Часть 4. Разрешение физического противоречия




4.1. Непосредственное решение.

Рассмотреть возможность решения задачи непосредственно по формулировке ИКР-2. Если решение очевидно, перейти к его про­верке по 5.1.

Примечание: 26) При выполнении шага 4.1. целесообразно ис­пользовать фонд задач-аналогов.

При бесконечном многообразии изобретательских задач число физических противоречий, на которых «держатся» эти задачи, срав­нительно невелико. Поэтому значительная часть задач решается по аналогии с другими задачами, содержащими аналогичное физпротиворечие. Внешне задачи могут быть весьма различными, анало­гия выявляется только после анализа — на уровне физпротиворечия.

4.2. Вепольный анализ.

Составить вепольную формулу системы. Рассмотреть ее простей­шие преобразования (достройка простого веполя, достройка двой­ного веполя, разрушение веполя и т. д.). Если решение задачи оче­видно, перейти к 5.1.

Пример. В задаче о молниеотводе два поля действуют на одно вещество. Чтобы построить нормальную вепольную форму­лу, надо ввести второе вещество. В то же время вводить второе вещество нельзя: оно либо электропроводное, либо неэлектропро­водное—оба варианта исключены. Следовательно, нужно одно «пе­ременное» вещество.

4.3. Метод ММЧ.

а) Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человеч­ками), построить схему физического противоречия.

б) Изменить схему «а» так, чтобы маленькие человечки дей­ствовали, не вызывая конфликта.

в) Перейти к технической схеме. Если решение очевидно, пе­рейти к 5.1.

Примечания: 27) Метод моделирования маленькими человечка­ми (метод ММЧ) состоит в том, что конфликтующие требования схематически представляют в виде условного рисунка (или несколь­ких последовательных рисунков), на котором действует большое число маленьких человечков (группа, несколько групп, толпа). Изо­бражать в виде маленьких человечков следует только изменяемые части модели задачи (инструмент, икс-элемент).

28) Шаг 4.3 (б) часто можно выполнить, совместив на одном рисунке два изображения: плохое действие и хорошее действие. Если события развиваются во времени, целесообразно сделать не­сколько последовательных рисунков.

Пример. см. рис.

 

Условная схема действия молниеотвода:

а) по шагу 2.6. — человечки нейтральны (держат друг друга, свободных заря­дов нет) и не мешают прохождению радиоволн (это хорошо) и молнии (это плохо); б) по шагу 3.8.— пары человечков при появлении молнии на корот­кое время разделяются и отводят молнию.

ВНИМАНИЕ: ЗДЕСЬ ЧАСТО СОВЕРШАЮТ ОШИБКУ, ОГРАНИЧИВАЯСЬ БЕГЛЫМИ, НЕБРЕЖНЫМИ РИСУНКАМИ. ХОРОШИЕ РИСУНКИ: а) ВЫРАЗИТЕЛЬНЫИ ПОНЯТНЫБЕЗ СЛОВ, б) ДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ФИЗПРОТИВОРЕЧИИ, УКАЗЫВАЯ В ОБЩЕМ ВИДЕ ПУТИ ЕГО УСТРАНЕНИЯ.

4.4. Применение типовых преобразований.

Рассмотреть возможность устранения физического противоре­чия с помощью типовых преобразований (таблица 2 «Разрешение - физических противоречий»). Если решение очевидно, перейти к 5.1.

Правило 9. Пригодны только те решения, которые совпадают с ИКР или практически близки к нему.

4.5. Применение «Указателя физэффектов».

Рассмотреть возможность устранения физпротиворечия с по­мощью «Указателя применения физических эффектов и явлений».

Примечание: 29) Разделы «Указателя применения физических эффектов и явлений» опубликованы в журнале «Техника и наука»-(1981, № 1—9; 1982, № 3—8; 1984, № 1—6).

4.6. Анализ трудных задач.

Если задача решена, перейти от физического решения к тех­ническому: сформулировать способ и дать принципиальную схему устройства, осуществляющего этот способ. Если ответа нет, прове­рить—не является ли формулировка 2.1 сочетанием нескольких разных задач. В этом случае 2.1 следует изменить, выделив отдель­ные задачи для поочередного решения (обычно достаточно решить одну главную задачу). Если и после этого нет ответа, вернуться к 3.1, взять другой изменяемый элемент и повторить анализ. Если повторный анализ не дал ответа, вернуться к шагу 2.1 и заново сформулировать мини-задачу, отнеся ее к надсистеме, в которую входит рассматриваемая система. При необходимости такое воз­вращение к мини-задаче совершают несколько раз — с переходом к надсистеме и т. д.

Примечание: 30) Простые задачи решаются буквальным преодолением ФП, например, разделением противоречивых свойств во времени или в пространстве. Решение сложных задач обычно свя­зано с изменением смысла задачи - снятием первоначальных огра­ничении, обусловленных психологической инерцией и до решения

кажущихся самоочевидными. Например, увеличение скорости «ледо­кола» достигается переходом к «ледоНЕколу». Вечная «краска» оказывается не краской в буквальном смысле слова, а пузырьками газа, возникающими при электролизе. Для правильного понимания задачи необходимо ее сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения, в сущности, есть процесс корректировки задачи.

4.7. Усиление ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля. Можно ли не вводить новые вещества и поля, использовав те вещества и поля, которые уже есть в системе или в окружающей среде? Можно ли исполь­зовать саморегулируемые вещества? Ввести соответствующие по­правки в технический ответ.

Примечание: 31) Саморегулируемые (в условиях данной зада­чи) вещества — это такие вещества, которые определенным образом меняют свои физические параметры при изменении внешних усло­вий, например, теряют магнитные свойства при нагревании выше точки Кюри. Применение саморегулируемых веществ позволяет ме­нять состояние системы или проводить в ней измерения без допол­нительных устройств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: