Тема 1. Общая характеристика метода наблюдения
§ Что такое наблюдение?
Наблюдением называют целенаправленное восприятие процесса исследования, результаты которого регистрируются наблюдателем.
§ Что включает в себя техника наблюдения?
Техника наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки и представления полученных данных.
§ Какие виды наблюдения вы знаете?
К основным видам наблюдения в психологии относят:
§ обычное, оно же явное, которое относится к внешнему наблюдению, происходящему со стороны;
§ скрытое, где наблюдатель также замечает активную деятельность изучаемой группы со стороны.
§ скрытой. При этом другим участникам группы неизвестно о деятельности наблюдателя.
§ известной. Деятельность наблюдателя будет явной.
§ Что выступает объектом и предметом наблюдения?
Объектом наблюдения в психологии выступает индивид, группа индивидов или животные, обладающие психикой.
Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности:
а) моторные компоненты практических и гностических действий;
б) речевые акты;
в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций:
§ В какой форме фиксируются данные наблюдения?
Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок).
|
Тема 2. Общая характеристика метода беседы
Что такое беседа как метод исследования?
Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
§ Обоснуйте важность наблюдения в процессе беседы.
Общение во время беседы может быть как вербальным (словесным), так и невербальным (мимика и жесты). Поэтому в процесс беседы должен быть включен элемент наблюдения за поведением больного.
§ Почему для успешного развития беседы имеет большое значение начало разговора?
Начало беседы — очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать. Задачи этого этапа беседы следующие:
— установление контакта с собеседником;
— создание рабочей атмосферы;
— привлечение внимания к предстоящему деловому разговору.
§ Что мешает эффективному общению в процессе беседы?
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.
§ Что способствует пониманию пациента в процессе беседы?
Прояснение (перефразирование) - проверка правильности понимания медсестрой сообщения от пациента; проявление внимания к сообщениям пациента; акцент на главном в его сообщении. Если в сообщении пациента что-то остаётся неясным, уместно использовать проясняющий вопрос: «Что вы имеете в виду, когда говорите...?», «Правильно ли я поняла, что…». По каким основаниям можно классифицировать виды вопросов беседы?
§ Приведите пример конфронтации в процессе беседы. Конфронтация определяется как... указание на противоречия в отношениях, мыслях, поступках. При конфронтации личность ставится перед фактом, что она говорит не то, что думает и делает не то, что говорит.
|
- Вы смеетесь, но по тону вашего голоса я чувствую, что вам не до смеха. (Здесь выявляется расхождение между двумя невербальными сообщениями, что позволяет более глубоко осмыслить проблему.)
§ Как в процессе беседы поддерживать связь с пациентами, неспособными к вербальному общению?
Вербальное (словесное, речевое общение.
• Письменно;
• Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д.,
• Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
§ Как вы понимаете высказывание Пифагора: «Kaк ни коротки слова: «да», «нет», всё же они требуют самого серьезного размышления»?
"ДА" и "Нет"--важные слова и конкретные. Очень важно думать о том, что говоришь. Они не должны подразумевать что-то иное. Но прежде, чем их сказать, нужно подумать. Иногда они меняют всю жизнь.
Тема 3. Общая характеристика метода интервью
§ Что такое интервью и с какой целью медсестра проводит интервью с пациентом?
Интервью – это целенаправленный опрос. Интервью является одновременно и опросом и беседой. Во время интервью медсестра сосредоточивается на диалоге, разработанному для получения данных. Он начинается с основной жалобы пациента и охватывает такие темы, как прошлая история болезни, болезни членов семьи, религиозные и культурные данные о пациенте.
|
§ Как качества, отмеченные Э.Ноэлем в психологическом портрете интервьюера, способствуют проведению эффективного интервью?
Э.Ноэль обрисовал такой психологический портрет интервьюера: он «должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным».
§ Какова цель техники перефразирования в процессе интервью?
Повторение – часто используемая техника вербального интервьюирования. Воспринятый медсестрой ответ пациента повторяется или перефразируется. Повторение поощряет пациента продолжать обсуждение какой-нибудь темы. Медсестра повторяет ключевые слова из фразы пациента и помогает ему развить тему более подробно.
§ Каким образом невербальные методы облегчают общение во время интервью?
Медсестра должна знать о некоторых невербальных методах, облегчающие общение во время интервью. Невербальные компоненты взаимодействия медсестра-пациент часто передают сообщения более четко, чем при непосредственном произнесении слов. К невербальным компонентам относятся: выражение лица, положение тела, прикосновения, голос, молчание, активное слушание.
§ Почему в процессе интервью важно, чтобы выражение лица пациента соответствовало его вербальному сообщению?
Выражение лица пациента часто обнаруживает важную информацию. Соответствие выражения предполагает, что выражение лица будет совпадать с произносимыми словами и контекстом разговора. Медсестру должна особенно встревожить ситуация, когда выражение лица пациента не соответствует вербальному сообщению.
§ В чем заключаются возможные польза и опасность прикосновений в процессе интервью?
Пациенты могут по-разному реагировать на прикосновения. Некоторые воспринимают даже простое прикосновение как вторжение на их территорию и могут обнаружить страх, боль или возмущение. С другой стороны, пациент, держа медсестру за руку, сжимая ее ладонь или прикасаясь к лицу, может выражать теплоту, благодарность или потребность в поддержке. Медсестра может проявить заботу, беспокойство или поддержку простым прикосновением к руке пациента. И, соответственно, резкое, грубое или неискреннее прикосновение может выражать противоположные чувства.
§ В чем заключается сущность техники активного слушания и какова его роль в процессе интервью?
Медсестры, которые учатся слышать не только то, что говорит пациент, но и то, что остается невысказанным, но выраженным невербально (жестами, телом и пр.) наиболее точно интерпретируют чувства и реакции пациента и идентифицируют особые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения.
Тема 4. Общая характеристика метода анкетирования
§ Что такое анкетирование?
Анкетирование – это письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты.
§ Как классифицируют вопросы в анкете?
Для того, чтобы правильно составить анкету, необходимо, прежде всего, знать классификацию вопросов. Классифицируются они следующим образом:
1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента);
2) по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
3) по функции (основные и неосновные).
§ Приведите пример открытых и закрытых вопросов.
Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов «как», «что», «где» и др. Открытые вопросы позволяют выяснить больше информации и используются, как правило, в начале контакта.
Пример: «Как вы себя чувствуете?»
Закрытые вопросы — это, по сути, утверждения, которые задаются с помощью вопросительной интонации и на которые можно ответить только «да» или «нет».
Пример: «Вы сегодня соблюдали режим питания?»
§ С какой целью в анкеты включают контрольные вопросы?
Контрольные вопросы направлены на проверку искренности ответов. Они могут как предшествовать основным вопросам, так и ставиться после них. Иногда в качестве контрольных используют вопросы-ловушки.
§ Из каких частей состоит анкета? Их содержание.
В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Их цель – формирование установки на сотрудничество, задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, которые требуют анализа, размышления, они размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно размещают вопросы о личности опрашиваемого. Вопросы могут объединяться в блоки по своему тематическому принципу. Переход к новому блоку должен сопровождаться пояснениями, активизирующими внимание респондента.
§ Чем определяется количество вопросов в анкете?
Число вопросов должно быть ограничено: как правило, после 45 мин заполнения анкеты внимание респондента резко снижается.
§ Как должен вести себя анкетёр при проведении анкеты?
Анкетер должен представиться, объяснить цель своего прихода, цель исследования, рассказать, как и где будут использованы результаты анкетирования, а также подробно разъяснить правила заполнения анкеты и предупредить анкетируемых, что в случае затруднений следует обращаться только к нему, а не совещаться друг с другом по поводу ответов на вопросы.
Тема 5. Общая характеристика метода тестирования
§ Что представляет собой психологический тест?
Психологический тест — стандартизированное задание (испытание), по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
§ Какие этапы включает процесс тестирования?
Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т.е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
§ Как классифицируют психологические тесты?
Наиболее известная классификация психологических тестов предложена американским психологом С. Розенцвейгом в 1950 г. Он разделил тесты на три группы: субъективные, объективные и проективные.
§ На использовании какого принципа основаны субъективные тесты?
Методика, основанная на использовании принципа самооценки, называют субъективными. В психодиагностике субъективные методики в основном представлены опросниками.
§ В чём суть объективных тестов?
Объективный тест – это тест, цель которого скрыта от испытуемого (а поэтому результаты не могут быть фальсифицированы), и данные, полученные с его помощью, могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию. Преимущество таких тестов состоит в их практическом значении.
§ Перечислите особенности проективных тестов.
В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации. Немаловажным достоинством многих проективных методик является то, что ответы испытуемых не обязательно должны даваться в вербальной форме (как в случае с опросниками), что позволяет использовать их в работе и со взрослыми, и с детьми.
§ К какой группе тестов относят тесты интеллекта?
Тесты интеллекта относятся к тестам общей способности и представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Эти тесты наиболее распространены в психодиагностике и предназначены для измерения уровня интеллектуального развития.