Дополнительные эффекты в росписи ткани
Роспись по-сырому
Роспись по ткани можно обогатить дополнительными эффектами. Один из таких эффектов роспись по-сырому, когда красители, плавно перетекая один в другой, создают неповторимые оттенки. Ткань или ее участок смачивают водой, после чего начинают роспись кистью или тампоном, легко касаясь поверхности. Работу следует закончить до высыхания ткани, иначе могут образоваться затеки с грубым контуром.
Роспись сухими красителями
Одна из разновидностей работы по сырой ткани присыпка сухими красителями. Натянутую на раму ткань смачивают и в нужных местах из пакетика с анилиновым красителем аккуратно легким постукиванием высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности ткани, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвосты кометы. Частицы краски устремятся вслед за движением воды в сторону от сырого к сухому. Нельзя только допустить, чтобы краситель уперся в край сырого участка, иначе по краю образуется некрасивое пятно с темным контуром. Таким образом можно расписать ткань для одежды и интерьера, нужный мотив росписи, например, салют или цветок. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор.
Поваренная или морская соль
Очень интересный эффект получается с помощью поваренной соли. Благодаря гигроскопическим свойствам кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краситель. Благодаря этому ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители (например, фиолетовый = синий + красный; зеленый = синий + желтый) нередко раскладываются на составляющие. Солью посыпают влажную роспись. Это можно сделать произвольно: посыпать часть росписи (например, половину листика для аппликации) или аккуратно разложить кристаллы в необходимом порядке. Или вокруг кристаллов соли аккуратно нанести кистью воду, но не слишком много, чтобы соль не растворилась, образуя бесформенные пятна. Эффект этого приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают четкое смещение цвета, мелкие создают оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. После высыхания излишки соли убирают. Очень хороша солевая техника для детской аппликации при росписи различных зверушек, т.к. придаст их «шерсти» видимость пушистости.
|
Мочевина
Обычная мочевина (удобрение для огорода) также может придать росписи оригинальный эффект. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, т.к. мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажности ткани пятнышко будет иметь или относительно четкий контур и небольшой размер, или расплывчатые края и большую площадь. Излишки мочевины после достижения задуманного эффекта снимают ватой, иначе на ткани образуется некрасивое матовое пятно.
Сухая кисть
Особенно эффектно выглядит техника сухой кисти. Щетинной кистью наносят мазок, стараясь, чтобы он как бы состоял из множества узких мазков, как если бы каждая щетинка кисти оставила свой собственный след. При этом красителя на кисть надо набирать меньше, чем просто для росписи. Не рекомендуем, однако, расписывать в такой технике все полотно. Помните, что батик имеет несколько иные, чем живопись, задачи.
|
Соломинка для коктейля
Существует еще один оригинальный прием, позволяющий создать пейзаж, рисунок ветвей или деревьев, совершенно при этом не рисуя. Ветви при этом будут выглядеть обнаженными, поэтому лучше создать пейзаж в осенних или зимних тонах. Основные элементы пейзажа небо, холмы, дальний лес, реку и т.д. — распишите по-сырому или в технике свободной росписи. После высыхания загрунтуйте ткань горячим желатином (тонким слоем). Раствор обязательно должен быть горячим, иначе желатин застынет. Делают раствор следующим образом. На один литр воды берут 2-3 г желатина, оставляют набухать, а потом нагревают до полного растворения (не кипятить!). Если ваш пейзаж расписан в свободной технике по солевому или желатиновому грунту, вторично грунтовать необязательно. Для создания деревьев или ветвей вам понадобятся темная краска (или тушь) и соломинка для коктейля. Каплю темной краски осторожно нанесите кончиком кисти на место «корня» дерева и сильно дуньте через соломинку. Краска растечется по ткани тонкой струйкой с многочисленными ответвлениями, напоминающими мелкие ветки деревьев или кустов. Нанесите следующую каплю в место ответвления толстой ветки и так далее, пока не сформируете крону.
Масляная краска и различные присыпки
Иногда в росписи необходимо расставить акценты или прорисовать некоторые мелкие элементы, например, тычинки цветов. Сделать это можно с помощью сухих красителей (пигментов), разведя их сиккативом. Сиккатив быстро сохнет, поэтому надо работать быстро. Можно использовать масляную краску, обезжиренную на газете и разведенную бензином. При росписи декоративных панно используются также рельефные краски и присыпки к ним. Если присыпок нет, используйте металлический порошок, пигменты, косметические блестки. Работают этими красками по сухой ткани. Из пергамента, кальки или компрессной бумаги плотно и аккуратно скручивают небольшую воронку-фунтик. В нее выдавливают небольшое количество краски из тюбика, после чего воронку крепко закрывают или заклеивают, осторожно срезают кончик. От величины отверстия зависит толщина линий узора. Осторожно надавливая на воронку с краской, ее ведут вдоль линий рисунка, создавая узор. Линии по желанию присыпают присыпкой. Таким образом создается эффект золотого шитья. Работа с такими красками возможна только в станковых произведениях, так как краска не очень прочно держится на ткани. Сейчас выпускаются специальные блестящие краски в тюбиках-аппликаторах, закрепляющиеся с помощью утюга.
|
Эффект получен при использовании сухих красителей
Техника свободной росписи Эффект получен при использовании
мочевины