4.1. Непосредственное решение.
Рассмотреть возможность решения задачи непосредственно по формулировке ИКР-2. Если решение очевидно, перейти к его проверке по 5.1.
Примечание: 26) При выполнении шага 4.1. целесообразно использовать фонд задач-аналогов.
При бесконечном многообразии изобретательских задач число физических противоречий, на которых «держатся» эти задачи, сравнительно невелико. Поэтому значительная часть задач решается по аналогии с другими задачами, содержащими аналогичное физпротиворечие. Внешне задачи могут быть весьма различными, аналогия выявляется только после анализа — на уровне физпротиворечия.
4.2. Вепольный анализ.
Составить вепольную формулу системы. Рассмотреть ее простейшие преобразования (достройка простого веполя, достройка двойного веполя, разрушение веполя и т. д.). Если решение задачи очевидно, перейти к 5.1.
Пример. В задаче о молниеотводе два поля действуют на одно вещество. Чтобы построить нормальную вепольную формулу, надо ввести второе вещество. В то же время вводить второе вещество нельзя: оно либо электропроводное, либо неэлектропроводное—оба варианта исключены. Следовательно, нужно одно «переменное» вещество.
4.3. Метод ММЧ.
а) Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), построить схему физического противоречия.
б) Изменить схему «а» так, чтобы маленькие человечки действовали, не вызывая конфликта.
в) Перейти к технической схеме. Если решение очевидно, перейти к 5.1.
Примечания: 27) Метод моделирования маленькими человечками (метод ММЧ) состоит в том, что конфликтующие требования схематически представляют в виде условного рисунка (или нескольких последовательных рисунков), на котором действует большое число маленьких человечков (группа, несколько групп, толпа). Изображать в виде маленьких человечков следует только изменяемые части модели задачи (инструмент, икс-элемент).
28) Шаг 4.3 (б) часто можно выполнить, совместив на одном рисунке два изображения: плохое действие и хорошее действие. Если события развиваются во времени, целесообразно сделать несколько последовательных рисунков.
Пример. см. рис.
Условная схема действия молниеотвода:
а) по шагу 2.6. — человечки нейтральны (держат друг друга, свободных зарядов нет) и не мешают прохождению радиоволн (это хорошо) и молнии (это плохо); б) по шагу 3.8.— пары человечков при появлении молнии на короткое время разделяются и отводят молнию.
ВНИМАНИЕ: ЗДЕСЬ ЧАСТО СОВЕРШАЮТ ОШИБКУ, ОГРАНИЧИВАЯСЬ БЕГЛЫМИ, НЕБРЕЖНЫМИ РИСУНКАМИ. ХОРОШИЕ РИСУНКИ: а) ВЫРАЗИТЕЛЬНЫИ ПОНЯТНЫБЕЗ СЛОВ, б) ДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ФИЗПРОТИВОРЕЧИИ, УКАЗЫВАЯ В ОБЩЕМ ВИДЕ ПУТИ ЕГО УСТРАНЕНИЯ.
4.4. Применение типовых преобразований.
Рассмотреть возможность устранения физического противоречия с помощью типовых преобразований (таблица 2 «Разрешение - физических противоречий»). Если решение очевидно, перейти к 5.1.
Правило 9. Пригодны только те решения, которые совпадают с ИКР или практически близки к нему.
4.5. Применение «Указателя физэффектов».
Рассмотреть возможность устранения физпротиворечия с помощью «Указателя применения физических эффектов и явлений».
Примечание: 29) Разделы «Указателя применения физических эффектов и явлений» опубликованы в журнале «Техника и наука»-(1981, № 1—9; 1982, № 3—8; 1984, № 1—6).
4.6. Анализ трудных задач.
Если задача решена, перейти от физического решения к техническому: сформулировать способ и дать принципиальную схему устройства, осуществляющего этот способ. Если ответа нет, проверить—не является ли формулировка 2.1 сочетанием нескольких разных задач. В этом случае 2.1 следует изменить, выделив отдельные задачи для поочередного решения (обычно достаточно решить одну главную задачу). Если и после этого нет ответа, вернуться к 3.1, взять другой изменяемый элемент и повторить анализ. Если повторный анализ не дал ответа, вернуться к шагу 2.1 и заново сформулировать мини-задачу, отнеся ее к надсистеме, в которую входит рассматриваемая система. При необходимости такое возвращение к мини-задаче совершают несколько раз — с переходом к надсистеме и т. д.
Примечание: 30) Простые задачи решаются буквальным преодолением ФП, например, разделением противоречивых свойств во времени или в пространстве. Решение сложных задач обычно связано с изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничении, обусловленных психологической инерцией и до решения
кажущихся самоочевидными. Например, увеличение скорости «ледокола» достигается переходом к «ледоНЕколу». Вечная «краска» оказывается не краской в буквальном смысле слова, а пузырьками газа, возникающими при электролизе. Для правильного понимания задачи необходимо ее сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения, в сущности, есть процесс корректировки задачи.
4.7. Усиление ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля. Можно ли не вводить новые вещества и поля, использовав те вещества и поля, которые уже есть в системе или в окружающей среде? Можно ли использовать саморегулируемые вещества? Ввести соответствующие поправки в технический ответ.
Примечание: 31) Саморегулируемые (в условиях данной задачи) вещества — это такие вещества, которые определенным образом меняют свои физические параметры при изменении внешних условий, например, теряют магнитные свойства при нагревании выше точки Кюри. Применение саморегулируемых веществ позволяет менять состояние системы или проводить в ней измерения без дополнительных устройств.