Учебный предмет «Церковное пение и чтение» по программе, разработанной




ПРОГРАММА

курса: Церковное пение и чтение

для воскресных церковно-приходских школ

 

 

г. Владимир

2008 год

 

ПРОГРАММА

(поурочное планирование)

по учебному предмету

«Церковное пение и чтение»

для церковно-приходских воскресных школ

(1-й и 2-й год обучения)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Церковное пение и чтение» по программе, разработанной

в Учебно-методическом центре православной педагогики Владимирской Епархии, преподается в течение одного или двух лет в церковно-приходских воскресных школах в общем объеме 34 (68) учебных часов.

Цель и задачи курса: Приобщение детей к культуре церковного пения и чтения, являющихся неотъемлемой частью музыкальной и духовной культуры

России; формирование и закрепление понятий и связей с другими предметами:

Литургика, Закон Божий, церковнославянский язык и др.; практическое освоение детьми навыков церковного пения и чтения.

Основными темами курса являются: история богослужебного пения, история

нотации, история гласовой системы, систематика жанров, основные песнопения,

песнописцы Церкви.

Для полного осмысления проблем певческого искусства необходимо практическое участие в клиросной практике: лишь опытное знание может стать

сердечным, позволит взойти к духовным высотам, скрывающимся в богослужеб-

ных молитвах. Лишь воцерковленная, исполненная искания Бога душа ощутит,

что «в песнопениях Церковных по всему их пространству движется Святой Дух

Истины» (прав. Иоанн Кронштадтский).

Особо необходимо остановиться на педагогической концепции обучения православному богослужебному пению.

Становление древнерусского церковно-певческого воспитания происходило параллельно с развитием самого профессионального певческого искусства. С 15-го столетия стало возможным говорить о цельной педагогической системе.

Высшим воспитателем в православной концепции является Сам Господь, по слову апостола Павла, «возращающий», то есть растящий человека. Воспитатель же является посредником и выразителем Высшей воли. Задача воспитания будущих певчих не просто воспитание высоконравственного человека, но возвращение его к первоначальному Божественному замыслу, качествам, которые изначально в человеке присутствовали. Для этого определяющей является цельность его образа, сведении всех его составляющих (духа, души и тела) к гармоническому единству.

В древнерусской певческой педагогике были равно учтены все три необходимых воздействия – на разум, чувство и действие. Поэтому воспитание происходило, с одной стороны, в нравоучительных беседах, где разъяснялись

этические нормы, приводились ссылки на Священное Писание, примеры из

святых отцов Церкви. С другой стороны, этические требования не были абстракт-

ными поучениями, а вытекали из желания быть похожими, прежде всего, на

Самого Господа Иисуса Христа, на апостолов, на святых, прославленных Цер-

ковью, и на учителей, воспитателей, жизнью своей олицетворявших высокие

нравственные требования.

Таким образом, ясная система перспективных целей в сочетании с примером

как методом помогали добиваться хороших результатов.

Древнерусскую певческую педагогику можно считать эталонной по гармоничности и целесообразности сочетания всех основополагающих сторон.

С одной стороны, раскрывались личностные, творческие дарования каждого, его неповторимый облик. С другой стороны, с первых шагов каждый ребенок встраивался в систему жестких, но оправданных общинных интересов.

Безусловно, определяющую роль в воспитании играли сами исполняемые песнопения.

Подчеркивалось, что чистота мыслей, чувств отражалась в звучании голоса и что чистое интонирование невозможно без выполнения нравственных требований.

Параллельно применялись и другие методы: показ песнопений, их анализ и разбор; изучение Устава и Канона, символики православного искусства.

Вокальность духовных песнопений определяется певучестью церковнославянского языка, а тексты богослужебных песнопений, отличающиеся глубиной духовного содержания, настраивают душу поющих на такое состояние, в котором легко петь. Для церковного пения характерны умеренная сила голоса, так как «бесчинный вопль» на клиросе недопустим, как не соответствующий стилю церковного пения.

В изучении церковных песнопений должна соблюдаться определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенности перехода от одноголосного к многоголосному пению.

Сначала эти напевы изучаются детьми по слуху и одноголосно. Затем эти же мелодии необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении, поэтому для успешного изучения церковного пения необходимо параллельно заниматься музыкальной грамотой и сольфеджио.

На следующем этапе работы, после значительного количества специальных упражнений для развития гармонического слуха, учащиеся будут готовы к пению этих же распевов на два и три голоса. С самого начала рекомендуется во время пения, даже одноголосного, следить по партитуре, чтобы глаз хориста привыкал воспринимать хоровую вертикальность и чтобы ухо училось слушать хоровой ансамбль и строй.

Методические рекомендации к вокально-хоровой работе с учащимися воскресных школ приведены, в частности, в следующем издании: «Школа церковного пения. Церковный обиход / Учебное пособие для учащихся воскресных школ и православных гимназий. – Издательство Владимирсой Епархии, 2001 г.»

Предлагаемая программа предназначена для детей 9-14 лет и рассчитана на один или два учебных года (в зависимости от уровня подготовки учащихся и усвоения пройденного материала). Второй год обучения предполагает более глубокое рассмотрение указанных в программе тем. Количество часов, отведённых на каждую тему, может меняться по желанию преподавателя.

В программу второго года обучения может быть включено разучивание стихирных гласов (на «Господи воззвах:»), чтение Шестопсалмия, часов, Апостола.

Результатом усвоения данной программы будет являться сознательное участие детей в Богослужении и возможность их привлечения к клиросному послушанию.

 

 

Тематическое планирование



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: