Правовые нормы и лингвистическая безопасность
В медийной и интернет-среде
Задание
Блок 1
1.1. Прочитайте статьи «Олигарху Мореву вдруг понадобилась «справка» из суда, что он не «мафиози № 1» 07 июня 2017 — 07:23 Режим доступа: https://bk55.ru/news/article/102043/ и статью Димитрий Голованов: «Какая-то она тупая, эта власть городская! А что областная?..» 06 июня 2017 — 23:00 Режим доступа https://bk55.ru/news/article/102030/
1.2. Проанализируйте их, определив жанр, тип текста, стиль, характер организации коммуникации, наличие и роль поликодовых элементов, установите их конфликтный потенциал, докажите свою позицию.
(см. Приложение и сайт БК55)
Блок 2.
Посмотрите, пожалуйста, на портале «Омск-право»репортаж о тяжбе омского журналиста А. Грасса по поводу его публикаций о Руско-Агро, а также саму статью (см. Приложение), о которой шла речь в судебных разбирательствах. Напишите анализ материалов и самой статьи, оценив конфликтный потенциал статьи и правовые последствия деятельности журналиста. Выявите маркеры мнения, оценки. Определите функциональные роли заголовка и подзаголовков. Установите средства защиты текста, если таковые имеются. (см. Приложение)
https://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2260:-l-r&catid=185:astashkin
Блок 3.
Просмотрите телевизионные сюжеты и произведите их анализ, учитывая смысловую направленность вербальных и визуальных компонентов, наличие в них негативной информации, ее направленность, средства и форму выражения (утверждение о фактах, мнение, оценка), в чьи уста она вложена и т.п.(см. вопросы к тексту):
Сюжет в программе "Вести.Дежурная часть", выпуск от 25.10.2016, с отметки 18-40 ("По вашему заданию", о поджогах в селе Генераловка Одесского района Омской области).
|
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/embed/RNXyhqffGiw
Вопросы:
1. Содержится ли в сюжете "По вашему заданию" программы "Вести. Дежурная часть" (эфир от 25.10.2016), негативная информация о Владимире Владимировиче Остапченко, о его деятельности, личных, деловых и моральных качествах? Если такая информация содержится, то в каких конкретно высказываниях? В какой форме выражена негативная информация (при наличии): утверждения, предположения, вопроса либо иной?
2. Если в представленном материале содержится негативная информация о В.В. Остапченко, то воспринимается ли эта информация как умаляющая деловую репутацию, задевающая честь и достоинство В.В. Остапченко?
3. Имеются ли в сюжете сведения, выраженные в форме утверждений о фактах, событиях нарушения В.В. Остапченко действующего законодательства, моральных норм и принципов, которые могут быть проверены на соответствие действительности? Если имеются, то в каких высказываниях содержатся эти сведения?
4. Имеются ли в статье оценочные суждения, мнения, относящиеся к В.В. Остапченко? Если имеются, то в каких конкретно высказываниях они содержатся?
Блок 4.
Журналистское расследование как жанр
1. Найдите теоретическую информацию о журналистском расследовании как жанре журналистики любого формата. Сделайте краткий конспект, содержащий основную характеристику жанровых черт.
2. Найдите любые примеры такого жанра (в теле-, радио- газетном и п. форматах) и проанализируйте их по следующему плану, доказывая свою позицию содержанием текста:
|
· Главный смысл текста (и его главная информация), основная и дополнительная информация, соотношение в пространстве текста, средства их выражения – вербальные и визуальные, эксплицитные, имплицитные, косвенные; тип информации – негативная, позитивная, нейтральная; к кому имеет отношение данная информаций;
· Как подана информация в тексте – утверждение о фактах, мнение, оценка, чего больше / меньше; средства передачи оценки и мнения.
· Если текст полимодальный (телесюжет, текст в интернет-контенте и пр.), то какую роль играет речь в кадре и за кадром самих журналистов, а какую – героев-рассказчиков; каковы видео-компоненты (если речь об интернет-портале) и пр.?
3. Приемы защиты текста.
Блок 5.
Просмотрев презентацию, посвященную вопросам правовой безопасности в отношении защиты чести, достоинства, деловой репутации, оскорбления (с 99 слайда), а также раздел учебного пособия (часть 2, тема 2, с. 103-130), подберите тексты, в которых применены указанные схемы и тактики подачи информации, а также средства защиты, выделите фрагменты текстов, где наличествуют вышеуказанные средства, проанализируйте и опишите их, собрав в одном файле.
Блок 6. Реклама как тип текста и законодательство о рекламе
1. Внимательно прочитать Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
2. Определить, что считает Законодатель рекламой, рекламируемым товаром, ненадлежащей рекламой, социальной рекламой (Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе).
3. Как определяются в законе добросовестная и достоверная / недобросовестная и недостоверная реклама (Статья 5. Общие требования к рекламе)?
4. Что допускается и не допускается в рекламе? Что реклама должна и что не должна?
5. Просмотрите судебную практику по делам о рекламе https://ppt.ru/news/136832, или https://www.homeadvokat.ru/necessary/court/ или там, где сами найдете. Выявите причины, по которым были произведены судебные разбирательства, и какие материалы попали туда.
6. Найдите примеры добросовестной и недобросовестной рекламы и проанализируйте их.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1