оно и не могло быть сколько-нибудь эффективным, ибо не обладало ни силой, ни согласованной программой действий. После долгих споров франкфуртский парламент выработал проект демократической для своего времени конституции, но он так и остался проектом, ибо значительная часть членов Национального (Учредительного) собрания разъехалась по домам, а те, кто еще оставались, были разогнаны (в июне 1849 г.) правительством Вюртемберга.

То же случилось и с прусским Национальным собранием, несмотря на выработанную им конституцию страны, составленную в сдержанных, но либеральных по содержанию статьях: двухпалатный парламент, ответственное правительство, конституционный король (что должно было означать учреждение ограниченной монархии взамен абсолютной). После некоторых коренных поправок, внесенных в конституцию королем и его советниками, было созвано Собрание, которое, по их мнению, должно быть сговорчивым и удобным. Для этого была создана новая система выборов, которая получила название куриальной. Суть ее состояла в следующем. Избиратели-мужчины, достигшие определенного возраста, были поделены на три курии. Первые две курии составили крупные налогоплательщики, в третью курию входили все прочие избиратели. Несмотря на свой внешний демократизм, избирательная система, изобретенная в Пруссии, давала явное, несомненное преимущество богатым и оставляла крохи бедным, поскольку число выборщиков было одинаковым во всех трех куриях. Таким образом, две первые курии — незначительная кучка людей — выбирали 2/3 выборщиков. Этим и определялся социальный состав депутатов.

Выборы дали прусскому правительству ожидаемый результат: из 350 депутатов 250 были чиновниками. Выработанная в 1850 г. новая Конституция оказалась, как и ожидалось, конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными. О «простом народе» не шло и речи.

Северо-Германский союз. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. К осознанию этой роли Пруссия пришла еще в царствование Фридриха II (1712—1786 гг., король с 1730 г.). Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение. Последнее позволило Пруссии иметь грамотных рекрутов, и это так высоко ценилось, что Бисмарк сказал: «Победа над Австрией была победой прусского школьного учителя!»

Таким образом, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии, Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессенз Кастеля, Франкфурта-на-Майне, Ниссау. Ранее, после войны с Данией, Пруссия насильственно захватила Шлезвиг и Голштейн.

В Центральной Европе возникло по сути дела новое государство, получившее название Северо-Германского союза.

Чтобы «монархическая заграница... не совала пальцы в прусский национальный омлет», Бисмарк был вынужден согласиться ввести всеобщее избирательное право, но о тайном голосовании речи не шло, ибо именно оно, по выражению самого Бисмарка, «противоречит лучшим свойствам немецкой нации» (то же скажет много позже и Гитлер).

Новое государство в 1867 г. получило и новую Конституцию, отдававшую управление Союзом прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам. Нижняя из них, как мы уже знаем, из0иралась на основе всеобщего избирательного права.

В Союз не вошли южногерманские государства Бавария, Саксония, Вюртемберг й др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция, не без тревоги наблюдавшая за образованием «великой империи» на своих восточных границах.

В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией (не без воинственных, впрочем, намерений правительства Наполеона III). В этой войне Франция была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присоединения южногерманских государств. Присоединение было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. Прусский король был коронован императором объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.

Конституция Германской империи 1871 г. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств (гл. III, ст. 8(8)).

Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).

В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. "Гегемонистская федерация" Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по 'Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.

Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии, и более того, бессменно с 1862 по 1890 г. - Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX в.

Канцлер был не только единственным имперским ми­нистром, но и председателем бундесрата. Его голос был ре­шающим в верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, разд. III), если он выступал "за сохранение существующих предписаний и установлений", касающихся административ­ных положений, регулирующих исполнение общего законо­дательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответст­вующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).

Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуа­зии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестмин­стерской модели. На исполнительную власть по Конститу­ции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командова­ния армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расхо­дах (XII, 72), но сместить его с должности мог только им­ператор, что превращало эту ответственность в функцию.

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей ши­роте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для пра­вительства не было необходимости. Вето было прерогати­вой всегда послушного бундесрата.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового созна­ния) о государственной власти монарха, воля которого явля­ется высшей. От имени императора осуществлялась и испол­нительная, и законодательная власть, определялась компе­тенция государственных учреждений и должностных лиц.

Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "все­общих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундес­ратом (гл. III, ст. 7), которому предоставлялись также пол­номочия на издание административных предписаний и ин­струкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов, право роспуска рейхстага при согласии императора (гл. V, ст. 23), разрешения конфликтов между землями с правом определять необходимость применения мер прину­ждения (экзекуции) к союзным государствам (гл. IV, ст. 19). Формально "всеобщее избирательное право" также не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помо­щью для бедных, ограниченных в гражданских и политиче­ских правах по суду, "нижних чинов войска и флота, нахо­дящихся на службе" и пр.

Бурные споры при создании конституции вызвал вопрос о вознаграждении депутатов. Победила точка зрения О. Бис­марка, что члены рейхстага не должны получать за свою ра­боту "никакого жалованья или вознаграждения" (гл. V, ст. 32).

Конституционный механизм Германской империи соз­давался для наиболее эффективного решения под руковод­ством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Кон­ституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при при­надлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу - с 20 до 28 лет) к составу армии (ст. 59), требова­ние немедленного введения по всей империи прусского во­енного законодательства и подготовки всеобщего имперско­го военного закона с целью создания единой германской армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, уволь­нять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угро­жает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.

Таким образом, Конституция 1871 г. была консервативной, милитаристской, демонстрировала гегемонию Пруссии, а Бундесрат и канцлер были самые мощныеы органы гос.власти. Просуществовала Конституция до 1919 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: