Доклад на тему
«Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Педагог – психолог Мазаненко Л.М.
Здравствуйте, дорогие коллеги!
В последнее время, наблюдается тенденция снижения уровня психического здоровья современных детей, которое проявляется: в сложности концентрации внимания, двигательная заторможенность и расторможенности, памяти, нарушение эмоционально волевой сферы, снижение работоспособности.
К обучающимся с ОВЗ, согласно статьи 2 «Закона об образовании ДНР» относятся «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это дети с нарушениями:
- опорно-двигательного аппарата;
- слуха;
- зрения;
- с нарушениями интеллекта (дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития);
- речи;
- с эмоционально-волевыми нарушениями, дети с аутизмом
- со сложной структурой нарушений (наличие 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
Такие дети испытывают трудности в обучении.
На эти и многие другие вопросы поможет найти ответ психолог в школе. Психолог в образовании является одним из ключевых звеньев участников образовательного процесса.
Сегодня дети с ОВЗ становятся обычным явлением в массовой школе. И наша школа не исключение.
Осуществляется работу по всем направлениям деятельности школьной психологической службы.
Цели работы:
1. Создание условий для гармоничного развития личности ребенка.
2. Сохранение и поддержание психического здоровья всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, учащихся).
3. Создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Работу с детьми с ОВЗ следует начинать с ознакомления протокола и заключения специалистов ПМПК, карт реабилитации, медицинского диагноза и диагностики специалистов.
В работе с детьми ОВЗ используют индивидуальные учебные планы составляются на основе Базисных планов, утвержденных Министерством образования и науки ДНР, включая коррекционный компонент. Образовательный уровень учащихся, которые учатся по индивидуальной форме обучения, должен соответствовать требованиям Государственных образовательных стандартов.
Приказ от 27.05.2021г. №459 «О внесении изменений в Примерный перечень рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций/ комиссий по определению программы обучения для лиц с ОВЗ с учетом возраста, состояния здоровья (диагноза), утвержденных Приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.11.2018 года № 972».
Проводится диагностическая работа с целью определения динамики развития и дальнейшей коррекционной работы. Использую для диагностики комплект методик.
Используются психокоррекционные игры, пиктограммы.
В ходе занятий развиваются функции внимания, ориентация во времени, абстрагирование.
Использование психотерапевтических технологий дает возможность помочь ребенку справится со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию.
Проводятся консультации просветительского и профилактического направления с родителями и педагогами коллектива. Так как, только совместная работа может привести к положительному результату.
Работа по формированию индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ
Работа по организации индивидуального образовательного маршрута осуществляется комплексно учителем, учителем - логопедом и педагогом - психологом. Создание психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации преодолении трудностей в обучении, нарушений эмоционально – волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ
· диагностика уровня развития обучающегося и его индивидуальных особенностей;
· определение направлений коррекционно - развивающей работы;
· определение содержания коррекционно-развивающей работы;
· определение ожидаемых достижений ребенка;
· определение результатов работы по индивидуально-образовательному маршруту.
Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватного для данного ребенка вида и формы обучения.
Результаты коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов по индивидуальному образовательному маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в начале и конце учебного года, обсуждаются на консилиуме и фиксируется в школьной документации. В конце учебного года, исходя из результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута, консилиум принимает решение о целесообразности индивидуального обучения или о продолжении обучения в условиях класса, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута).