Инструментальная музыка.




Партесное пение - духовный концерт.

В семнадцатом веке на смену многоголосному знаменному пению приходит партесное пение

Простейшие виды партесного многоголосного пения основывались на мелодиях знаменного распева. Но распев, подчиняясь ясному гармоническому складу партесного многоголосия, они претерпевал значительные изменения. Высшей формой партесного пения был хоровой концерт a cappella для 8, 12 и более голосов (по форме он представлял собой развёрнутую многочастную композицию контрастно-составного типа). Торжественная приподнятость, монументальность звучания, сила и яркость колористических контрастов сближали партесный концерт с кругом явлений архитектуры, поэзии и изобразительного искусства конца 17 века, охватываемых понятием русское барокко.

На Украине он появился в 30-е гг., в России - в 70-е - 80-е гг. 17 в. и активно развивался на протяжении двух столетий.

Насчитывалось около 40 композиторов этой эпохи. Крупнейший композитор этого времени - Василий Титов, автор множества концертов и служб. Особой пышностью отличаются концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова.

В середине 18 в. стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов.

Во 2-й половине 18 в. М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский создали классический тип русского духовного концерта: концерт М. С. Березовского "Не отвержи мене во время старости" принадлежит к числу лучших сочинений этого рода. Классические концерты отличаются большими масштабами, типично сопоставление 3-4 разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения; многие концерты заканчиваются полифоническим разделом (названный концерт Березовского завершается фугой). Творчество их отличается глубиной выражения высоких человеческих чувств, классической ясностью, стройностью формы. В хоровом концерте использованы достижения оперы, полифонического иск-ва 18 в. и форм инструментальной музыки.

Русские композиторы тяготели к классицизму с его идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского - крупнейшего русского композитора XVIII века - в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах.

Кант.

С развитием партесного многоголосия было связано возникновение канта - бытовой многоголосной (чаще 3-голосной) песни на свободно трактованные религиозные сюжеты. Иногда создавались канты патриотического и даже любовно-лирического. содержания (напр., из "Песни песней"). Текстами канта служили произведения силлабической поэзии, получившей широкое распространение в России во 2-й пол.

Широкое развитие кант получил в 18 веке, тематика стала более разнообразной. В период царствования Петра I возник торжественный панегирический кант, воспевавший военные победы, силу и мощь Российского гос-ва. Светская тематика способствовала известному интонационному. обогащению канта.

Музицирование. Пётр 1.

В 17 в. при дворе и в домах просвещенного рус. боярства появились клавесин, орган и др. европейские инструменты (отчасти известные в России и ранее), создавались домашние инструментальные капеллы. Музыка занимала большое место в первом русском придворном. театре (1672-76), для которого была приглашена из-за границы группа музыкантов (исполнители на скрипке, виоле, флейте, кларнете, трубе и тромбоне).

Реформы Петра I подготовили почву для новых, европейских форм музицирования. Вначале их социальная база оставалась ограниченной: они не выходили за пределы императорского двора и близкого к нему круга высшей столичной аристократии. Лишь постепенно эти новые формы проникали в более широкие слои общества. В 30-х гг. была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в торжеств. праздничные дни для "избранной" публики. Позже при дворе существовала также франц. оперная труппа. Официальные. торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным. хором (создан на основе хора государевых певчих дьяков, с 1763 - императорская Придворная певеская капелла; Примеру двора следовали крупные магнаты-помещики и вельможи, которые заводили у себя домашние капеллы, иногда достигавшие значит. размеров. Широко развивалось любительское музицирование, обучение музыке стало обязательной частью дворянского воспитания.

Ведущее положение в муз. жизни России продолжит. время занимали иностранные деятели, итальянцы. Работали итал. композиторы Ф. Арайя Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза, на сцене выступали прославленные итальянские певцы. Роль иностранных музыкантов в развитии русской музыки была двойственной. Справедливые упрёки передовой общественности вызывало слепое преклонение аристократических кругов перед всем иностранным, связанное с пренебрежительно- высокомерным отношением к русскому искусству и недооценкой его возможностей. Вместе с тем деятельность иностранных. композиторов, исполнителей и педагогов способствовала общему подъёму муз. культуры и воспитанию отечеств. кадров музыкантов-профессионалов.

В 50-х гг. восемнадцатого века итал. антрепренёр Д. Б. Локателли предпринял попытку организации публичного. оперного театра в Петербурге и Москве. Репертуар его труппы включал оперы комического жанра, отвечавшие вкусам широкой аудитории в большей мере.Во 2-й пол. 18 в. оперы ставились на крепостных сценах; выделялись театры П. М. Волконского и Н. П. Шереметева (под Москвой), А. Р. Воронцова (в Тамбовской и Владимирской губерниях). Здесь выступали русские. артисты, но состав публики оставался весьма ограниченным. В последней трети 18 в. были созданы частный театр М. Медокса и П. В. Урусова в Москве (1776), театр К. Книппера в Петербурге (1779), вскоре перешедший в собственность гос-ва. Оба театра имели смешанные (муз.-драм.) труппы, но большую часть репертуара составляли опера и балет. На этих сценах выступали талантливые рус. исполнители, в т. ч. певцы Е. С. Сандунова, А. М. Крутицкий, А. Г. Ожогин, композитор, скрипач и дирижёр И. Е. Хандошкин.

Русская опера.

Важнейшее место в творчестве рус. композиторов 18 в. занимал оперный жанр. Опера "Мельник - колдун, обманщик и сват" M. M. Соколовского на текст A. О. Аблесимова (1779) послужила прототипом широко распространённого в кон. 18 в. жанра бытовой комедии с музыкальными номерами песенного характера Но наиболее видные рус. композиторы этого времени B. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский обращались к разнообразной тематике и более сложным оперным формам. Например Фомин проявил себя в оперном творчестве как разносторонне одарённый художник, свободно владеющий различными формами и манерами музыкальногописьма. Его опера "Ямщики на подставе" ("Игрище невзначай", либр. Н. А. Львова, 1787) выделяется среди бытовых рус. опер песенного типа мастерством многоголосной обработки нар. тем Подлинного трагизма достигает Фомин в мелодраме "Орфей" (на текст Княжнина, 1792). Оперы Бортнянского "Сокол" (1786) и "Сын-соперник, или Современная Стратоника" (1787), сочетающие комедийный элемент с мягким, чувствительным лиризмом, отличаются тонким изяществом фактуры и выразительностью мелодики.

 

В сер. 18 в. возник новый тип камерных песен с сопровождением - "российские песни" Ранние его образцы представлены в сб. Г. Н. Теплова "Между делом безделье" (вероятно, 1759),

Инструментальная музыка.

Крупнейшим из рус. композиторов 18 века, сочинявших инструментальную музыку, был И. Е. Хандошкин - автор большого количества вариаций для скрипки соло или двух скрипок на темы народных песен, сольных скрипичных. сонат. Сонатную форму раннеклассического типа развивал Бортнянский в клавирных сонатах и камерных ансамблях (квинтет, конц. симфония).

В последней трети 18 в. сформировалась национальная композиторская школа. Её представители стремились соединить в своём творчестве стилистические принципы и формы раннего европейского. классицизма с темами и образами из русской жизни, с мелодическим складом русской народной песни. Для всей передовой рус. культуры этого времени был характерен глубокий интерес к образу жизни, нравам и обычаям своего народа, к русскому фольклору



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: