Упражнение 1. Правописание гласных и согласных в корне слова.




Инструкция. Закройте чистым листочком все строчки, кроме первой. Впишите недостающую букву в графу «Ответ». Передвигая листочек на одну строку ниже, сверяйте свои ответы с эталоном.

Задание Ответ Эталон
1. Усиливает впеч…тление    
2. Типичная с..туация   А
3. Состр…дание к человеку   И
4. Пос…щенный судьбе человека   А
5. Вл..чит жалкое существование   Я
6. Приходит в см…тение   А
7. Ярко вопл…щена   Я
8. Для выр…жения авторской мысли   О
9. Неум…рающая человечность   А
10. Долго выб…рал   И
11. Нашел неумес…ным   И
12. Час…ные цели   Т
13. Бросить дер…кий вызов   Т
14. Филосо…ская глубина   З
15. Хру…кие надежды   Ф
16. Внутренняя целос…ность   П
17. Страс…ный призыв   Т
18. Подч…ркивается эпитетом   Т
19. Подтвердить ц..татой   Ё
20. Сч…л неправильным   И
    Ё

 


Упражнение 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

На месте каких пропусков ставится запятая?

1. Надо человеку(1) и знать (2)и любить(3) и беречь свою землю.

2. Березы(1) и осины(2) липы(3) и клены(4) уже стояли зелеными.

3. Тронутый осенью лиственный лес поражал(1) разнообразием красок(2) и их оттенков.

4. Перед нами мягко светились(1) и переливались на солнце (2)пшеничные поля (3)и луговые травы.

5. Около изб не было видно(1) ни людей (2)ни деревьев

6. Бойцам приходилось(1) либо ночевать в лесу(2) либо без сна двигаться вдоль реки.

7. Впереди(1) и позади нас с гудением(2) и рычанием ехали нагруженные зерном грузовики.

8. Ветер выл (1)и толкал меня (2)то в спину(3) то в грудь.

9. Сказочник обходил города(1) и села(2) и встречал в дороге множество разных людей, которые (3)и стали героями его удивительных историй.

10. Все отдыхающие лениво прохаживались по набережной(1) или отдыхали в парке(2) или катались на лодках.

11. Леонардо да Винчи был не только великим художником (1)но и великим математиком.

12. Много желал(1) да ничего не поймал.

13. Вопросы задавали(1) как дети (2)так и их родители.

14. Охота(1) долгие прогулки(2) да беседы с местными жителями(3) помогали ему отвлекаться от тревожных мыслей.

15. Настоящий солдат должен любить свою родину(1) и защищать свой дом (2)и своих соотечественников.

Эталон: 1 (2,3); 2 (2); 3 (); 4 (); 5 (2); 6(2); 7(); 8 (3); 9(); 10 (1,2); 11 (1); 12(1); 13 (2); 14 (1); 15 ().

 


Упражнение 3. Конструирование текста.

  1. Прочитайте предложения.

1) Его искусство, то ли поэтическое (Софокл), то ли военное (Александр Македонский), то ли пластическое (Фидий), делает его богоравным.

2) Но пытливые умы эпохи Возрождения не могли удовлетвориться ореолом таинственности.

3) Этим было сказано всё: он выше обычного смертного, в его деяниях отражается могущество небожителей.

4) В античные времена на гения смотрели как на счастливого избранника богов, ниспославших ему дар удивлять и очаровывать людей.

  1. Выполните задания 1-10.

1) В каком порядке следует расположить эти предложения, чтобы получился текст?

А) 3,2,1,4 Б) 4,1,3,2 В) 4,2,1,3 Г) 3,4,1,2

2) В каком слове нет звука [а]?

А) яркий Б) богоравным В) счастливого Г) удивлять

3) Какое слово в предложении 3 образовано сложением? _________________________________

4) Значение какого слова определено неверно?

А) Пластика – совокупность искусств, создающих объемные формы (скульптуру)

Б) Античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян

В) Ореол – высшая степень, расцвет чего – либо

Г) Небожитель – божество

5) Какое слово не имеет стилистической пометки «высокое»?

А) небожитель Б) деяние В) избранник Г) искусство

6) На использовании какого художественного средства основывается образность подчеркнутого выражения (предложение 2)?

А) сравнения Б) метонимии В) гиперболы Г) анафоры

7) Какой частью речи является подчеркнутое слово из предложения 3?

А) наречием Б) кратким причастием В) глаголом Г) прилагательным

8 ) Укажите глагол 2 спряжения.

А) смотреть Б) сказать В) удивлять Г) отражаться

9) В каком предложении есть причастный оборот?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

10) В синтаксической характеристике какого предложения допущена ошибка?

А) предложение 1 – простое, двусоставное

Б) предложение 2 – простое, двусоставное, грамматическая основа «умы не могли удовлетвориться»

В) предложение 3 – сложное, бессоюзное, состоит из трех грамматических основ

Г) предложение 4 – простое, двусоставное, грамматическая основа «дар удивлять и очаровывать»

Эталон: 1(б); 2(в); 3(небожителей); 4(в); 5(г); 6 (б); 7(г); 8(а); 9(г); 10(г).

 

 

Упражнение 4. Морфология.

Запишите ответ и сверьте его с эталоном.

Задание Ответ Эталон
1. Укажите наречие в словосочетании: «кто-то незнакомый», «написал быстрее», «несмотря на дождь», «около леса»    
2. К какой части речи относится подчеркнутое слово: «в течение дня»?   Быстрее
3. Укажите краткое причастие: «соломенный», «умен», «горячо», «выполнены»   Предлог
4. Укажите существительное мужского рода: шампунь, вуаль, какао, авеню.   Выполнены
5. Найдите относительное прилагательное: умный, прибрежный, великий, ласковый   Шампунь
6. Какой глагол относится ко 2 спряжению: писать, стелиться, бороться, видеть?   Прибрежный
7. Найдите указательное местоимение в словосочетании: «никто не знал», «думал только о себе», «такой день», «каждому не объяснишь»       Видеть
8. Найдите служебное слово: тот человек, этого задания, смотреть вдаль, согласно приказу   Такой
9. К какой части речи относится подчеркнутое слово: «Как прекрасна земля»   Согласно
10. Найдите «лишнее» слово в этом ряду: лишь, даже, возле, только.   Частица
11. В каком словосочетании есть союз: «чтобы лучше понять», «узнал впоследствии», «так уже повелось», «некогда присесть»   Возле
12. Найдите деепричастие: решена, не готова, бурно, кивнув   чтобы лучше понять
13. Укажите глагол повелительного наклонения: стережёт, поехал бы, ляг, буду читать   Кивнув
14. Какое слово не является числительным: двойник, оба, трехсот, сороковой   Ляг
15. Укажите переходный глагол: теряться, жить, построить, залезать   Двойник
16. К какой части речи относится подчеркнутое слово: «Прошлое невозможно вернуть»   Построить
17. В каком выражении есть местоимение: «то же самое», «как бы невзначай», «потому что устал», «поневоле согласился»   Существительное
18. найдите страдательное причастие: унесший, оглядев, неуверенно, написанный   То же самое
19. К какой части речи относится подчеркнутое слово: «Выражение её лица было печально »   Написанный
20. Найдите неизменяемое слово: сразу, никто, себе, полтора   Прилагательное
    Сразу

 

 

Упражнение 5. Работа над текстом.

1. Прочитайте текст.

(1) Некогда Сократ пояснял, что строить цепь последовательных умозаключений, ведущих к верному выводу, ему помогает таинственный дух, демон, гений. (2) С той поры повелось считать, будто избранные люди одухотворены гением и поэтому способны на сверхъестественные деяния.

(2) Но почему все-таки некоторые люди наделены острым умом, тонкой интуицией, вдохновением? (4) Или это особый дар, унаследованный от предков примерно так же, как наследуются дедушкин нос и мамины глаза? (5) Или результат упорного труда и нечеловеческой работоспособности? (6) А почему кто-то особенно работоспособен? (6) Или просто игра случая, поднимающего кого –то выше других, подобно волне, которая одного захлестывает, а другого подбрасывает вверх? (8) Или все эти слагаемые в сумме определяют гениальность?

(9) О врожденных талантах известно немало. (10) Пятилетние дети способны прекрасно играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку, рисовать, изучать иностранные языки. (11) Правда, одаренные дети редко становятся великими людьми.

(12) А как быть с теми мыслителями, творцами, кого не отличали с детства особые таланты и которым судьба не создала особых обстоятельств для проявления гениальности? (13) Кем считать их?

(14) Пожалуй, именно их и следует считать великими людьми. (15) Такой человек трудится наперекор судьбе. (16) Он мучительно превозмогает врожденные и приобретенные свои недостатки. (17) Он ищет в своей душе те чудесные искры, которые позже сможет превратить в яркий свет. (18) Он добивается от себя наивысшего напряжения сил, разума, воли. (19) он одновременно творец и творение, создатель самого себя. (20) Он прокладывает новые пути, по его стопам пойдут потомки. (21) Мне кажется, что гений – это человек, который самоотверженно служит высокой цели, остался верен своему призванию, именно эта самоотверженность позволила проявиться его титаническим силам. (22) И жизнь многих выдающихся людей подтверждает справедливость этого вывода. (По Р.Баландину)

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1) Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста?

А) «Мудрость Сократа» Б) «Верность призванию» В) «Сила разума» Г) «Одаренные дети»

2) Какое высказывание искажает содержание этого текста?

А) Раньше считалось, что великим людям помогает дух-покровитель, которого называли гением.

Б) Все великие люди были одаренными с детства, и это заставило ученых обратить пристальное внимание на проблемы школьного образования.

В) Великими следует считать тех, кто добился всего наперекор судьбе

Г) Самоотверженная любовь к своему призванию – вот главная черта гениального человека.

3) Определите стиль и тип речи этого текста.

А) художественный, описание Б) публицистический, рассуждение

В) научный, повествование, описание Г) разговорный, рассуждение

4) Значение какого слова из текста определено неверно?

А) сверхъестественный – превышающий обычную меру чего-нибудь, поразительный;

Б) интуиция – способность человека логически и творчески мыслить;

В) демон – дух божество;

Г) когорта – крепко сплоченная группа соратников.

5) В каком предложении есть фразеологизм?

А) 1 Б) 4 В) 12 Г) 20

6) На использовании какого художественного средства основывается образность выражения «титаническими силами»?

А) Эпитета Б) Сравнения В) Перифраза Г) Аллегории

7) Функция какого средства из этого текста охарактеризована неверно?

А) сравнительные обороты помогают придать мыслям автора яркую образность и наглядность.

Б) вопросы позволяют привлечь внимание читателя к обсуждаемой проблеме.

В) анафоры усиливают эмоциональную силу авторских рассуждений.

Г) парцелляция придает тексту непринужденно – разговорный характер.

8) Укажите средства связи предложений 10 и 11.

А) вводное слово и лексический повтор; Б) личное местоимение и антоним;

В) контекстуальный синоним и союз; Г) указательное местоимение и перифраз

9) Каким предложением из текста можно подтвердить следующее высказывание?

«В человеке спрятаны необъятные силы, в недрах его души лежат сокровища, великими становятся именно те люди, которые поняли сами себя, нашли в себе дремлющие до поры способности…»

А) 4 Б) 11 В) 16 Г) 19

10) В каком предложении выражена главная мысль этого текста?

А) 1 Б) 9 В) 11 Г) 21

Эталон: 1 (Б); 2(Б); 3(Б); 4(Б); 5(Г); 6(А); 7(Г); 8(А); 9(Г); 10(Г).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: